Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:22, курсовая работа
В данной работе поставлена цель - рассмотреть назначение бизнес-плана, выявить его структуру, требования, предъявляемые к его составлению, а так же рассмотреть краткое содержание бизнес-плана.
Задачей данной работы, является показать, насколько бизнес-план важен в деятельности любой фирмы или компании.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие бизнес-плана и сфера его применения 6
1.2. Структура бизнес-плана и последовательность его разработки 12
1.3 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 23
2 БИЗНЕС-ПЛАН: предприятие «Ралли» 32
2.1 Резюме для высшего руководства 32
2.2 Краткое описание компании 34
2.3 Услуги 35
2.4 Анализ рынка 39
2.5 Стратегия и реализация 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……
3. В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и другие) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
Разработчикам бизнес-планов на предприятиях следует иметь в виду, что не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной его формы и структуры. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки практически совпадают. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления.
По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы.
Структура бизнес-плана жестко не регламентируется законодательно. Бизнес-план может иметь 6,7…18 и другое число разделов. Однако число разделов не должно быть слишком большим, иначе документ будет перегружен. В тоже время, если нет необходимого числа разделов, то это создаст впечатление недостаточной проработанности проекта. Обычно количество разделов составляет 10 – 12.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести:
- специфику вида деятельности;
- размеры предприятия;
- цель составления бизнес-плана;
- общую стратегию предприятия;
- перспективы роста создаваемого предприятия;
- размер предполагаемого рынка сбыта;
- наличие конкурентов.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.
На предприятии разрабатываются два варианта бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана - официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования, а также опыт практической работы в области планирования бизнеса позволили предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия[5]:
1) Концепция бизнеса (резюме).
2) Описание предприятия и отрасли.
3) Характеристика услуг и продукции.
4) Исследование и анализ рынка сбыта.
5) Конкуренция и конкурентное преимущество.
6) План маркетинга.
7) План производства.
8) Организационный план.
9) Финансовый план.
10) Финансовая стратегия.
11) Потенциальные риски.
1. Резюме бизнес-плана не должно по объему превышать 1-3 страницы. Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В резюме обязательно следует отметить следующие позиции:
- суть проекта;
- эффективность проекта;
- сведения о предприятии;
- команда проекта;
- стратегия реализации проекта;
- объем необходимого финансирования;
- план возврата заемных средств;
- гарантии возврата инвестиций.
2. Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
- название предприятия и его организационно-правовая форма;
- юридический и почтовый адрес;
- краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
- учредители и распределение капитала между ними;
- уставный капитал предприятия;
- организационная структура предприятия;
- дочерние предприятия (данные о предприятиях, доля которых равна или более 51%);
- состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы) и персонал предприятия и его структура;
- структура активов (основной и оборотный капитал, характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов);
- описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса;
- специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
- доля рынка продукции, представляемой предприятием;
- потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
- позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов и комплектующих и т.д.);
- при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта.
При описании отрасли необходимо отразить следующее:
- перечень основной продукции и услуг отрасли;
- региональная структура производства (распределение производственных мощностей по регионам);
- сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе;
- состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли;
- инвестиционный климат;
- описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие;
- общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия;
- перечень основных потребителей;
- доли рынков конкурентов;
- сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).
Примерный объем данного раздела может составлять от 2 до 10 страниц, в зависимости от отрасли и от специфики конкретного проекта и от масштабов компании-заявителя.
3. В разделе «характеристика услуг и продукции» необходимо описать основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность, а также предоставить результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
- наименование изделия и его спецификация;
- функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
- основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
- показатели технологичности и универсальности продукции;
- соответствие стандартам и нормативам;
- стоимостная характеристика;
- стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
- требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
- возможности дальнейшего развития продукта;
- сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
- структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
- концепция развития продукции следующих поколений;
- условия поставки продукции;
- преимущества продукции перед аналогами;
- экспортные возможности продукции.
4. Исследование и анализ рынка сбыта – один из важнейших разделов бизнес-плана, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия.
В бизнес-плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:
- определение типа рынка;
- определение рыночной структуры;
- оценка конъюнктуры рынка;
- отбор целевых сегментов;
- позиционирование рынка;
- прогноз объема продаж.
5. В разделе «конкуренция и конкурентное преимущество» должно быть описано о конкуренции на том рынке, где предприятие будет оказывать свои услуги. Необходимо объективно оценить конкурентов: сделать обзор сильных и слабых сторон, определить долю рынка каждого конкурента, их объем услуг, методы оказываемых услуг, оснащенность фирмы. Затем сопоставить достоинства своего предприятия с уязвимыми моментами в деятельности конкурента.
6. План маркетинга включает: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; рекламу продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
7. План производства наряду с планом маркетинга является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта.
Основная цель раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.
8. Организационный план включает: форму собственности; сведения о партнерах (пайщиках); меру ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационную структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
9. Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Он содержит: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
10. Финансовая стратегия заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
Выделяют три основных вида финансовой стратегии:
1) финансирование из собственных средств;
2) финансирование из заемных средств;
3) смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.
11. Раздел бизнес-плана «потенциальные риски» посвящен обоснованию возникновения тех или иных рисков и принятию мер по их уменьшению.
Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности.
Разработка бизнес-плана – сложный и трудоемкий процесс, поскольку необходимо получить, использовать и проработать большой объем внутренней и внешней информации[6]. Среднее время на его разработку составляет 1-3 месяца. Средний объем составляет 40-50 страниц.
При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
- заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал путем акционирования, займа, выпуска облигаций и т. п.;
- муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением;
- подрядных (проектных) фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор;
- потребителя, использующего продукцию или услуги.
Последовательность разработки бизнес-плана - это сложный комплекс задач, мероприятий, работ, процедур (технологических, технических, организационных, финансовых и т.п.) который должен быть системно организован в пространстве и во времени (от стадии зарождения идеи до стадии ее реализации) и системно управляем (рисунок 1.2.2).
Последовательность выполнения работ | Раздел бизнес-плана |
1. Сбор и анализ информации о продукции, услуге | Раздел 3. Характеристика услуг и продукции |
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта | Раздел 4. Исследование и анализ рынка сбыта |
3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта | Раздел 5. Конкуренция и конкурентное преимущество |
4. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспектив отрасли | Раздел 2. Описание предприятия и отрасли |
5. Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики | Раздел 6. План маркетинга |
6. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами | Раздел 7. План производства |
7. Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей | Раздел 9. Финансовый план |
8. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности | Раздел 10. Финансовая стратегия |
9. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта | Раздел 8. Организационный план |
10. Решение вопроса рисков и гарантий | Раздел 11. Потенциальные риски |
11. Составление краткого содержания проекта | Раздел 1. Резюме |
12. Составление аннотации на проект | Аннотация |
13. Оформление титульного листа | Титульный лист |