Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:33, курсовая работа
Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как вы его будете организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого Вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам; вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Зачем нужен бизнес-план? 3
Что входит в бизнес-план? 5
Цели и задачи 8
Продукт (услуга) 12
Анализ рынка 13
План маркетинга 15
Методы ценообразования 17
План производства 20
Управленческий капитал 20
Источники и объем требуемых средств 21
Финансовый план и оценка риска 23
Детальный финансовый план (бюджет) 24
Оформление бизнес-плана 27
Разработка бизнес-плана 37
Заключение 55
Список литературы 57
Методы снижения рисков в отечественной экономике стали применяться сравнительно недавно и пока, к сожалению, они не так эффективны, как того хотелось бы. Главными из применяемых методов стали распределение риска и его страхование (или резервирование). Каждый предприниматель устанавливает приемлемую для себя степень риска. Для определения его уровня возможно использование статистических, экспертных, экономико-математических и комбинированных методов. Выбирая проект, необходимо рассматривать его во взаимосвязи с уже существующими производствами предприятия. В целях снижения риска выбирают производство таких товаров и оказание таких услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар (услугу) спрос на другой товар снижается (диверсификация вложений в производство). Обязателен учет рисков в плане финансирования, который должен быть нацелен на решение задач обеспечения своевременного потока инвестиций и снижения капитальных затрат и риска проекта за счет оптимизации структуры инвестиций и налогового планирования.
При разработке стратегии финансирования проекта учитывают, что источники финансирования инвестиционных проектов могут быть весьма разнообразны как по составу, так и по формам вложения капитала. При этом основными источниками являются:
• собственные финансовые средства предприятия, реализующего инвестиционный проект. Например, прибыль, накопления, амортизационные отчисления, страховые суммы, выплачиваемые в виде возмещения ущерба и т. д., иные виды активов (основные фонды, земля, нематериальные активы и др.) и привлеченных средств (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми структурами, финансово-промышленными группами на безвозмездной основе);
• заемные средства (кредиты банков, инвестиционных и пенсионных фондов, векселя, облигационные займы и т. д.);
• бюджетные ассигнования, в том числе из государственного (федерального), республиканского и муниципального (местного) бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной или льготной основе;
• иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений в денежной форме международных организаций, финансовых институтов, частных лиц в соответствии с действующим в России законодательством.
Формы и источники финансирования во многом определяют эффективность инвестиционных проектов и должны учитываться при их разработке. Например, различные формы долгосрочного и среднесрочного кредитования являются выгодными только на первоначальной стадии реализации инвестиционного проекта, позволяя покрыть нехватку финансовых средств в этот период времени. Однако привлечение финансовых средств за счет кредитов может значительно снизить эффективность инвестиционного проекта впервые годы его использования. Поэтому уже на предпроектной стадии разработки проекта необходимо определить влияние объемов и форм кредитования на производственные затраты, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. Величина кредитных обязательств также должна учитываться при составлении прогнозной финансовой устойчивости предприятия.
Заключительный и ключевой раздел бизнес-плана - это финансовый план. Его содержание не должно расходиться с данными, представленными в других разделах. Наиболее важными прогнозируемыми элементами, на основании которых предприятия составляют финансовый план, являются объем продаж и себестоимость реализованной продукции (услуг). На основании отчета о прибылях и убытках, плана-баланса и отчета о движении денежных потоков проводят анализ финансовых ресурсов и выбирают схему финансирования инвестиционного проекта. Издержки и доходы, связанные с проектом, должны измеряться на после налоговой основе (после вычета налога на прибыль), чтобы отразить величину реальных доходов и затрат. В отечественной практике для оценки эффективности инвестиций чаще используют три показателя: чистая приведенная стоимость проекта (размер дисконтированного дохода по проекту), внутренняя норма доходности, срок окупаемости затрат. Не следует останавливаться на каком-либо одном показателе, так как каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Расчет чистой приведенной стоимости проекта позволяет выбрать проекты, которые максимизируют стоимость фирмы, а также учитывает различную стоимость денег во времени. Однако при использовании этого метода недостаточно четко выявляются риски проекта, запасы "прочности" расчетов. Вычисление внутренней нормы доходности создает четкие критерии для принятия решения, учитывает денежные потоки в течение всего жизненного цикла проекта, но в данном случае не всегда возможен выбор проектов, максимизирующих стоимость фирмы. Срок окупаемости проекта достаточно легко вычислить и понять. К сожалению, при этом методе оценки не учитываются, различная стоимость денег во времени, разница во времени получения доходов в пределах периода окупаемости.
Целесообразно при финансовой оценке проекта провести анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без финансовых вливаний извне выполнить своевременно свои денежные обязательства. Другими словами, точка безубыточной деятельности (точка нулевой прибыли) определяется уровнем реализации продукции и услуг, при котором доход до выплаты налогов и процентов равен нулю.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнем, что с правовой точки зрения бизнес-план не является обязательным документом для функционирования предприятия. Тем не менее, цивилизованное ведение бизнеса, все более закрепляющееся в сознании отечественных предпринимателей, диктует необходимость разработки бизнес-планов в любой отрасли независимо от масштабов, форм собственности и организационно-правовых форм тех или иных производственных структур. Особенную значимость бизнес-план приобретает в условиях реструктуризации предприятий и антикризисного управления.
Разработка бизнес-плана
В своей текущей деятельности предприятия, лизинговые компании довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-плана.
Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов, вложение собственных средств).
С одной стороны, редко кто даст деньги просто так - без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата. С другой стороны, прежде чем брать деньги надо оценить насколько они "дешевы", за счет чего мы сможем их вернуть и как быстро (даже если мы вкладываем собственные средства). На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.
Бизнес-план - это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Разработка такого документа - это комплексный процесс, который потребует объективной оценки всей необходимой информации, требующейся для его подготовки.
Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны - инвестора, кредитора. В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам, в том числе, своевременно и в полном объеме выплачивать лизинговые платежи.
При разработке плана необходимо придерживаться принципа "разумной достаточности". Дальнейшее описание разделов бизнес-плана этой статьи направлено на инвестиционные проекты действующих предприятий, ориентированных на привлечение внешних инвесторов.
1. Резюме.
Раздел должен показать потенциальным инвесторам привлекательность проекта. Главная задача - "зацепить" инвестора.
Резюме - это "концентрированное" описание инвестиционного проекта: его идеи, шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в "оцифренном" виде.
В данном разделе отражается:
- Основная идея проекта
- Планируемые результаты от его реализации
- Показатели эффективности
инвестиций, которые характеризуют
соотношение доходов и затрат,
связанных с проектом: срок окупаемости
(простой, дисконтированный), внутренняя
норма доходности (IRR), чистая текущая
стоимость (NPV), рентабельность инвестиций
(NPVR). Финансовую состоятельность
проекта характеризует модель
расчётного счета проекта, график
привлечения и возврата
Инвесторы начинают знакомство с проектом с резюме и нередко, рассмотрение проекта на этом разделе и заканчивается. В связи с этим необходимо отнестись к написанию резюме с особым вниманием - к чёткости, понятности и содержательности его информации.
В практике работы зарубежных консультантов оформление отчётов в Рower Рoint - общепринятая практика (безусловно, к такому отчёту разрабатывается много дополнительных приложений, схем и т.д.). Оформленные таким образом бизнес-планы смотрятся презентабельно. В практике работы российских банков также всё чаще возникает требование представлять разработанные заявителями бизнес-планы в форме презентации.
2. Информация о предприятии.
В разделе необходимо чётко и структурировано отразить информацию о предприятии (если проект осуществляется на действующем предприятии).
Первую часть раздела необходимо отвести для описания истории создания, области деятельности, динамики развития предприятия.
Вторая часть должна содержать анализ деятельности предприятия за предшествующий период: отражаются финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчётный год. По сути, эта часть представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния предприятия. Можно рассчитать ряд показателей самостоятельно, можно воспользоваться компьютерными моделями, например "Альт-Финансы".
Если предприятие имеет ранее привлеченные кредиты, необходимо указать условия и график возврата средств.
Желательно представлять информацию о финансовом состоянии предприятия не в целом за год, но в разбивке по кварталам или месяцам. Это позволит более четко представить динамику изменения финансового положения предприятия в течение года. Графики и диаграммы сделают представление информации более наглядным. По возможности, следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам). Также можно использовать открытую информацию, например, годовые отчёты, для расчёта финансовых коэффициентов компаний - конкурентов.
3. Информация об отрасли
В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объёмов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.
Можно привести прогноз развития отрасли. Такие документы часто "рождаются" в недрах отраслевых министерств, коммерческих ассоциаций. Прогнозы развития рынка, что не одно и то же, готовят консультационные компании, когда проводят комплексные проекты.
Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, интернете, ГТК (импорт, экспорт), Госкомстате, и т.д. Можно купить готовые отчёты, заказать исследование в консультационной компании. Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения.
4. Продукция
В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, приводится описание продуктов-аналогов и проводится сравнительный анализ продукции проекта с продуктами-аналогами, заменителями. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам: лучшие технические характеристики, лучший дизайн, надёжность, простота в эксплуатации, что-то ещё. Для этого можно определить и проанализировать ключевые факторы принятия решения о покупке, путём проведения опросов потребителей, экспертов, целевых фокус групп.
Полезно привести фотографии образцов продукции, отзывы потенциальных покупателей, результаты опроса потребителей.
5. Производственный план.
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования - основная задача этого раздела бизнес-плана.
Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды.
В разделе также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Часто к составлению раздела привлекаются отраслевые специализированные проектные компании, ведь выбор технологии, организации производства - один из определяющих моментов эффективности проекта.
В качестве примера можно привести проект экономической оценки модернизации цеха деревообработки одного из предприятий Западной Сибири. Консультантам был предоставлен план модернизации, перечень необходимых работ и оборудования. По договору работа консультантов заключалась в разработке финансового плана проекта, вся остальная информация предоставлялась заказчиком. Тем не менее, была проведена дополнительная работа по экспертизе технологического плана производства. В ходе интервью с экспертами было выяснено, что одним из важных моментов в таком производстве является система аспирации (удаление отходов деревообрабатывающего производства - опилок). Оказывается, даже самое совершенное оборудование может быть не использовано на полную мощность из-за того, что система удаления опилок "не справляется". Затраты на модернизацию системы аспирации не были предусмотрены в проекте. После разговора с заказчиком выяснилось, что изначально система аспирации была спроектирована "с запасом". Таким образом, увеличения капитальных затрат проекта не произошло (приведенный пример является, скорее исключением: нередко капитальные затраты проекта недооцениваются).