Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:10, задача
Какими компонентами определяется организация?
Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как
Вопросы. Лекция 3
Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:
Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого – организация как состояние. Состояние - Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или определенную степень упорядоченности.
Типы организации:
Неформальная — система
а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;
б) существование и
в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержание межличностных отношений.
Формальная структура
Формальная структура
Две специфические черты отличают организации от других видов социальных групп:
во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных,специфических целей;
во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
Виды организации:
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.
I. Трудовая организация — это:
организационно закрепленная совокупность людей,
действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели
и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций.
II. Производственная организация
относится только к сфере
III. Социальная организация - (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
Трудовые организации
1) по форме собственности.
В настоящее время можно
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
иерархического (субординационного, «вертикального»).
По отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.
координационного (паритетного, «горизонтального»).
Второй принцип — координационный — является воплощением функционального разделения труда.
линейная организационная
матричная структура: Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Группы подчиняются одновременно и руководителю проекта, и руководителю того функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.
организация конгломератного типа:
Организация конгломератного
• в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная
структура,
• в другом — линейная,
• в третьем — матричная организация.
Социальная организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействую различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.
Социальная организация
наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
формализация отношений в
иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми;
Производственный тип
а) функциональную (содержание труда);
б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);
в) социально-психологическую (межличностные отношения);
г) управленческую (система управления).
Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политических, экономических, юридических, социальных и социально-культурных воздействий, постоянно присутствующих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее приходят люди без большого удовлетворения, скорее подгоняемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.
Внутренняя среда организации - это непосредственная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельностью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее решение конкретный человек или конкретная группа людей, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы, стимулированы, плохо обучены или безответственно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, потребностями, ожиданиями, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.
Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру группы.
с одной стороны, нормативная структура
с другой — фактическая структура
Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания.
Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм.
Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.
Формальная социальная структура — это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается директором. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах.
Цели. Цели очень важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. При взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.