Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Проблема занятости населения и безработицы- одна из ключевых в условиях рыночной экономики. Качество жизни и труда сельского населения было и остается для России и, для Оренбургской области в частности, важнейшим индикатором национального самочувствия и условием экономической, культурной и политической независимости. Исследуемая мною тема «Занятость и безработица в аграрном секторе России» в настоящее время волнует не только простых людей, но и ученых всего мира. Ведь на сельском рынке труда по сравнению с городским более остро стоят вопросы, связанные с занятостью и безработицей, уровнем доходов и бедностью населения, поэтому я и решил получше разобраться в данной проблеме.
Занятость-это главная форма занятия людей, основная сфера их жизни. Занятость обычно предполагает затрату сил, энергии, времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Сущность и структура занятости
1.2 Причины, сущность и виды безработицы
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК
2.1 Политика занятости в аграрном секторе России
2.2 Занятость в АПК Оренбургской области
2.3 Социально-экономические последствия безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. занятость и безработица в аграрном секторе России. 2.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

Однако в условиях экономической нестабильности необходимы дополнительные меры по снижению напряженности  на рынке труда. Министерством труда  и занятости населения в соответствии с Постановлением Правительства  РФ разработана областная целевая  программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области  на 2011 год.

Программой предусмотрено  проведение общественных работ для 10,7 тыс. человек; опережающее обучение 3,7 тыс. работников в случае угрозы массового  увольнения; организация стажировки 2 тыс. выпускников учреждений профессионального  образования; оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости 2 тыс. безработных граждан. Во всех муниципальных образованиях разработаны  аналогичные программы.

Общий объем средств  на реализацию Программы составляет 428,5 млн. руб., в том числе субсидии федерального бюджета - 407,1 млн.руб. (95% от общего объема финансирования), средства областного бюджета - 21,4 млн. руб. (5 %).[9]

На 1 этапе реализации Программы (март-июнь т.г.) планировалось  освоение средств в сумме 171,4 млн. руб., или 40 процентов от общих объемов  финансирования.

Важная часть  Программы - организация оплачиваемых общественных работ. Они будут организованы для 10,7 тыс. работников, находящихся  под риском увольнения, и незанятых  граждан.

Продолжительность участия в общественных работах  в среднем составит 3 месяца. Уже  сегодня более 500 человек получили направление для участия в  общественных работах. На их организацию  будет израсходовано 201 млн. рублей.

Общественные работы будут полноценными, если по окончании  участия в них граждане продолжат  работу на своем предприятии либо трудоустроятся на другом.

Реальную помощь выпускникам учреждений профобразования  окажет организация стажировки на предприятиях области, которая позволит им приобрести первый опыт работы и закрепиться  на рабочем месте. Стажировка будет  организована на базе более 230 предприятий  и организаций по таким профессиям и специальностям, как менеджер, бухгалтер, экономист, юрист, инженер, агроном, токарь, слесарь, машинист кранов, тракторист и др.

Основное условие  при организации стажировки - это  обязательное трудоустройство после  ее прохождения. Участниками стажировки станут свыше 3 тыс. выпускников.

Будет также налажено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения.

Всего в текущем  году по данной программе пройдут  обучение 3,7 тыс. человек более чем  по 90 профессиям и специальностям. Средний  срок обучения граждан составит 3 месяца. На опережающее обучение запланировано  израсходовать 33,2 млн. рублей.

Будет оказываться  всемерное содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости  безработных граждан.

Две тысячи человек  при безвозмездной финансовой поддержке  смогут организовать собственное дело. Предполагается, что они не только обеспечат свою занятость, но и создадут около 600 дополнительных рабочих мест.[14]

По данным Министерства труда и занятости населения  Оренбургской области на рынке труда  области сохраняется тенденция  снижения регистрируемой безработицы, наметившаяся в мае текущего года. За июнь число безработных уменьшилось  на 1082 чел.: с 18084 чел. на 01.06.2011 до 17002 чел. на 01.07.2009. Уровень регистрируемой безработицы  сократился с 1,7 до 1,6%.

По результатам  мониторинга на 89 предприятиях введены  режимы вынужденной неполной занятости  для 16,4 тыс. чел., из которых:-2,3тыс. чел. находятся в простое,

- 0,8 тыс. чел. - в  отпусках без сохранения заработной  платы,

- 13,3 тыс. чел.  трудятся неполное рабочее время.

По сравнению  с началом года численность работников, для которых установлены режимы вынужденной неполной занятости, снизилась  почти на 25%. Это стало возможным  благодаря антикризисным мерам, и в первую очередь проведению общественных работ.

Итоги реализации областной целевой  программы по стабилизации ситуации на рынке труда. В течении года было заключено:

- 606 договоров на  организацию общественных работ  для 12,3 тыс. человек. Фактически  в них приняли участие около  10 тыс. чел.;- 256 договоров на опережающее  профессиональное обучение 1029 чел., из них фактически приступили  к обучению 962 чел.;- 120 договоров на  проведение стажировки для 877 выпускников учреждений профессионального  образования . Приступили к стажировке 128 человек. В областную комиссию  по принятию решения о предоставлении  субсидии на развитие малого  предпринимательства и самозанятости  представлено 893 бизнес-плана, из  которых 772 получили положительное  заключение. В результате 299 безработным  гражданам выделена финансовая  помощь в целях организации  собственного дела.

В целом по области  на реализацию мероприятий программы  на 9 июля заключено около 1,9 тыс. договоров, охватывающих своим действием 14,9 тыс. человек.

