Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа
Объем производства и реализации про¬дукции являются взаимозависимыми пока-зателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограни¬ченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля¬ется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво¬дить только те товары и в таком объеме, ко¬торые оно может реально реализовать.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.
Данная тема является актуальной в наше время, так как сегодняшний уровень работы предприятий оставляет желать лучшего. Большинство продукции поставляется из - за границы, а производство нашей продукции перестало быть основным в нашей экономике.
Цели анализа могут быть следующими:
оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;
анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;
анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.
Данные анализа могут быть использованы для принятия конкретных управленческих решений:
при формировании портфеля заказов;
при составлении уточненного плана производства и увязки его с производственными мощностями;
при разработке сметы затрат на производство;
для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;
для оценки потребности в трудовых ресурсах.
Для достижения и реализации поставленных целей анализа необходимо решить целый перечень задач, основными из которых являются следующие:
оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;
выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;
определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;
разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
Источниками информации для анализа служат:
o бизнес-план предприятия (организации), оперативные планы производства и отгрузки продукции;
o отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
o форма № 2 «Отчетность о прибылях и убытках»;
o ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
o хозяйственные договоры с покупателями продукции (хозяйственные договоры содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, сроках договора,
o санкциях за нарушения условий);
o данные первичного бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам: «Выпуск продукции»,
o «Готовая продукция», «Продажи».
Основными показателями объема производства являются валовая, товарная и реализованная продукции.
Валовая продукция (ВП) – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция (ТП) отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная продукция (объем продаж) (РП) – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.
Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:
стоимостные: полностоимостные (оптовые цены предприятия) и элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная чистая прибыль и др.);
натуральные;
условно-натуральные (тонны условного топлива, тонны-километры
и т.д.);
трудовые (нормо-часы затрат труда).
Необходимым условием является изучение объемов производства как в границах min-max, представляющих временной ряд, так и в пределах неизменных постоянных издержек. Временный ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.
При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.
Оптимальным объемом продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.
Анализ объема реализации начинается с изучения динамики объема готовой и реализованной продукции.
Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции проводится с помощью следующих показателей:
базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к первому году анализируемого периода;
цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду;
среднегодовых темпов роста (прироста) – рассчитываются по среднегеометрической.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).
Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от перечня наименований продукции (номенклатуры), ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.
В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:
степень выполнения договорных обязательств;
качество планирования;
качество менеджмента.
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами:
1. По способу наименьшего процента.
Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню.
2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
3. По способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Резервы роста объема производства и продаж продукции – это количественно измеримые возможности их увеличения за счет более эффективного использования ресурсов предприятия (факторов производства).
Различают равномерный (в равные промежутки времени выпуск одинакового количества продукции) и ритмичный выпуск продукции (точное соблюдение плановых, часовых, суточных, месячных графиков производства).
Таким образом, ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации (продажи) продукции, выполнения обязательств по поставкам продукции.
В оценке выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
К прямым показателям относятся:
1. Коэффициент ритмичности
2. Коэффициент вариации
3. Коэффициент аритмичности
Косвенные показатели ритмичности:
наличие доплат за сверхурочные работы;
потери от брака;
уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции;
наличие сверхплановых поставок незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Причины нарушения ритмичности производства можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним причинам аритмичности можно отнести тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень
организации, технологии и материально-технического обеспечения производственного процесса.
К внешним причинам – несвоевременную поставку сырья и материалов поставщиками (срыв договоров), низкую
платежную дисциплину и др.
Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
К обобщающим показателям относятся:
удельный вес новых изделий в общем объеме продукции;
удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции;
удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме;
удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме и др.
Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:
назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;
надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);
технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических
эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;
безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;
эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;
экологичности и т.д.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.
Различают следующие виды качества:
высокое – товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;
конкурентоспособное – товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;
низкое – товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;
неконкурентоспособное – качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар с производства.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества».
«Петля качества» – это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции