Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа
НПБ 111-98. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности с изменениями: № 1 от 02.07.1999 г., № 2 от 08.11.2000 г., № 3 от 20.07.2001 г., № 4 от 23.05.2002г.
По конструктивному
Исполнению
Стационарные (Традиционные)
Блочные
На ПАЗС наносятся несмываемой краской надписи: «передвижная АЗС», «огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433-88 и «правилам перевозки опасных грузов в РФ»;
На внутренней стороне дверки шкафа ПАЗС должна быть размещена технологическая схема заправочного оборудования с указанием отпускаемых марок нефтепродуктов;
ПАЗС оборудуется проблесковым маячком оранжевого цвета, оснащается комплектом съемного ограждения для исключения подъезда заправляемых транспортных средств к ней ближе, чем на 1 м.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПЕРЕДВИЖНЫХ АЗС
При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на ПАЗС следующей документации:
Лицензии на осуществляемые виды деятельности или их копии,
Заверенные в установленном порядке;
Паспорта и протокола поверки цистерн ПАЗС;
Свидетельства о регистрации транспортного средства;
Документ, подтверждающий поверку госповерителем
Топливораздаточного агрегата (формуляр);
Инструкция водителя-оператора;
Инструкции по охране труда и пожарной безопасности для водителей -операторов;
Накладная на получение реализуемого нефтепродукта, оформленная в установленном порядке;
Паспорт качества и сертификаты соответствия на реализуемые нефтепродукты;
Книга жалоб и предложений;
Документы, подтверждающие регистрацию ККМ в налоговых органах.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПЕРЕДВИЖНЫХ АЗС
Площадка для расположения и работы ПАЗС должна соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации АЗС.
Запрещается одновременное использование ПАЗС по прямому назначению и в качестве транспортного средства для перевозки нефтепродуктов с нефтебаз, наливных пунктов оптовым потребителям или на АЗС.
ПАЗС подаются под налив нефтепродуктов на нефтебазу или наливной пункт без остатка нефтепродуктов в цистерне. Наполняют цистерну топливом "по планку". Количество нефтепродуктов, принятых ПАЗС, определяют по полной вместимости цистерны, указанной в паспорте ПАЗС или по показаниям счетчика наливного пункта.
Допускается слив нереализованных за смену остатков нефтепродуктов из ПАЗС в резервуары стационарной АЗС через специальные сливные устройства. Слив осуществляется черезТРК ПАЗС с оформлением приемо-сдаточного акта и последующим его утверждением руководителем, давшим согласие и разрешение на слив, и соответствующим отражением в сменных отчетах ПАЗС и АЗС.
При работе ПАЗС должны выполняться все требования охраны труда и пожарной безопасности на АЗС.
Все электрические соединения должны быть тщательно закреплены, изолированы и исключать возможность искрения.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПЕРЕДВИЖНЫХ АЗС
Питание ПАЗС от внешней электросети или бензоэлектрического агрегата
осуществляется через отключающее устройство в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.
Во время движения ПАЗС двери шкафа топливораздаточного агрегата
должны быть плотно и надежно закрыты. Крышка горловины цистерны должна
обеспечивать надежную герметичность. Состояние запоров крышки
горловины должно исключать самопроизвольное ее открытие.
Не допускается обледенение поверхности цистерны ПАЗС, поручней
рабочих площадок, которое может привести к травмам обслуживающего
персонала.
Запрещается оставлять ПАЗС в рабочем положении без водителя-оператора.
Запрещается эксплуатировать ПАЗС:
при отсутствии одной из необходимых лицензий;
при неисправном автомобиле или прицепе;
с неустановленным заземлением и без заземляющей цепи;
при неисправном технологическом оборудовании;
в случае превышения погрешности отпуска топливораздаточного агрегата.
Пребывание заполненной нефтепродуктом ПАЗС на территории нефтебазы допускается только в пределах времени, необходимого для выполнения технологических операций, связанных с оформлением документов и выездом. Заблаговременное заполнение ПАЗС не допускается.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПЕРЕДВИЖНЫХ АЗС
При эксплуатации КАЗС необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией, Правилами технической эксплуатации АЗС и другой действующей нормативной документацией.
Все металлические нетоковедущие части, которые могут оказаться под напряжением, заземляются в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
Слив топлива из автоцистерны через замерный люк строго запрещается.