Это позволило оказать  поддержку многим предприятиям, находящимся  в сложном финансово-экономическом  положении, сохранить их кадровый потенциал.

К примеру, в ОАО  «Уральская Сталь» (г.Новотроицк) из 7598 работающих в режиме неполного рабочего времени 4408 человек переведены на полную рабочую неделю, в ОАО «Южно-уральский  криолитовый завод» (г.Кувандык) для 578 работников отменены режимы вынужденной  неполной занятости, в ОАО «Комбинат  «Южуралникель» (г.Орск) 127 человек выведены из простоя, 1576 человек получили возможность трудиться полное рабочее время

По словам А.А. Чернышева  пик безработицы пришёлся на начало мая: было зафиксировано более 18 тысяч  безработных. Это 1,8 % от экономически активного населения. За это время произошло снижение на 2 тысячи человек. Сейчас уровень безработицы составляет 1,6% (данные от 11 сентября 2011 г.).[5]

2.3 Социально-экономические  последствия безработицы

Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются  как на индивидуальном уровне, так  и на общественном уровне.

Неэкономические последствия  безработицы - это психологические  и социальные и политические последствия  потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия  безработицы состоят в том, что  если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим  стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может  толкнуть человека на преступление (кражу  и даже убийство), асоциальное поведение.[2]

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики "Нового курса" для  выхода из Великой Депрессии, главной  проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел "предотвратить революцию отчаяния". Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с  высоким уровнем социальной и  экономической нестабильности. Кроме  того, социальными последствиями  безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также  рост уровня преступности. К издержкам  безработицы следует отнести  и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение  определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются  не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия  безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или  части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей  новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном  снижении уровня будущих доходов).

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.[4]

Социальные последствия безработицы

Отрицательные:

- обострение криминогенной  ситуации

- усиление социальной  напряженности

- рост количества  физических и душевных заболеваний

- увеличение социальной  дифференциации

- снижение трудовой  активности

Положительные:

- повышение социальной  ценности рабочего места

- увеличение личного  свободного времени

- возрастание свободы  выбора места работы

- увеличение социальной  значимости и ценности труда

Отрицательные:

- обесценивание  последствий обучения

- сокращение производства

- затраты на  помощь безработным

- утрата квалификации

- снижение жизненного  уровня

- недопроизводство  национального дохода

- снижение налоговых  поступлений

Положительные:

- создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики

- конкуренция между  работниками как стимул к развитию  способностей к труду

- перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования

- стимулирование  роста интенсивности и производительности  труда.[2]

Безработица - опасное  и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории  человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Серьёзность экономических, социальных и политических последствий  безработицы служит основанием для  включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования  ранка труда и стабилизации занятости.

 

Заключение

Несомненно, что  занятость в сельскохозяйственном производстве- это не только экономическая, но и социальная проблема. По моему  мнению в целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, достижения и поддержания общего и структурного паритета между спросом и предложением на этом рынке необходимы меры по его  развитию, а также улучшению сельской среды обитания и повышению привлекательности  села как места труда и жизни.

Большую роль в  этом должна играть государственная  служба занятости населения, а стратегии  е действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение  уровня занятости и качества рабочей  силы в сельской местности. Прежде всего  акцент необходимо делать на разъяснении  для сельских жителей вопросов трудоустройства  и занятости, в том числе юридических, а также информирование их о наличии  вакансий и о профессиях, которые  востребованы на рынке труда.

В условиях дефицита рабочих мест на селе целесообразно  использование гибких форм занятости  и самозанятости безработных  сельчан в коллективных и частных  предпринимательских структурах, в  семейных крестьянских хозяйствах и  личном подсобном секторе. При этом работу по поддержке и развитию деловой  инициативы безработных граждан, постоянно  проживающих в сельской местности  и желающих организовать личное дело, нужно строить на взаимодействии центров занятости населения, сельских администраций и руководителей  хозяйств. Службам занятости сельских районов необходимо поставить задачу- с наименьшими финансовыми затратами  эффективно организовать обучение безработных  основам предпринимательства.

Существует множество  вопросов повышения сельской занятости, которые должна решать местная администрация- это и обеспечение ЛПХ средствами малой механизации и кормами, и выделение пастбищ, сенокосов  из муниципальных земель, и поставки высокопородного молодняка скота  и птицы, и снабжение населения  добротными семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами и т.д. Повсеместно  очень остро стоит вопрос о  содействии в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах, об улучшении их торгово-заготовительного обслуживания. Особенно в такой помощи нуждаются неорганизованные собственники земельных наделов, которые кроме  земли ничего не имеют. В этом отношении  многое могла бы сделать потребительская  кооперация, связи которой с индивидуальным сельскохозяйственным производством  в последние годы оказались существенно  ослабленными.

Безусловно, занятость  в личном подсобном хозяйстве  позволяет в какой-то степени  решать текущие задачи экономического, социального и психологического характера. Но занятость граждан  в личном подсобном хозяйстве, исполняющая  роль своеобразного буфера между  реорганизуемой безработицей и занятостью в реальном секторе, способна лишь отчасти  снизить напряженность на сельском рынке труда.

Нельзя забывать и о такой форме повышения  занятости, как привлечение безработного населения к общественным работам. С помощью значительного увеличения объема и перечня видов временных  и общественных работ можно достигнуть некоторого сельского снижения уровня безработицы среди населения.

Необходима реализация четких государственных программ социально-экономического развития сельских территорий по созданию альтернативных рабочих мест, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистам, льгот при найме и получении жилья и т.д.

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России