Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Проблема занятости населения и безработицы- одна из ключевых в условиях рыночной экономики. Качество жизни и труда сельского населения было и остается для России и, для Оренбургской области в частности, важнейшим индикатором национального самочувствия и условием экономической, культурной и политической независимости. Исследуемая мною тема «Занятость и безработица в аграрном секторе России» в настоящее время волнует не только простых людей, но и ученых всего мира. Ведь на сельском рынке труда по сравнению с городским более остро стоят вопросы, связанные с занятостью и безработицей, уровнем доходов и бедностью населения, поэтому я и решил получше разобраться в данной проблеме.
Занятость-это главная форма занятия людей, основная сфера их жизни. Занятость обычно предполагает затрату сил, энергии, времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Сущность и структура занятости
1.2 Причины, сущность и виды безработицы
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК
2.1 Политика занятости в аграрном секторе России
2.2 Занятость в АПК Оренбургской области
2.3 Социально-экономические последствия безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. занятость и безработица в аграрном секторе России. 2.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

После десяти лет  непрерывного экономического роста  и повышения благосостояния людей, Россия столкнулась с серьезными экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов  населения.

Основная проблема российской экономики- до сих пор  очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние  годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все  еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт  иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема- недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда  начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Результат- значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех  городах и регионах, в которых  находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного  роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема- недостаточная развитость финансового  сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивающиеся в  последние годы, выходившие на внешние  рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки  кредитования- меньше. Компании вынуждены  были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали  для предприятий недоступными.[8]

Кризис существенным образом ограничил доступ к кредитным  ресурсам. Это ударило по всем производителям и по аграриям, к сожалению, в том  числе. Был свёрнут целый ряд  инвестиционных проектов, возникли проблемы со сбытом, с управлением, рентабельностью. И конечно, на ситуацию в сельском хозяйстве повлияли не самые простые  погодные условия, которые были в  этом году. Во всяком случае, в сравнении  с прошлым годом всё было существенно  труднее.

Однако при помощи набора антикризисных мер ситуацию в целом удалось стабилизировать. Объём средств, которые направлены из федерального бюджета на реализацию госпрограммы развития АПК, был в  этом году увеличен до 180 миллиардов рублей. Это приблизительно на треть больше, чем в прошлом году, и почти  в два раза больше, чем в 2009 году.

Национальная экономика  в последние годы развивалась  во многом за счет внешних источников- высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.[15]

В 2011 г. и в последующие  годы Правительство Российской Федерации  намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых  разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы  развития страны, обеспечивая при  этом решение стратегических задач.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные  меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении  ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия  по безработице.

На высшем правительственном  уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов  власти совместно с бизнесом- обеспечить полноценное соблюдение Трудового  законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечивать прогнозируемость и управляемость  процессов высвобождения работников, чтобы ни один сотрудник предприятий  не был просто выброшен на улицу  без средств к существованию  и успел адаптироваться к новым  условиям.

В то же время Правительство  не ставит ни пред собой, ни перед регионами  задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности  и производительности труда, для  адаптации к кризису и повышения  конкурентоспособности предприятия  должны освобождаться от излишней и  неэффективной занятости. Этот процесс  объективен. Сохранение неэффективных  рабочих мест бьет прежде всего по самим работникам. Сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы. Не давая  им повысить свою квалификацию.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. руб. на стабилизацию ситуации на рынке  труда. Субъектами Российской Федерации  приняты 82 региональные программы, предусматривающие  опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового  увольнения, создание временных рабочих  мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской федерации  организована работа консультативных  пунктов и телефонных «горячих линий», организована работа информационного  портала «Работа в России».[15]

В рамках поддержки  сельского хозяйства Правительство  предпринимает меры по обеспечению  доступности финансовых ресурсов для  предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

Для обеспечения  защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получила дальнейшее развитие система правовой помощи социально  незащищенным слоям населения, в  том числе посредством организации  государственных юридических бюро.

Отдельная важная задача- обеспечение занятости выпускников  школ, вузов и ссузов, которым  наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных  отделениях вузов на уровне 2008г., а  также по изменению структуры  подготовки в вузах и ссузах.

Предполагается  создание более 2,5 тыс. малых предприятий, что позволит создать до 30 тыс. рабочих  мест.

Оказывается поддержка  субъектам Российской Федерации, которые  не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств.[3]

2.2 Занятость в  АПК Оренбургской области

Реформирование  экономики при отсутствии эффективной  государственной политики занятости  на селе привело к резкому сокращению численности работников сельскохозяйственных организаций и росту безработицы.

Аграрный комплекс Оренбуржья по темпам развития сейчас значительно отстает от других сфер экономики. Причинами, которые негативно  влияют на состояние отрасли, являются сложившийся на протяжении длительного  времени диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, слабый приток частных инвестиций и недостаточная  конкурентоспособность существующей рыночной инфраструктуры. Кроме того, негативно сказываются на развитии АПК региона и низкие темпы  модернизации материально-технической  базы, дефицит квалифицированных  кадров.

Для Оренбургской области характерны негативные тенденции  в кадровом обеспечении села. Ежегодно происходит сокращение численности  работников сельскохозяйственного  производства. Причем произошло сокращение всех категорий работников. Темпы  сокращения численности работников превышают темпы сокращения площади  сельскохозяйственных угодий, поэтому  одновременно снижается обеспеченность сельскохозяйственных организаций  рабочей силой, то есть растет нагрузка на одного работника.

Сельхозпредприятия  области испытывают острый дефицит  работников животноводства, механизаторов, хозяйства обеспечены ими на 80 и 70% соответственно. Также высокой  остается потребность в кадрах ветеринарных служб (обеспеченность на уровне 82%), зоотехников (84%), агрономов (77%), инженеров (85%).