Запрещается прием нефтепродуктов из автоцистерн при неплотном соединении вентилей и трубопроводов, при подтеках.
При некруглосуточном режиме работы КАЗС по окончании рабочего времени необходимо отключать электропитание всей АЗС.
На ведомственных КАЗС, осуществляющих заправку только автотранспортных средств, принадлежащих организации, по талонам или раздаточным ведомостям, допускается использование ТРК с местным управлением. На таких КАЗС допускается отсутствие здания (блока, модуля, контейнера) операторной с постоянным рабочим местом оператора. В этом случае операторы размещаются в служебных или административных помещениях организации и имеют возможность пользоваться санитарно-бытовыми устройствами объекта, на территории которого располагается КАЗС.
Слив нефтепродукта из автоцистерны в резервуар осуществляется через перекачивающий насос и сливную муфту, которыми оборудуются КАЗС. Использование насоса автоцистерн для наполнения указанных резервуаров запрещается.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТИРИСТИКИ
ТИПОВЫХ АЗС
Модель Шасси Вместимость цистерны, л Полная масса, кг.
ПАЗС 4612 ЗИЛ 43410 6500 17000
ПАЗС 46121 ЗИЛ 4331 6500 12000
ПАЗС 46123 ЗИЛ 433362 6500 12000
ПАЗС 5617 ЖИЛ 133Д4 11000 17915
ПАЗС 5613 КАМАЗ 53212 10700 18225
ПАЗС 5615 КАМАЗ 43101 7500 15450
ПАЗС 5614 МАЗ 5337 11000 17650
ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС НА ПОЛУПРИЦЕПАХ
ПАЗС 9623 МАЗ 64221 30000 44000
ПАЗС 9627 КАМАЗ 5410 17000 19100
ПАЗС 9631 УРАЛ 44202 16000 18500
ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС НА ПРИЦЕПАХ
ПАЗС 56332 Тягач ЗИЛ 4314 5700 8040
ПАЗС 8638 Тягач ЗИЛ4331 8500 11500
ПАЗС 8639 Тягач КАМАЗ 53212 8500 13915
КОНТЕЙНЕРНЫЕ АЗС
СОСТАВ ТИПОВОЙ КОНТЕЙНЕРНОЙ АЗС НА ДВА ПОСТА
контейнер хранения топлива;
контейнер управления;
контейнер-магазин
Конструкция KA3C
предусматривает подключение ее
к сети водоснабжения и канализации
Максимальная пропускная способность, автом./сутки 250
Количество резервуаров, шт. 2
Вместимость резервуаров, м.куб. От 8 до 11,5
Количество заправочных постов 2
Занимаемая площадь (с подъездами), м.куб. 390
Степень огнестойкости контейнера управления 2а
Степень огнестойкости модуля хранения топлива 1
КОНТЕЙНЕРНЫЕ АЗС
КОНТЕЙНЕР УПРАВЛЕНИЯ
Шкаф силовой;
Стол рабочий;
Контроллер управления;
Топчан;
Санузел;
Бытовое помещение
Контейнер обогревается масляными радиаторами, оборудован принудительной вентиляцией.
Конструкция контейнера управления позволяет пристыковать к нему складской, бытовой и торговый контейнеры
КОНТЕЙНЕРНЫЕ АЗС
КОНТЕЙНЕР ХРАНЕНИЯ ТОПЛИВА
Два одностенных резервуара, расположенные в герметичной ванне, предохраняющей от случайного пролива топлива в грунт или двухстенные резервуары;
Перекачивающее устройство для заполнения резервуаров топливом;
Две раздаточные колонки
Перекачивающее устройство и ТРК располагаются в запирающемся отсеке модуля
Несколько модулей для хранения топлива могут быть соединены в батарею для увеличения пропускной способности станции и видов реализуемого топлива
Ведомственные КАЗС могут быть без модуля операторной. В этом случае операторы могут размещаться в помещениях организации, на территории которой располагается станция
КОНТЕЙНЕРНЫЕ АЗС
ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ
КАЗС изготавливаются в заводских условиях, в строгом соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке;
Проекты привязки КАЗС на местности согласовываются в порядке, действующем для размещения АЗС;
Все металлические нетоковедущие части, которые могут оказаться под напряжением, заземляются в соответствии с правилами устройства электроустановок;
КАЗС устанавливаются на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров;
ТРК располагаются с учетом обеспечения свободного доступа для их технического обслуживания, управления и обзора информации отсчетного устройства с расстояния до 4 метров при освещенности площадки в соответствии с действующими нормами
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
Резервуары для хранения топлива должны выполняться двустенными.
