Бизнес-план – основа планирования деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц.
Таким образом, планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач.

Содержание

Введение.
1. Сущность и виды планирования на предприятиях.
2. Организация планирования промышленных предприятий.
3. Бизнес-план – основа планирования деятельности предприятий.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Планир Предпр.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом,  организация плана – это целевое  описание последовательно связанных  действий и событий, в котором  постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата. С помощь обратной связи  (ведение учета и отчетности, информационные сигналы и потоки в иерархии управления снизу вверх) ведется контроль исполнения плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.

3. Бизнес-план  – как основа планирования  деятельности предприятий.

Бизнес-план - это документ, в котором  описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприниматель собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного  характера и условий предстоящей  деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и  т.п. - состав и структура бизнес-плана  могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической  деятельности. Хотя бизнес-план не имеет  строго регламентированных содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия:

  1. Бизнес-план должен быть профессиональным. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для использования.
  2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы).для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.
  3. Следует заручиться  объективной оценкой бизнес-плана. Необходимо ознакомить с ним членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые счеты. Ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане.
  4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, т.к. он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.
  5. Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий семь разделов.

Главная цель предпринимательского бизнеса  – получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует разобраться, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.

Важно при этом учесть фактор времени. Наряду с величиной  ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя  в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.




                         


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Основные разделы бизнес-плана.

 

Наряду с главной, определяющей целью, составители бизнес-плана  должны отразить другие цели и задачи:

  • Социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных ценностей; развитие научно-технического и творческого потенциала.
  • Повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
  • Специальные цели – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.;
  • Особые задачи предпринимательства – благотворительность. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот.

Раздел 2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий идеи и содержание плана  в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, т.к. ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана.

В сводном разделе  бизнес-плана представлены:

  • Генеральная цель сделки (проекта);
  • Краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;
  • Пути и способы достижения поставленных целей;
  • Сроки осуществления проекта (сделки);
  • Затраты, связанные с его реализацией;
  • Ожидаемая эффективность  и результативность;
  • Область использования результатов.

Общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции  и услуг, выручка, собственные и  заемные средства, прибыль, рентабельность.

Специальные показатели: качество реализуемых товаров и  услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

Раздел 3. Характеристики продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.

В этом разделе бизнес-плана должны быть зафиксированы:

  • Наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели, фотографии и т.д.);
  • Сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять (прогноз платежеспособного спроса на товар, данные о регионе, группах населения, которые исходя из анализа и прогноза станут покупателями и потребителями товара, данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре). Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включается в бизнес-план;
  • Прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.

Раздел 4. Анализ и оценка конъюнктуры  рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

Этот раздел – непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой – на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику.

Раздел 5. План (программа) действий и  организационные меры.

Программа предпринимательских действий обычно включает:

  • Маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);
  • Осуществление производства продукции (производственное предпринимательство);
  • Закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (коммерческое предпринимательство);
  • Обслуживание покупателя, в том числе и послепродажное.

Организационные меры призваны способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана. Это способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров, учета, контроля и др.

Раздел 6. Ресурсное обеспечение  сделки.

В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов.

Ресурсное обеспечение  охватывает:

  • Материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);
  • Трудовые ресурсы;
  • Финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения, кредиты, ценные бумаги);
  • Информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Раздел 7. Эффективность сделки (проекта).

Это завершающий раздел бизнес-плана, содержащий характеристику эффективности предпринимательской сделки. В числе основных сводных показателей эффективности – показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Международная практика обоснования  проектов.

В международной практике обоснование  проектов применяется несколько  обобщающих показателей, позволяющих  подготовить решение о целесообразности вложения средств. В их числе:

  • чистая текущая стоимость (разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период с учетом фактора времени);
  • рентабельность (отношение прибыли к капитальным вложениям; рассчитывается для каждого года реализации предпринимательского проекта и как среднегодовая величина; при этом учитывается налогообложение);
  • внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности, обеспечивающее равенства нулю показателя чистой прибыли, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций);
  • период возврата капитальных вложений (количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальных вложения);
  • максимальный денежный отток (наибольшее отрицательное значение первого показателя, рассчитанного нарастающим итогом; отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат);
  • норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается доход от продаж, равный издержкам производства).

                                                

 

Заключение

Функционирование  любого предприятия подразумевает взаимодействие и совместную работу нескольких звеньев (людей, отделов, дивизионов и т.д.). Для того, чтобы их деятельность была эффективной и слаженной необходима четкая постановка задачи для каждого звена, т.е. необходим план, который будет составлен на основе миссии и целей предприятия.

После изучения данной темы можно сделать следующие  выводы:

1. Планирование - непрерывный процесс установления  или уточнения и конкретизации  целей развития всей организации  и ее структурных подразделений,  определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

2. Планирование - это систематическая подготовка  принятия решений о целях, средствах  и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

3. Планирование  представляёт собой не единичный  акт, а сложный многофазовый, многозвенный  процесс, совокупность последовательных  шагов в поисках оптимального  решения. Эти шаги могут осуществляться  параллельно, но согласованно, под одним общим руководством.

4. Планирование  — это прежде всего процесс  принятия решений, позволяющих  обеспечить эффективное функционирование  и развитие предприятия в будущем,  уменьшить неопределенность. Обычно  эти решения образуют сложную систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются в определенной увязке, позволяющей обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения улучшения конечного результата. Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределения и перераспределения ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми предприятие должно действовать в предстоящем периоде.

5. Планирование  как основной процесс управления  включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.

Каждое из средств  воздействия имеет свою специфику  и условия использования.

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Берзин И.Э. Экономика фирмы.- Москва 1997.
  2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и   инвестиций. Москва: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  3. Волков О.И. Экономика предприятия. Москва –1997г.
  4. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. Москва –1999г.
  5. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия. Москва –1998г.
  6. Злобин Б.К. Экономика и организация рыночного хозяйства. Москва –    2000г.
  7. Экономика предприятий. Под ред. Сафронова Н.А. – М.: Юность, 1998г.

Информация о работе Бизнес-план – основа планирования деятельности предприятий