Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:09, контрольная работа
Уровень авторитета службы управления персоналом зависит не только от ее управленческих полномочий, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы с точки зрения ее положительного воздействия на трудовой процесс. Поэтому в мировой практике наблюдается следующая закономерность: службы управления персоналом начинают свою деятельность как штабные звенья с исключительно учетными функциями, а затем, по мере развития ее кадрового потенциала и все более очевидного ее положительного влияния на производственный процесс, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственным образом участвовать в руководстве организацией.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Социальная адаптация работников в организации………….…………………4
1.1.Сущность социальной адаптации работников……………………………….4
1.2.Процесс адаптации работников………………………………………………6
1.3.Система адаптации работников……………………………………………….8
2.Местоположение кадровой службы в системе управления организацией…...11
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………
Рис. 8. Служба УП в организации с матричной структурой управления
При построении организационной структуры необходимо соблюдать следующие принципы:
-гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.
-централизация. Заключается в разумной централизации функций работников отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления.
-специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.
-нормоуправляемость. Это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел, нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.
-единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.
-разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.
-экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.
Факторы проектирования организационных структур
В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:
1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
2) технология работ и тип совместной деятельности;
3) особенности персонала и корпоративной культуры;
4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
При создании организационной структуры следует учитывать, что в зависимости от характера факторов внешней среды организация может существовать в четырех принципиально отличных друг от друга ситуациях.
Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:
-расчет числа уровней управления;
-расчет численности персонала;
-типовые структуры управления.
№ п/п |
Уровень | |
Функциональный |
Линейный | |
1 |
Директор (ген. директор, президент) |
Директор (ген. директор, президент) |
2 |
Заместитель директора (директор по продажам, вице-президенты) |
Управляющие производством |
3 |
Главные специалисты. Начальники служб (отделов) |
Начальники цехов |
4 |
Начальники бюро, групп |
Начальники участков |
5 |
Старшие (ведущие специалисты) |
Старшие мастера |
6 |
Специалисты |
Мастера-бригадиры |
7 |
Младшие специалисты, служащие |
Бригадиры, звеньевые |
Организационная структура управления состоит из двух самостоятельных органов управления, выполняющих определенные функции. Вершиной является центральный аппарат управления предприятием, а основанием аппарат управления структурными подразделениями (производствами, цехами и т.д.). Каждый орган, в свою очередь, состоит из двух отдельных уровней линейного и функционального управления. Организационная структура строится по уровням (ступеням) управления.
Функциональная структура системы управления персоналом. Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления фирмой. Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, анализ и т.д.).
Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением. Например, как на рис. 8.
Функция управления |
Комплекс задач |
№ п/п |
Управление персоналом |
1 |
Кадровая политика |
2 |
Подбор персонала |
3 |
Обучение персонала |
4 |
Оценка и аттестация персонала |
Рисунок 8 - Комплекс задач по функции «управление персоналом
При построении функциональной структуры, как правило, используется матричный метод распределения функций управления (табл. 5). Строки таблицы - это конкретные функции управления, а столбцы - структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк отмечаются основные операции управления по конкретной функции, за реализацию которой отвечает структурное подразделение. Матрица распределения функций управления позволяет четко распределить их между руководством организации и подразделениями аппарата управления, определить технологическую последовательность операций за конкретными руководителями или служащими.
Роль службы управления персоналом организации. Управление персоналом как теоретическая и прикладная отрасль управленческой науки и практики стала формироваться на рубеже XIX и XX веков. Специальные подразделения, занимавшиеся вопросами, связанными с персоналом, начали возникать в 20-30-х годах прошлого столетия. С тех пор функции этих служб получили интенсивное развитие от вспомогательной технической работы до решения практически всех ключевых вопросов, связанных с управлением персоналом организации.
В настоящее время службы управления персоналом выполняют ряд функций, которые раньше принадлежали экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение функций в одном структурном подразделении позволяет реализовать эффективный инструментарий управления человеческими ресурсами организации. Сегодня внимание служб управления персоналом в основном уделяется совершенствованию трудовых отношений, подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации учебных программ и программ социального развития, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Принятие решений по перечисленным вопросам осуществляется не только руководителем кадровой службы, но и другими линейными руководителями организации.
Таким образом, на сегодняшний день в работе служб управления персоналом все больше преобладают не учетные, а аналитические и организационные аспекты деятельности. При этом отмечено резкое возрастание профессионального уровня работников кадровых служб. Сегодня в их состав входят специалисты в области психологии и социологии, трудовых отношений, специалисты в области разработки и организации учебных программ, а также менеджеры.
В последнее время во внутриорганизационном управлении появился ряд новых профессий и специальностей таких, как специалисты по отбору и найму персонала (рек- рутеры), специалисты, проводящие собеседование с претендентами на вакантные должности (интервьюеры), специалисты по разработке учебных программ, тренеры (преподаватели), консультанты по вопросам развития карьер, профессиональной ориентации и организационной планирования.
Следует отметить, что в настоящее время многие западные организации в области решения кадровых вопросов пользуются услугами аутсорсинговых компаний, в качестве которых выступают рекрутинговые агентства, учебные центры, консультационные фирмы и т.д. К аутсорсинговым компаниям в кадровой сфере относятся, например, разработчики автоматизированных систем управления для служб УП, организации, специализирующиеся на построении системы выплат и компенсаций (льгот). Также на данный момент происходит специализация рекрутинговых компаний и обособление функции подбора руководящего персонала, а также специалистов высокого класса. Самой значительной по масштабу кадровых услуг является сфера профессионального обучения и повышения квалификации, на ее долю приходится от 20 до 40 % затрат организаций.
В организации ОАО «Автоторгсервис» при штате в 80 сотрудников имеется один кадровик, который подчиняется непосредственно руководителю предприятия, то есть местоположение службы управления персоналом в организационной структуре: подчинение руководителю по администрированию.
При построении организационной структуры не соблюдены следующие принципы: гибкость, централизация, специализация, нормоуправляемость, экономичность. Управление персоналом происходит некорректно, так как нет квалифицированного специалиста по подбору персонала и, зачастую, люди принятые на работу не отвечают требованиям занимаемой ими должности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией.
Организационная структура системы управления персоналом варьируется в зависимости от специфики ее деятельности. Кроме того, структура службы управления персоналом зависит от размеров организации, а также от уровня кадрового и методического потенциала в области управления персоналом, который определяет степень привлечения сторонних консультационных услуг.
Если кадровый состав организации малочислен, то выполнением некоторых задач в области управления персоналом может заниматься один специалист, а не подразделение в рамках службы. Также ряд функций системы управления персоналом может быть передан другим подразделениям организации.
Службы управления персоналам
на сегодняшний день являются функциональными
и не участвуют напрямую в управлении
основной деятельностью сотрудников организации,
а помогают руководителям всех уровней
решать вопросы, связанные с наймом, перемещением,
увольнением, обучением, социальным обеспечением
персонала и ряд других вопросов. Поэтому
оптимальным является сочетание полномочий
линейных руководителей организации и
специалистов по персоналу на основе их
совместной ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абакумова, О.Г. Социология управления: конспект лекций / О.Г.Абакумова. – М.; Приор издат., 2006. – 160 с.
2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2008. – 249 с.
3.Волина, В. Методы адаптации персонала / В.Волина // Управление персоналом. – 2008. - №13.
4.Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – Н.Новгород, 2005. – 713 с.
5.Шабанова, Ю. Адаптация нового персонала / Ю.Шабанова // Управление персоналом. – 2003. - №10.
6.http://www.center-yt.ru/data
Информация о работе Местоположение кадровой службы в системе управления организацией