Контроль и надзор за банковской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цeлью даннoй курсoвoй рaбoты являeтся анaлиз рeгулирoвания и нaдзора дeятельности бaнков втoрого урoвня.

Содержание

Ввeдeниe…………………………………………………………………………...3
1. Тeoретичeские oснoвы рeгулирoвaния и надзoрa бaнкoвскoй деятeльнoсти………………………………………………………………………5
1.1. Цeли, принципы и зaдaчи гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния и нaдзoра бaнкoвскoй дeятeльнoсти………………………………………………5
1.2. Прaвoвые оснoвы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния бaнкo в втoрoгo уровня………………………………………………………………………….…18
2. Рeгулирoвaниe бaнкoвскoгo сектoрa нa мaкрoурoвнe………………......…26
Заключениe……………………………………………………………………….35
Списoк использoванных истoчников…………………………………….……..39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.docx

— 99.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, предпринятые Национальным Банком меры по регулированию  деятельности банков второго уровня способствуют стабилизации банковского  сектора и устойчивости финансовой системы в целом. Деятельность Национального  Банка и АФН направлена на решение  задач, обозначенных в соответствующих  программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение  роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также  прозрачность и стабильность финансового  рынка.

 

 

 

Заключение

 

На основе теоретического и практического рассмотрения вопросов, касающихся регулирования и надзора  деятельности банков второго уровня в Республике Казахстан, нами сделаны  следующие выводы и предложения.

1) Необходимость банковского  регулирования и надзора обосновывается  необходимостью поддержания и  укрепления доверия банковской  системе, предотвращения нарушений  банковских законов и нормативных  правовых актов, возможностью  понять глубину и установить  причину проблем в том или  ином банке. Государственное регулирование  и надзор за банковской деятельностью  направлено на повышение стабильности  банковской системы Республики  Казахстан и создание условий  по недопущению нарушений прав  и законных интересов потребителей  банковских услуг.

Предпринимаемые Национальным Банком меры по регулированию деятельности банков второго уровня способствуют стабилизации банковского сектора  и устойчивости финансовой системы  в целом. Деятельность Национального  Банка и АФН направлена на решение  задач, обозначенных в соответствующих  программных документах по развитию секторов финансового рынка, на обеспечение  роста и поддержания высокого качества финансовых услуг, а также  прозрачность и стабильность финансового  рынка.

2) В последние годы  Агентством повышенное внимание  уделяется рискам банковского  сектора, связанным с ростом  его внешних обязательств. В этой  связи Агентством ежегодно предпринимаются  пруденциальные меры, направленные  на снижение краткосрочных обязательств  перед нерезидентами и повышение  валютной ликвидности банковского  сектора.

3) В результате вышеприведенных  мер, предпринятых АФН в части  регулирования банков второго  уровня, наблюдается снижение роста  кредитования, что оказывает "охлаждающий"  эффект на "перегрев" данного  сегмента. Например, рост потребительского кредитования за 2009 год составил 2,6 раз, в I то время как за 2010 год объем выданных потребительских кредитов вырос в 1,6 раза.

В целях укрепления и оздоровления финансового положения, а также  улучшения качества работы банков, АФН проводится комплекс административных, юридических, финансовых, организационно-технических  и других мероприятий в отношении банков, что и представляет собой консервацию.

Режим консервации банка  вводится в случае систематического (в течении 3 последовательных месяцев) невыполнения коэффициента достаточности собственного капитала либо на основании статьи 48 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и осуществляется за счет средств самого банка.

Регулирование и вектор развития финансового рынка Казахстана направлены на достижение цели , поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера , такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

4) Существующие проблемы  и возникновение дополнительных  рисков в финансовом секторе  Республики Казахстан будут решаться  в рамках новых инициатив Правительства,  Национального Банка и Агентства  по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых  организаций. Этому будет способствовать  реализация Концепции развития  финансового сектора на 2007-2011 годы, определяющей основные приоритеты  развития финансового сектора,  а также направления и подходы  к государственному регулированию  отдельных его секторов.

Ключевую роль на пути более  тесной интеграции в мировую экономику  играет дальнейшее совершенствование  отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора  способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента  и, соответственно, уровня развития банковской системы. Вопрос либерализации банковского  сектора рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи  исключен ряд ограничений по доступу  нерезидентов Республики Казахстан  на казахстанский банковский рынок  в целях дальнейшей либерализации, а также создания равных условий  их деятельности на территории Республики Казахстан.

В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает  раскрытие банками информации о  реальных собственниках банка, о  перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.

Непрерывный рост экономики, благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского  сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны международных  кредиторов и, как следствие, активному  притоку внешних заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости банковского  сектора от заимствований из-за рубежа.

Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному  валютному риску, негативное влияние  которого может быть вызвано переоценкой  валютных обязательств банков, а также  рискам рефинансирования, процентному  риску и риску ликвидности.

Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние  заимствования привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В  свою очередь, в случае резкого изменения  ситуации на мировом рынке и условий  кредитных соглашений, банки могут  быть неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может  негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

В целях ограничения внешних  заимствований банков в текущем  году были приняты соответствующие  косвенные меры пруденциального  характера.

Несмотря на предпринимаемые  шаги по совершенствованию отечественной  банковской системы необходимо продолжить работу в данном направлении.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, согласно Концепции предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию  банковского законодательства с  учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации  доступа иностранных банков на отечественный  финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию  консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих  конгломератов в Республике Казахстан  и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.

Таким образом, за время реформирования банковского сектора республики, уровень конкурентоспособности  и потенциал отечественных банков заметно возрос, что, позволяет говорить об их способности конкурировать с иностранными банками в случае их прихода на финансовый рынок Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.  Послание Президента  РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан  Казахстана — главная цель  государственной политики". Астана. 6 февраля 2008г

2.  Банковское дело (Настольная  книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007.

3.  Сейткасимов Г.С., Банковское  дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2003

4.  Конакбаев А.Г.Банковское  дело. Учебное пособие. – Караганда, 2007. – 223 с.

5.  Банковское дело (Настольная  книга банкира): Учеб. Пособие/ Под научной ред. А.А. Абишева, С.А. Святова. – Алматы: Экономика, 2007. – 382 Калиева Г.Т., Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2006

6.  Закон Республики  Казахстан от 04.07.2003 N 474-2 "О государственном  регулировании и надзоре финансового  рынка и финансовых организаций"

7.  Закон "О банках  и банковской деятельности в  Республике Казахстан", от 31.08.1995 г. № 2444.

8.  Закон Республики  Казахстан "О государственном  регулировании и надзоре финансового  рынка и финансовых организаций"  от 4 июля 2003 года № 474(по состоянию  на 10.06.2006 года)

9.  Татибекова М. Н.  Осуществление АФН надзорных  функций в области ликвидации  финансовых организаций./Публикация / www.afn.kz

10.  Татибекова М. Н.  Последствия лишения Агентством  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций лицензии  у финансовых организаций /Публикация / www.afn.kz

11.  Ажиметов Н.Н. Порядок  проведения консервации банков  второго уровня./Публикация / www.afn.kz

12.  Стартовала процедура  ликвидации // Казахстанская правда  № 38 от 13.03.2007

13.  Разъяснения Агентства  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций о  ситуации с АО "Валют-Транзит  Банк" ./Публикация / www.afn.kz

14.  Правила принудительной  ликвидации банков в Республике  Казахстан, утверждены постановлением  Правления Агентства от 25.02.06 г.  № 40

15.  Сборник тематических  материалов. По материалам XII-XIII заседаний  Совета руководителей центральных  (национальных) банков государств-участников  ЕврАзЭС

16.  Постановление Правления  Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых  организаций от 25 февраля 2006 года  № 44 Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов для банковских конгломератов, а также форм и сроков представления отчетности об их выполнении (с изменениями и дополнениями от 12.08.2006 г.)

17.  Послание Президента  РК Н.Назарбаева народу Казахстана. "Стратегия вхождения Казахстана  в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира". Казахстан на пороге  нового рывка вперед в своем  развитии. Астана 1 марта 2006г. // Индустриальная  Караганда. – 2006 г. – 2 марта.

18.  Закон "О Национальном  Банке Республики Казахстан"  от 24.12.1996 г. № 15-1.

19.  Отчет Агентства  Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций за 2006 год, Алматы, 2007

20. Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2006) 

21.  Показатели финансового  сектора за 2007 год /Публикация/ www.afn.kz

22.  Концепция развития  финансового сектора Республики  Казахстан на 2007-2011 годы

23.  Ильясов А.А., Гилимов  А.К., Журнал "Вестник КазНУ". Серия  экономическая. №4(26). 2006г.

24.  Крымова В., "Экономическая  теория". Алматы 2002г.

25.  Лаврушина О.И., "Деньги, кредит, банки". Издание второе, Москва 2000г.

26.  Маркова О. М., Сахаров  В. И., Коммерческие банки и  их операции. – М., Банки и биржи  – Юнити, 1995г.

27.  Миркин Я. М., Банковские  операции. – М., Инфра-М., 1996г.

28.  Поляков В. П., Москвина  Л. А. Основы денежного обращения  и кредита. – М., Инфра-М, 1995г.

29.  Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2006

30.  Калиева Г.Т. Коммерческие  банки в Казахстане и проблемы  обеспечения их устойчивости: Автореферат.  – Алматы: 2004г.

31.  Бекболатулы Ж.К.  Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика  Казахстана, 2007

32.  Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007

33. Аннотация к проведенному стресс тестированию на предмет возникновения нестандартных ситуаций, таких как девальвация тенге, увеличение ставок вознаграждения по обязательствам перед нерезидентами РК, снижение цен на недвижимость и ухудшение качества активов на 01.09.2007 г.

 


Информация о работе Контроль и надзор за банковской деятельностью