Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:18, автореферат
Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.
Особую актуальность проблема предоставления образовательных услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.
Методы прямого
Индуцированные методы государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы обеспечивают опосредованное регулирование рынка труда, способствуют укреплению взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы, развивая взаимоотношения работодателей и вузов, поощряя предприятия, инвестирующие в интеллектуальный капитал и высшую школу через льготное субсидирование и налогообложение. Воздействие на развитие рынка образовательных услуг высшей школы осуществляется через стимулирование государственного совокупного спроса.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью практического применения его результатов при выработке государственной политики по регулированию рынка образовательных услуг высшей школы. Результаты исследования вошли в научный отчет «Анализ эффективности моделей управления в высшем образовании», выполненный в 2004 году по заказу Национального фонда подготовки кадров Государственным университетом – Высшей школой экономики в рамках Инновационного проекта развития образования, а также в программу программы «Поддержка инноваций в высшем образовании».
Теоретические и методологические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений по дисциплинам «Менеджмент», «Экономика образования», «Государственное регулирование национальной экономики», «Экономическая теория» и другим.
Апробация результатов
исследования. Основные положения диссертации были
доложены, обсуждены и получили положительную
оценку на ежегодных научно-практических
конференциях профессорско-
Результаты и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, были применены в практической деятельности Института проблем государственного и муниципального управления Государственного университета – Высшей школы экономики по методическому и организационному обеспечению образовательных программ и проектов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров государственных и муниципальных служащих и Национального фонда подготовки кадров, что подтверждено справками о внедрении.
Публикации. По теме диссертации опубликованы семь научных статей общим объемом 3,5 п.л., в том числе в научном журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В условиях рыночной экономики развитие сектора образовательных услуг, в том числе предоставляемых высшей школой, является жизненно важной задачей и необходимым элементом удовлетворения потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах. Под услугами понимается трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем определенные потребности людей. С позиции затрат труда различают услуги материального характера и нематериальные (чистые). Образовательные услуги высшей школы, введенные в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) Госстандартом Российской Федерации в 1993 году, выделены в отдельную группу. Это обусловлено спецификой производства, воспроизводства и потребления образовательных услуг высшей школы в рыночных условиях:
– образовательные услуги высшей школы представляют собой деятельность в форме активного процесса передачи образовательной информации;
– образовательные услуги высшей школы обладают высокой личностно-общественной значимостью;
– образовательным услугам высшей школы свойственно творческое содержание процесса производство-потребление образовательной информации;
– образовательные услуги высшей школы характеризует более сильная мотивация потребления в сравнении с другими видами услуг;
–относительно высокая стоимость (цена) образовательных услуг высшей школы по сравнению с другими видами услуг не в последнюю очередь зависит от дислокации учреждений, их оказывающих;
– по мере удовлетворения потребности в образовательных услугах высшей школы происходит ее дальнейшее активное возрастание, что обусловлено присущим человеку активным отношением к знаниям, усложнением условий жизнедеятельности во всех сферах;
– уровень потребления образовательных услуг высшей школы соответствует их количественно-качественному уровню;
– образовательные услуги высшей школы имеют институциональный характер, обусловленный общественным разделением труда и наличием соответствующих социальных институтов;
– производство (оказание) образовательных услуг высшей школы и потребление образовательных услуг высшей школы представляют собой дискретный, но в той или иной мере продолжительный по времени процесс;
– процесс производства и потребления образовательных услуг высшей школы неосязаем.
Указанная специфика образовательных услуг высшей школы
позволяет выделить их из состава услуг,
определив как прямой, активный процесс
передачи образовательной информации
от обучающего к обучающемуся, осуществляемый
интеллектуальным трудом профессорско-
Платные образовательные услуги высшей школы предоставляются на рынке образовательных услуг высшей школы, который является социально-экономической системой. Элементами системы рынка образовательных услуг высшей школы являются производители образовательных услуг высшей школы: профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования (университет, академия, институт) и потребители образовательных услуг высшей школы: государство, общество, домохозяйства.
Система рынка образовательных услуг высшей школы предназначена выполнять определенные функции, перед ней ставятся конкретные цели, она обладает соответствующими параметрами, характеристиками.
Сущность системы рынка
Рынок образовательных услуг высшей школы характеризуется определенными параметрами, под которыми понимается проявление тех или иных качеств и свойств системы: целостность; неаддитивность; иерархичность, мультипликативность, адаптивность, открытость.
Специфической особенностью рынка образовательных услуг высшей школы является наличие единой социальной цели: наиболее полное удовлетворение потребностей экономики страны, государства и общества в высококвалифицированных специалистах на основе поддержания динамичного равновесия спроса и предложения образовательных услуг высшей школы. Данная цель является приоритетной для всех элементов системы.
Свойство целостности системы проявляется в том, что система рынка образовательных услуг высшей школы существует как организационно и функционально целостное образование.
Неаддитивность системы рынка образовательных услуг высшей школы выражается в принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. С другой стороны, функционирование системы рынка образовательных услуг высшей школы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов.
Иерархичность рынка
образовательных услуг высшей школы
состоит в том, что он является
подсистемой общероссийского
Свойство мультипликативности системы рынка образовательных услуг высшей школы выражается в том, что положительные и отрицательные эффекты, возникающие в системе, обладают свойством сложения или даже умножения.
Свойство адаптивности характеризует способность системы нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспосабливаться к этим изменениям (несовершенство правового, административного и экономического регулирования рынка образовательных услуг высшей школы со стороны государства вызывает скрытые процессы на рынке образовательных услуг – коррупцию, взяточничество, теневые доходы, покупку дипломов).
Открытость рынка образовательн
Экономический характер системы рынка образовательных услуг высшей школы реализуется во взаимодействии субъектов спроса и предложения образовательной услуги высшей школы в процессе ее производства и потребления. В результате исследования были выявлены следующие особенности спроса и предложения на рынке образовательных услуг высшей школы.
На рынке образовательных услуг высшей школы как экономической системы не действует классический закон спроса, и цена образовательной услуги высшей школы не влияет на спрос в такой степени, как неценовые факторы (динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии), обусловленные размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города.
Информация о работе Государственное регулирование рынка образовательных услуг