Происходит и  ухудшение качественной структуры  занятых в сельскохозяйственном производстве. Ежегодно сокращается  число выпускников сельскохозяйственных учебных заведений, закрепляющихся на селе, в последние годы на селе остаются работать не более 15% выпускников.

В результате, согласно данным Министерства сельского хозяйства  Оренбургской области, только 56% руководителей  и 34% специалистов имеют высшее образование. Число руководителей в возрасте до 30 лет составляет менее 10%.

Сокращение численности  работников обусловлено рядом причин, в том числе и ликвидацией  предприятий, сменой собственников, сопровождающейся ликвидацией рабочих мест.

В Оренбургской области  почти каждый третий житель села пенсионного  возраста-28,8%, лиц моложе трудоспособного  возраста всего 14.8%. Влияние демографических  факторов привело к сокращению и  старению сельского населения, что  негативно сказалось на кадровом потенциале области.

Но одними из важнейших  причин оттока сельской молодежи являются отсутствие престижности труда в  деревне, низкий уровень ее оплаты и  нерегулярная выплата. Низкий уровень  заработной платы работников сельского  хозяйства характерен для всех регионов России, не является исключением и  Оренбургская область. [3]

Для закрепления  кадров на селе в области реализовывалась  областная целевая программа  «Социальное развитие села до 2010 года». На реализацию программы в 2008 году за счет всех источников финансирования выделено более 1,9 млрд.рублей, в т.ч. из областного бюджета - 1,3 млрд. рублей, из федерального - 109,8 млн. рублей. В  рамках программы в 2008 году введено и приобретено 156,1 тыс. кв. м жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами 16,1 тыс. кв. метров. Построено и приобретено 569 домов (квартир), в том числе молодыми специалистами и молодыми семьями 215 домов (квартир). Построено 307,6 км газопроводов, 50,5 км водопроводных сетей.

Одним из основных направлений развития АПК остается интеграция сельхозтоваропроизводителей  с различными инвесторами. В области  созданы и работают 137 промышленно-аграрных интеграционных объединений. За 2010 год  инвесторами в сельскохозяйственное производство вложено 3,5 млрд. рублей. Объединениями обрабатывается 2,1млн.га сельскохозяйственных угодий.[5]

По данным агентства  по занятости населения Оренбургской области на 7 сентября численность  безработных, зарегистрированных в  органах труда и занятости  населения, составила 16767 чел., уровень  официальной безработицы - 1,5%.

На 24 августа обследованию подлежало 174 предприятия со списочной  численностью работников - 92,1тыс.чел.  Из числа наблюдаемых предприятий на 138 предполагается высвобождение около 10,7 тыс. чел. Фактически с начала проведения мониторинга высвобождения состоялись на 123 предприятиях, было уволено 4,9 тыс. чел.  На 69 предприятиях введены режимы вынужденной неполной занятости для 10,8тыс.чел., из которых: - 1,2тыс.чел. находятся в простое, - 1 тыс. чел. - в отпусках без сохранения заработной платы, - 8,5 тыс. чел. трудятся неполное рабочее время.

Число безработных  больше или на уровне числа людей, обратившихся в центры занятости  в поисках работы в Кувандыкском, Адамовском, Акбулакском, Илекском, Новорском, Оренбургском, Переволоцком, Пономаревском, Сакмарском районах. Самый высокий  уровень трудоустройства граждан, обратившихся в центры занятости  населения, в Грачевском районе (10%), Шарлыкском районе (12%, на 3 сентября в  базе данных Шарлыкского района зарегистрировано 188 безработных граждан; 16 свободных  рабочих мест (вакантных должностей) на предприятиях территории, обслуживаемой ЦЗН, а резюме, поданных безработными, нет) и Оренбурге (11%). В Орске, Бузулуке, Оренбурге, Северно, Саракташском, Оренбургском, Матвеевском, Кваркенском районах вакансии на одного рабочего значительно превышают количество вакансий на одного служащего.[6]

Региональные правительственные  комиссии постоянно следят за развитием  ситуации на рынке труда и "телодвижениями" работодателей. Не дремлет и инспекция  по труду: на сегодня удалось добиться от предприятий погашения львиной  доли долгов по зарплате сотрудников  По данным статистики, на 01.08.2010 просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 29 млн. руб. Долги  имеются на 13 предприятиях, расположенных  в 7 территориях. Все организации, которые  потенциально могут пострадать от кризиса, разрабатывают механизмы противостояния ситуации, изобретают способы сохранения кадров для эффективной работы в  посткризисный период. Многие работодатели, правда, не спешат ставить в известность  агентство по занятости населения  о таких процессах, как введение на производстве неполного рабочего дня, простои, вынужденные неоплачиваемые отпуска работников. И таковым  стоит пояснить, что согласно федеральному законодательству они обязаны сообщать об этом агентству в трехдневный  срок.[10]

Областная целевая  программа по развитию АПК призвана способствовать устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости  и уровня жизни оренбуржцев. В  течение пяти лет на ее реализацию планируется направить свыше 37 миллиардов рублей с учетом внебюджетных и муниципальных  средств.

В Оренбургской области  на региональном уровне реализуется  единая система антикризисных мер. И важнейшим направлением антикризисной  политики является реализация программ содействия занятости населения, мер  социальной поддержки безработных  граждан. В рамках этой политики министерством  труда и занятости Оренбургской области была разработана целевая  программа содействия занятости  населения области на 2009-2011 годы, в рамках которой ежегодно оказывало  содействие в трудоустройстве около 40 тысяч человек; направлять на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации 2,3 тыс. безработных граждан; предоставлять профориентационные услуги 75 тыс. человек.

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России