Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:23, дипломная работа
Проблема занятости населения и безработицы- одна из ключевых в условиях рыночной экономики. Качество жизни и труда сельского населения было и остается для России и, для Оренбургской области в частности, важнейшим индикатором национального самочувствия и условием экономической, культурной и политической независимости. Исследуемая мною тема «Занятость и безработица в аграрном секторе России» в настоящее время волнует не только простых людей, но и ученых всего мира. Ведь на сельском рынке труда по сравнению с городским более остро стоят вопросы, связанные с занятостью и безработицей, уровнем доходов и бедностью населения, поэтому я и решил получше разобраться в данной проблеме.
Занятость-это главная форма занятия людей, основная сфера их жизни. Занятость обычно предполагает затрату сил, энергии, времени.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Сущность и структура занятости
1.2 Причины, сущность и виды безработицы
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК
2.1 Политика занятости в аграрном секторе России
2.2 Занятость в АПК Оренбургской области
2.3 Социально-экономические последствия безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Однако в условиях
экономической нестабильности необходимы
дополнительные меры по снижению напряженности
на рынке труда. Министерством труда
и занятости населения в
Программой предусмотрено
проведение общественных работ для
10,7 тыс. человек; опережающее обучение
3,7 тыс. работников в случае угрозы массового
увольнения; организация стажировки
2 тыс. выпускников учреждений профессионального
образования; оказание содействия развитию
малого предпринимательства и
Общий объем средств на реализацию Программы составляет 428,5 млн. руб., в том числе субсидии федерального бюджета - 407,1 млн.руб. (95% от общего объема финансирования), средства областного бюджета - 21,4 млн. руб. (5 %).[9]
На 1 этапе реализации Программы (март-июнь т.г.) планировалось освоение средств в сумме 171,4 млн. руб., или 40 процентов от общих объемов финансирования.
Важная часть Программы - организация оплачиваемых общественных работ. Они будут организованы для 10,7 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан.
Продолжительность участия в общественных работах в среднем составит 3 месяца. Уже сегодня более 500 человек получили направление для участия в общественных работах. На их организацию будет израсходовано 201 млн. рублей.
Общественные работы будут полноценными, если по окончании участия в них граждане продолжат работу на своем предприятии либо трудоустроятся на другом.
Реальную помощь выпускникам учреждений профобразования окажет организация стажировки на предприятиях области, которая позволит им приобрести первый опыт работы и закрепиться на рабочем месте. Стажировка будет организована на базе более 230 предприятий и организаций по таким профессиям и специальностям, как менеджер, бухгалтер, экономист, юрист, инженер, агроном, токарь, слесарь, машинист кранов, тракторист и др.
Основное условие при организации стажировки - это обязательное трудоустройство после ее прохождения. Участниками стажировки станут свыше 3 тыс. выпускников.
Будет также налажено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения.
Всего в текущем году по данной программе пройдут обучение 3,7 тыс. человек более чем по 90 профессиям и специальностям. Средний срок обучения граждан составит 3 месяца. На опережающее обучение запланировано израсходовать 33,2 млн. рублей.
Будет оказываться
всемерное содействие развитию малого
предпринимательства и
Две тысячи человек при безвозмездной финансовой поддержке смогут организовать собственное дело. Предполагается, что они не только обеспечат свою занятость, но и создадут около 600 дополнительных рабочих мест.[14]
По данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на рынке труда области сохраняется тенденция снижения регистрируемой безработицы, наметившаяся в мае текущего года. За июнь число безработных уменьшилось на 1082 чел.: с 18084 чел. на 01.06.2011 до 17002 чел. на 01.07.2009. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,7 до 1,6%.
По результатам мониторинга на 89 предприятиях введены режимы вынужденной неполной занятости для 16,4 тыс. чел., из которых:-2,3тыс. чел. находятся в простое,
- 0,8 тыс. чел. - в
отпусках без сохранения
- 13,3 тыс. чел.
