Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 10:13, реферат
Краткое описание
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Количество элементов, из которых состоит система, может быть любым, важно, чтобы они были между собой взаимосвязаны. Примеры систем: техническое устройство, состоящее из узлов и деталей; живой организм, состоящий из клеток; коллектив людей; предприятие; государство и т.д.
Содержание
1. Система 3 1.1 Понятие системы 3 1.2 Свойства систем 3 1.3 Классификации систем 4 2. Системный анализ 5 2.1 Понятие системного анализа 5 2.2 Принципы системного анализа 8 3. Системный подход 9 3.1 Понятие системного подхода 9 3.2 Соотношение системного подхода и системного анализа. 11 4. Моделирование бизнесс-процессов. 11 4.1 Понятие бизнесс-процесса, основные термины 11 4.2 Классификация бизнесс-процессов 13 5. Миссия. 15 5.1 Понятие миссии и критических факторов успеха 15
Соотношение системного подхода
и системного анализа. 11
Моделирование бизнесс-процессов. 11
Понятие бизнесс-процесса, основные
термины 11
Классификация бизнесс-процессов 13
Миссия. 15
Понятие миссии и критических
факторов успеха 15
Приложение 1. Диаграмма IDEF0 18
1 Система
1.1 Понятие системы
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое,
составленное из частей; соединение) —
множество элементов, находящихся в отношениях
и связях друг с другом, которое образует
определённую целостность, единство.
Количество элементов, из которых
состоит система, может быть любым, важно,
чтобы они были между собой взаимосвязаны.
Примеры систем: техническое устройство,
состоящее из узлов и деталей; живой организм,
состоящий из клеток; коллектив людей;
предприятие; государство и т.д. Лекционная
аудитория с лектором и студентами — система;
каждый студент — тоже система; оборудование
аудитории — система; даже отдельный стол
— система. А вот ножка стола — не система.
Но это с точки зрения макропредставлений.
Если рассматривать ножку стола с точки
зрения микропредставлений, то это также
система, образуемая совокупностью молекул
и атомов.
1.2 Свойства систем
Из этих примеров ясно, что системы
очень разнообразны, но все они обладают
рядом общих свойств.
Элемент системы — часть системы,
выполняющая определенную функцию (лектор
читает лекцию, студенты ее слушают и конспектируют
и т.д.). Элемент системы может быть сложным,
состоящим из взаимосвязанных частей,
т.е. тоже представляет собой систему.
Такой сложный элемент часто называют
подсистемой.
Организация системы — внутренняя
упорядоченность и согласованность взаимодействия
элементов системы. Организация системы
проявляется, например, в ограничении
разнообразия состояний элементов в рамках
системы (во время лекции не играют в волейбол).
Структура системы — совокупность
внутренних устойчивых связей между элементами
системы, определяющая ее основные свойства.
Например, в иерархической структуре отдельные
элементы образуют соподчиненные уровни
и внутренние связи образованы между этими
уровнями.
Целостность системы — принципиальная
несводимость свойств системы к сумме
свойств ее элементов. В то же время свойства
каждого элемента зависят от его места
и функции в системе. Так, если вернуться
к примеру с лекцией, то. рассматривая
отдельно свойства лектора, студентов,
предметов оборудования аудитории и т.д.,
нельзя однозначно определить свойства
системы, где эти элементы будут совместно
использоваться.
Классификация систем, как и
любая классификация, может проводиться
по различным признакам.
1.3 Классификации
систем
Практически в каждом издании
по теории систем и системному анализу
обсуждается вопрос о классификации систем,
при этом наибольшее разнообразие точек
зрения наблюдается при классификации
сложных систем. Большинство классификаций
являются произвольными (эмпирическими),
то есть их авторами просто перечисляются
некоторые виды систем, существенные с
точки зрения решаемых задач, а вопросы
о принципах выбора признаков (оснований)
деления систем и полноте классификации
при этом даже не ставятся.
Классификации осуществляются
по предметному или по категориальному
принципу.
Предметный принцип классификации
состоит в выделении основных видов конкретных
систем, существующих в природе и обществе,
с учётом вида отображаемого объекта (технические,
биологические, экономические и т.п.) или
с учётом вида научного направления, используемого
для моделирования (математические, физические,
химические и др.).
При категориальной классификации
системы разделяются по общим характеристикам,
присущим любым системам независимо от
их материального воплощения. Наиболее
часто рассматриваются следующие категориальные
характеристики:
Количественно все компоненты
систем могут характеризоваться как монокомпоненты
(один элемент, одно отношение) и поликомпоненты
(много свойств, много элементов, много
отношений).
Для статической системы характерно
то, что она находится в состоянии относительного
покоя, её состояние с течением времени
остается постоянным. Динамическая система
изменяет свое состояние во времени.
Открытые системы постоянно
обмениваются веществом, энергией или
информацией со средой. Система закрыта
(замкнута), если в неё не поступают и из
неё не выделяются вещество, энергия или
информация.
Поведение детерминированных
систем полностью объяснимо и предсказуемо
на основе информации об их состоянии.
Поведение вероятностной системы определяется
этой информацией не полностью, позволяя
лишь говорить о вероятности перехода
системы в то или иное состояние.
По происхождению выделяют
искусственные, естественные и смешанные
системы.
По степени организованности
выделяют класс хорошо организованных,
класс плохо организованных (диффузных)
систем и класс развивающихся (самоорганизующихся)
систем.
При делении систем на простые
и сложные наблюдается наибольшее расхождение
точек зрения, однако чаще всего сложность
системе придают такие характеристики
как большое число элементов, многообразие
возможных форм их связи, множественность
целей, многообразие природы элементов,
изменчивость состава и структуры и т.д.
