Исторические аспекты развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни. Уже в XVI в. Иван IV создал для контроля над «государевыми служивыми людьми» специальное учреждение—Разряд, который вел дела 22-23 тысяч человек, из них 2-3 тысячи были внесены в московские послушные списки, т.е. составили некое подобие столичной номенклатуры, в списки других городов - местные номенклатуры. Основная часть этих людей привлекалась государем для военных нужд, но из этих списков черпались кадры и для других царских назначений, так как четкого разделения между военной и гражданской царской службой не было.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

так как установление конституционной  ответственности относится к  компетенции высших органов самой  государственной власти, т.е. практически  получается установление ответственности  высшими органами и должностными лицами в отношении самих себя. Пример тому Федеральный закон «О статусе депутата Совета федерации  статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания РФ». 
 
Конституционная ответственность -это ответственность за ненадлежащие осуществление публичной власти, а отсюда и набор оснований для, установления ответственности органа или должностного лица и перечень, санкций, которые отличаются от видов юридической ответственности. Но при этом конституционная ответственность теряет практический смысл, если отсутствует система контроля, за деятельностью государственных органов, которая также включает определенный.круг средств, приемов и методов. Реализация конституционной ,ответственности высших должностных лиц крайне, затруднена из-за процедурных прохождений, предусмотренных Конституцией 1993 г., например, процедура отрешения Президента от должности. 
 
Решению этой проблемы могли бы, содействовать структуры гражданского общества, механизм их взаимодействия с властью. Там, где на региональном уровне эти структуры оформились, успешнее идет их взаимодействие с институтом государственной, службы. Это прежде всего касается партий, объединений граждан по интересам. Но о сложившемся механизме такого взаимодействия, говорить пока преждевременно, хотя подвижки в этом деле есть. Пример этому профсоюзы вполне сформировавшийся институт гражданского общества, но вот их взаимоотношения с властью желают лучшего. Аналогично обстоит дело и со СМИ. Четкой информационной, политики государства нет. Взаимодействия органов власти со СМИ часто носят стихийный характер, а иногда даже конфликтный. Каковы же перспективы реформирования госслужбы на демократической основе? По мнению B.C. Комаровского, все попытки, реформирования «внутренними силами» или надстраиванием дополнительных контролирующих органов, как показал опыт США, обречены на неудачу. Но для современной России подходит опыт Англии, где в свое время М. Тэтчер избрала линию демократизации госслужбы при одновременном ужесточении политического контроля над ней. Совершенно необходимым условием этого процесса в России служит одновременное решение проблемы пресечения явлений коррупции и коллективной безответственности госаппарата, строгое соблюдение законодательства и его совершенствование.

 Нужна политическая  воля, чтобы разорвать полукриминальный  характер отношений'"' чиновников  с представителями бизнеса. Чиновники  должны быть лишены возможности  делить собственность, ресурсы;  необходимо сократить численность  аппарата; разработать регламент  принятия управленческих решений,  систему повышения профессионального  уровня служащих. Госслужба должна  стать общественной, а не ведомственной. 
 
В качестве главных задач демократизации грсслужбы России можно выделить следующие: 1) реализация политической воли по реформированию, упорядочению и урегулированию государственно-служебных отношений. 2) отработка механизма взаимодействия госслужбы с институтами гражданского общества, ,3) повышение открытости системы госслужбы, ее «отзывчивости» на нужды граждан. 4) изменение системы отношений между государством и обществом, внутри самой госслужбы; 5) создание теоретической основы госслужбы: 6) формирование специализированных органов по формированию кадрового потенциала государства. 
 
Одной из ключевых задач реформы должно стать обеспечение устойчивости служебного положения и правовой защищенности сотрудников госаппарата. Это необходимо для того, чтобы госслужба выполняла свою роль в модернизации страны, став сама при этом носителем образцом цивилизованных отношений найма и труда. От решения этой задачи зависит, заработают ли законодательные и организационные новшества в аппарате управления. 
 
Для реализации задач по демократизации госслужбы необходимо проработать и осуществить ряд мер: разработку нормативно-правовой модели новой госслужбы как системы законов и других нормативных актов с учетом законопроектов о лоббировании, политических партиях; создание этического кодекса госслужащего РФ; обучение .госслужащих технологиям достижения консенсуса, основам конфликтологии, социальной психологии; внедрение новых информационных технологий; создание, отбор и нормативное обеспечение легальных моделей взаимодействия госслужбы с предпринимательскими кругами, политическими партиями, профсоюзами, СМИ; создание позитивного имиджа госслужащих в глазах населения; пропаганду эффективного взаимодействия госслужащих и граждан с помощью постоянных рубрик в СМИ; создание федеральной программы обучения населения основам политико-государственного, управления и реализации ее в учебных заведениях. Осуществление этих мер может способствовать успешному реформированию госслужбы и создать фундамент для ее эффективного функционирования в будущем.

Государственная служба должна стать областью целенаправленного государственно-правового воздействия для обеспечения формирования условий правового государства и его взаимоотношений с гражданином, В плане решения перечисленных задач следует обратить особое внимание на региональную госслужбу, что для России актуально, ввиду ее сложной административно-территориальной организации. Поэтому для демократизации региональной госслужбы есть смысл создать в структуре администрации специализированную службу по связям с общественностью, что позволит изменить внутреннее и внешнее поведение администрации, обеспечить взаимопонимание, доброжелательность и сотрудничество с разными группами людей. Также следует провести структурные изменения организации региональной госслужбы, т.е. перейти от. нынешней модели, которая характеризуется восходящими потоками информации в федеральный центр и нисходящими потоками решений. Такая организация ориентирована на внутриведомственные интересы и опирается на установленный сверху порядок. Она не способна отвлекаться на социальную среду. Новая модель обращена вовне, на рынок общественных интересов. При этой модели губернатор (глава администрации), опираясь на государственную власть, обеспечивает эффективную работу функциональных служб для поддержки персонала по реализации общественных интересов. Таким образом, смысл и назначение региональной госслужбы — оказание общественных услуг населению; эти услуги должны удовлетворять потребности граждан; лица, которым оказываются услуги,—это потребители, требующие высокого качества, для обеспечения которого надо ориентироваться на клиента. Взаимодействие персонала с клиентом призваны поддерживать функциональные службы администрации, Эти службы должны быть не только подконтрольны сверху, но и подотчетны снизу. Роль региональной госслужбы в модернизации этого института в масштабе государства очень велика, так как, действуя в интересах населения, она все же выступает агентом по осуществлению государственной политики на местном уровне. Именно на этом уровне проявляется элементарная степень доверия к институтам государства и чиновникам, аппарату госслужбы. 
 
Итак, необходимость реформы государственной службы в Рос сии обусловлена потребностями социально-экономических и политических преобразований.  
 
В плане совершенствования институт государственной службы требует всесторонних теоретических исследований: правовых, социологических, психологических, политических.


Информация о работе Исторические аспекты развития государственной службы в России