Допускается использовать резервуары с одностенным перекрытием
(верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и межстенное
пространство.
На АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий, допускается использование технологических систем с одностенными резервуарами при выполнении специальных требований изложенных в нормативной документации.
При заполнении межстенного пространства резервуара горючей жидкостью под резервуаром должен устанавливаться поддон, выполненный из негорючих материалов и исключающий растекание этой жидкости за пределы поддона при разгерметизации внешней стенки резервуара.
Внутренние резервуары должны быть оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа
Технологические отсеки контейнеров хранения топлива следует отделять от резервуаров противопожарными перегородками i-го типа. Рекомендуется оборудовать технологические отсеки автоматическими установками пожаротушения (например, самосрабатывающими огнетушителями).
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
Наполнение резервуаров для хранения топлива должно осуществляться только посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС
Использование насоса АЦ для наполнения указанных резервуаров не допускается.
Трубопроводы наполнения должны оснащаться обратными клапанами, препятствующими обратному току жидкости при обесточивании технологической системы Обратные клапаны должны быть отрегулированы на открытие при достижении рабочего давления в линии наполнения, создаваемого соответствующими насосами. Указанные трубопроводы должны дополнительно оснащаться аварийной запорной арматурой, установленной в верхней точке этих трубопроводов (над резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней
Требуемая площадь сбросных сечений предохранительных мембран или клапанов в зависимости от объема резервуаров приведена в таблице
Объем резервуаров. М. куб 5 8 10 13 15
Величина сбросного сечения, см. кв. 25 35 40 48 53
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
В нижней части технологических отсеков контейнеров хранения топлива необходимо предусматривать поддоны. При использовании под технологическим оборудованием отсека общего поддона, последний необходимо секционировать. Высота перегородок секций должна быть равна половине высоты стенок поддона. Емкость поддона должна обеспечивать полную вместимость пролива топлива при поступлении его из места разгерметизации в течение времени, необходимого для ликвидации утечки, с учетом количества топлива, находящегося в трубопроводах между местами их перекрытия При этом высота борта не должна быть менее 150 мм
На технологических системах модульных АЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива должно располагаться над поддоном технологического отсека Трубопровод подачи топлива кТРК должен прокладываться подземно.
На трубопроводе выдачи топлива должна быть установлена запорная арматура, располагаемая в технологическом отсеке контейнера хранения топлива, в местах свободного доступа к ней.
Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива только из одного резервуара (камеры) контейнера хранения топлива при условии наличия запорной арматуры перед каждой ТРК
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
При использовании в качестве вертикальных ограждающих конструкций для контейнеров хранения топлива преград с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50 % следует либо выводить горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров и оснащать технологические системы двустенными трубопроводами, находящимися во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью межтрубного пространства, либо оборудовать контейнеры хранения топлива аварийной вентиляцией.
Аварийная вентиляция контейнера хранения топлива должна отвечать следующим требованиям:
автоматический запуск при превышении концентрации паров топлива во внутреннем пространстве, образуемом ограждающими конструкциями контейнера хранения топлива, величины, равной ю % от НКПР (расстановка датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций в указанном пространстве должна обеспечивать обнаружение утечки топлива или его паров из трубопроводов и установленного на них оборудования);
кратность воздухообмена должна обеспечивать непревышение среднеобьемной концентрации паров топлива при аварийной ситуации (выбор расчетного варианта аварии осуществляется в соответствии с требованиями НПБ 105-95) величины, равной 20 % от НКПР;
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МОДУЛЬНЫХ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС
автоматическое отключение вентиляции 8 случае пожара в контейнере хранения топлива;
обеспечение электроснабжения системы вентиляции по первой категории надежности ПЭУ
Наружные поверхности оборудования контейнера хранения топлива, не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, должны быть защищены рефлекторными покрытиями.
На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива должны быть расположены полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензина или дизельного топлива).