Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:30, реферат
Основополагающая формула БЖД - предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Введение
1. Цели и задачи БЖД
1.1 Управление безопасностью жизнедеятельности
2. Понятие среды обитания
2.1 Среда обитания человека
3. Техносфера
3.1. Глобальные последствия загрязнения атмосферы
3.2. Изменение климата Земли
3.3. Нарушение озонового слоя
3.4. Уровень радиации
3.5. Ионный состав Мирового океана
4. Аксиомы БЖД
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
3.1. Глобальные последствия загрязнения атмосферы
3.2. Изменение климата Земли
3.3. Нарушение озонового слоя
3.4. Уровень радиации
3.5. Ионный состав Мирового океана
4. Аксиомы БЖД
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития, как взрослого, так и детского организма. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами и людьми. Среда обитания может оказывать благоприятное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.
Дисциплина «БЖД» интегрирует знания по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т. д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности и другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы со всех точек зрения, то есть комплексно решает исследуемый вопрос.
БЖД - наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормотивно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».
Основополагающая формула БЖД - предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются
вопросы обеспечения
1. Цели и задачи БЖД
Основная цель БЖД – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности.
Задачи:
Идентификация (распознание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания.
Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека.
Ликвидация отрицательных
Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Основные функции БЖД:
Описание жизненного пространства.
Формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДК, ПДУ, допустимого риска и т. д.
Организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия.
Разработку и использование средств биозащиты.
Реализацию мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
1.1. Управление безопасностью жизнедеятельности
К. Маркс писал: «Всякий непосредственно
общественный или совместный труд,
осуществляемый в сравнительно крупном
масштабе, нуждается в большей
или меньшей степени в
Управление — представляет
собой целенаправленный
Объект управления — это система человек — среда. В узком смысле под средой понимают производственные условия. Адаптации среды к характеристикам человека — главное направление в профилактической работе по обеспечению безопасности.
Адаптация человека к условиям среды обитания является важным условием безопасности труда. Эта адаптация достигается такими средствами, как обучение и инструктирование работающих по вопросам охраны труда, воспитание дисциплины и ответственного отношения к требованиям безопасности, применение средств индивидуальной защиты, профессиональный отбор и т. д.
Существует два направления управления безопасностью труда:
1. Одно направление
2. Другое - по ранее полученным данным. Анализируя обстоятельства, выясняют причины неблагоприятных последствий и намечают соответствующие управляющие воздействия для их устранения.
Управляющая и управляемая системы
связаны между собой
Из объекта управления информация в виде сведений о состоянии условий труда, зафиксированных в паспортах и формах отчетности, поступает в управляющую систему. Эта информация используется для выработки команд воздействия на управляемую систему.
В системе управления безопасностью труда выделяется несколько относительно самостоятельных функций, а именно: учет, анализ и оценка состояния безопасности; прогнозирование и планирование совершенствования безопасности; распределение должностных обязанностей между участниками управления; оперативное управление безопасностью, контроль, стимулирование (активизация) и др.
2. Понятие среды обитания
Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.
Интерес к среде своего
обитания был свойственен
В средние века господство
схоластики и богословия
2.1. Среда обитания человека
Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.
Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь, человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией среды обитания. Среди них — комфорт и безопасность природной среды, экологически комфортное жилище, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие.
Естественные или
По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т.д.
Но все же, можно уверенно констатировать,
что в результате индустриализации
и стихийной урбанизации
В связи с резкими
Житель современного города больше всего видит плоские поверхности — фасады зданий, площади, улицы и прямые углы — пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В квартирах и офисах идет продолжение подобных пейзажей, что не может не сказаться на настроении и самочувствии постоянно находящихся там людей.
Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера». Этот термин введен австралийским геологом Зюссом в 175 году. Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы. С именем русского ученого В. И. Вернадского связано создание учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере является единство биосферы и человечества. По мнению Вернадского, в эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте».
В жизненном цикле человек
и окружающая его среда
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
- создает и использует защиту
от негативных воздействий,
Среда обитания – это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.
На нашей планете живые
Приспособления организмов
к среде носят название
Отдельные свойства или элементы среды носят название экологических факторов. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические (все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы) и биотические (это формы воздействия живых существ друг на друга).
Информация о работе Цели и задачи безопасности жизнедеятельности