Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа
Универсальным решением для принятия управленческих решений, касающихся инновационного проекта, внедрения нового продукта, товара или услуги и направлений деятельности фирмы, является составление бизнес-плана.
Одной из главных функцией бизнес-плана является то, что он служит базовым документом для получения заемных средств в виде кредита для финансирования бизнеса. Именно эта функция бизнес-планирования является наиболее актуальной для развивающегося круга предпринимателей. Причем, в разных своих вариациях, объемах и разделах, бизнес-план необходим как для малого, так и для крупного бизнеса, как для вновь создаваемых предприятий, так и для работающих уже многие годы.
Для разработки бизнес-планов используются следующие методы:
Известно, что предприятие в рыночной системе хозяйствования подвержено постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям. В дополнение к этому для российских условий характерна еще и неустойчивость законодательства.
Специалисты-рыночники считают, что чем больше рынка, тем важнее план. При этом план надо понимать как сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила рыночной экономики.
Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы обращаются к экспертам за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана11.
Однако составление бизнес-плана требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело. Руководящая роль первого лица в процессе бизнес-планирования обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.
Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя — хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это не означает, конечно же, что не надо пользоваться услугами консультантов — наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.
Ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют даже банки, предоставляя кредиты. Но пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель оказывается не готов к ожидающим его неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. А это чаще всего заканчивается плачевно. Поэтому лучше не пожалеть времени (несмотря на то, что для крупного проекта разработка бизнес-плана может продолжаться до 200 и более часов) и заняться бизнес-планированием, пользу которого подтверждает и зарубежный опыт.
При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. В рамках подготовки плана правильно выбранный стиль изложения часто оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Необходимо обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой - средство рекламы. В соответствии с этой особенностью нужно выбрать и язык бизнес-плана. Он должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды.
Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее. Рекомендуется также привести цитаты солидных авторов, которые подчеркнут идею, излагаемую в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитата может быть приведена, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или обильной цифровой информации.
Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.
Итак, для процесса бизнес-планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия характерны следующие особенности:
Кроме того, определены важные отличия методик составления бизнес-плана в зависимости от его предназначения. Важнейшей задачей бизнес-плана является то, что он становится главным финансовым документом, который используется для привлечения заемных средств на развитие компании.
В условиях развития рыночных отношений финансовое состояние становится важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятий всех форм собственности во внешней среде, которое определяет конкурентоспособность предприятия, его деловой потенциал, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы как самого предприятия, так и его деловых партнеров.
Финансовое состояние
Это становится особенно актуально на этапе привлечения дополнительных денежных средств посредством бизнес-планирования.
1 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: Проспект, 2009.
2 Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: ЭКМОС, 2009.
3 Бизнес планирование. Курс лекций./ Э.А. Уткин, Б.А.Котляр, Б.М. Рапопорт - М.: Экмос, 2008.
4 Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2009.
5 Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособ. — М.: Финансы и статистика, 2009.
6 Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2008.
7 Найденков В. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор-издат, 2009.
8 Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2009.
9 Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2009.
10 Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009.
11 Найденков В. Бизнес-план. Теория и практика. - М.: Приор-издат, 2009.