трудятся неполное рабочее
По сравнению с началом года численность работников, для которых установлены режимы вынужденной неполной занятости, снизилась почти на 25%. Это стало возможным благодаря антикризисным мерам, и в первую очередь проведению общественных работ.
Итоги реализации областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда. В течении года было заключено:
- 606 договоров на
организацию общественных
В целом по области на реализацию мероприятий программы на 9 июля заключено около 1,9 тыс. договоров, охватывающих своим действием 14,9 тыс. человек.
Это позволило оказать
поддержку многим предприятиям, находящимся
в сложном финансово-
К примеру, в ОАО «Уральская Сталь» (г.Новотроицк) из 7598 работающих в режиме неполного рабочего времени 4408 человек переведены на полную рабочую неделю, в ОАО «Южно-уральский криолитовый завод» (г.Кувандык) для 578 работников отменены режимы вынужденной неполной занятости, в ОАО «Комбинат «Южуралникель» (г.Орск) 127 человек выведены из простоя, 1576 человек получили возможность трудиться полное рабочее время
По словам А.А. Чернышева пик безработицы пришёлся на начало мая: было зафиксировано более 18 тысяч безработных. Это 1,8 % от экономически активного населения. За это время произошло снижение на 2 тысячи человек. Сейчас уровень безработицы составляет 1,6% (данные от 11 сентября 2011 г.).[5]
2.3 Социально-экономические последствия безработицы
Социально-экономические
последствия безработицы
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.
На индивидуальном
уровне неэкономические последствия
безработицы состоят в том, что
если человек в течение
На уровне общества
это, в первую очередь, означает рост
социальной напряженности, вплоть до политических
переворотов. Не случайно американский
президент Франклин Делано Рузвельт,
объясняя причину разработки и проведения
им политики "Нового курса" для
выхода из Великой Депрессии, главной
проблемой которой была огромная
безработица (в США в этот период
безработным был каждый четвертый),
писал, что тем самым он хотел
"предотвратить революцию
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Можно предложить
развернутую классификацию
Социальные последствия
Отрицательные:
- обострение криминогенной ситуации
- усиление социальной напряженности
- рост количества
физических и душевных
- увеличение социальной дифференциации
- снижение трудовой активности
Положительные:
- повышение социальной ценности рабочего места
- увеличение личного свободного времени
- возрастание свободы выбора места работы
- увеличение социальной значимости и ценности труда
Отрицательные:
- обесценивание последствий обучения
- сокращение производства
- затраты на помощь безработным
- утрата квалификации
- снижение жизненного уровня
- недопроизводство национального дохода
- снижение налоговых поступлений
Положительные:
- создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики
- конкуренция между
работниками как стимул к
- перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования
- стимулирование
роста интенсивности и
Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости.
Заключение
Несомненно, что
занятость в
Большую роль в этом должна играть государственная служба занятости населения, а стратегии е действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение уровня занятости и качества рабочей силы в сельской местности. Прежде всего акцент необходимо делать на разъяснении для сельских жителей вопросов трудоустройства и занятости, в том числе юридических, а также информирование их о наличии вакансий и о профессиях, которые востребованы на рынке труда.
В условиях дефицита
рабочих мест на селе целесообразно
использование гибких форм занятости
и самозанятости безработных
сельчан в коллективных и частных
предпринимательских
Существует множество
вопросов повышения сельской занятости,
которые должна решать местная администрация-
это и обеспечение ЛПХ
Безусловно, занятость в личном подсобном хозяйстве позволяет в какой-то степени решать текущие задачи экономического, социального и психологического характера. Но занятость граждан в личном подсобном хозяйстве, исполняющая роль своеобразного буфера между реорганизуемой безработицей и занятостью в реальном секторе, способна лишь отчасти снизить напряженность на сельском рынке труда.
Нельзя забывать
и о такой форме повышения
занятости, как привлечение безработного
населения к общественным работам.
С помощью значительного
Необходима реализация четких государственных программ социально-экономического развития сельских территорий по созданию альтернативных рабочих мест, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистам, льгот при найме и получении жилья и т.д.
Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России