2 Системный анализ
2.1 Понятие системного
анализа
Системный анализ — научный
метод познания, представляющий собой
последовательность действий по установлению
структурных связей между переменными
или элементами исследуемой системы. Опирается
на комплекс общенаучных, экспериментальных,
естественнонаучных, статистических,
математических методов.
Существуют различные точки
зрения на содержание понятия «системный
анализ» и область его применения. Изучение
различных определений системного анализа
позволяет выделить четыре его трактовки.
Первая трактовка рассматривает
системный анализ как один из конкретных
методов выбора лучшего решения возникшей
проблемы, отождествляя его, например,
с анализом по критерию стоимость — эффективность.
Такая трактовка системного
анализа характеризует попытки обобщить
наиболее разумные приемы любого анализа
(например, военного или экономического),
определить общие закономерности его
проведения.
В первой трактовке системный
анализ — это, скорее, «анализ систем»,
так как акцент делается на объекте изучения
(системе), а не на системности рассмотрения
(учете всех важнейших факторов и взаимосвязей,
влияющих на решение проблемы, использование
определенной логики поиска лучшего решения
и т.д.)
В ряде работ, освещающих те
или иные проблемы системного анализа,
слово «анализ» употребляется с такими
прилагательными, как количественный,
экономический, ресурсный, а термин «системный
анализ» применяется значительно реже.
Согласно второй трактовке
системный анализ — это конкретный метод
познания (противоположность синтезу).
Третья трактовка рассматривает
системный анализ как любой анализ любых
систем (иногда добавляется, что анализ
на основе системной методологии) без
каких-либо дополнительных ограничений
на область его применения и используемые
методы.
Согласно четвертой трактовке
системный анализ — это вполне конкретное
теоретико-прикладное направление исследований,
основанное на системной методологии
и характеризующееся определенными принципами,
методами и областью применения. Он включает
в свой состав как методы анализа, так
и методы синтеза, кратко охарактеризованные
нами ранее.
Нам представляется правильной
четвертая трактовка, наиболее адекватно
отражающая направленность системного
анализа и совокупность используемых
им методов.
Итак, системный анализ — это
совокупность определенных научных методов
и практических приемов решения разнообразных
проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной
деятельности общества, на основе системного
подхода и представления объекта исследования
в виде системы. Характерным для системного
анализа является то, что поиск лучшего
решения проблемы начинается с определения
и упорядочения целей деятельности системы,
при функционировании которой возникла
данная проблема. При этом устанавливается
соответствие между этими целями, возможными
путями решения возникшей проблемы и потребными
для этого ресурсами.
Системный анализ характеризуется
главным образом упорядоченным, логически
обоснованным подходом к исследованию
проблем и использованию существующих
методов их решения, которые могут быть
разработаны в рамках других наук.
Целью системного анализа является
полная и всесторонняя проверка различных
вариантов действий с точки зрения количественного
и качественного сопоставления затраченных
ресурсов с получаемым эффектом.
Системный анализ, по существу,
является средством установления рамок
для систематизированного и более эффективного
использования знаний, суждений и интуиции
специалистов; он обязывает к определенной
дисциплине мышления.
Иными словами, системный анализ
— это систематизированные методы оказания
лицу, принимающему решение, помощи при
выборе курса действий путем изучения
всей проблемы в целом, определения конечных
целей и различных путей их достижения
с учетом возможных последствий. Для получения
квалифицированного суждения по проблемам
используются соответствующие методы,
по возможности аналитические.
Системный анализ предназначен
для решения в первую очередь слабоструктуризованных
проблем, т.е. проблем, состав элементов
и взаимосвязей которых установлен только
частично, задач, возникающих, как правило,
в ситуациях, характеризуемых наличием
фактора неопределенности и содержащих
неформализуемые элементы, непереводимые
на язык математики.
Одна из задач системного анализа
заключается в раскрытии содержания проблем,
стоящих перед руководителями, принимающими
решения, настолько, чтобы им стали очевидны
все основные последствия решений и их
можно было бы учитывать в своих действиях.
Системный анализ помогает ответственному
за принятие решения лицу более строго
подойти к оценке возможных вариантов
действий и выбрать наилучший из них с
учетом дополнительных, неформализуемых
факторов и моментов, которые могут быть
неизвестны специалистам, готовящим решение.
2.2 Принципы системного
анализа
Важнейшие принципы системного
анализа сводятся к следующему:
- процесс принятия решений
должен начинаться с выявления и чёткого
формулирования конечных целей;
- необходимо рассматривать
всю проблему как целое, как единую систему
и выявлять все последствия и взаимосвязи
каждого частного решения;
- необходимы выявление и анализ
возможных альтернативных путей достижения
цели;
- цели отдельных подразделений
не должны вступать в конфликт с целями
всей программы.
Системный анализ основывается
на следующих принципах:
1) единства – совместное
рассмотрение системы как единого
целого и как совокупности
частей;
2) развития – учет изменяемости
системы, ее способности к развитию,
накапливанию информации с учетом
динамики окружающей среды;
3) глобальной цели –
ответственность за выбор глобальной
цели. Оптимум подсистем не является
оптимумом всей системы;
4) функциональности –
совместное рассмотрение структуры
системы и функций с приоритетом
функций над структурой;
5) децентрализации – сочетание
децентрализации и централизации;
6) иерархии – учет соподчинения
и ранжирования частей;
7) неопределенности –
учет вероятностного наступления
события;
8) организованности –
степень выполнения решений и
выводов.
3. Системный подход
3.1 Понятие системного
подхода
Идея системного подхода заключается
в том, что из окружающей действительности
вычленяется некая целостность и подводится
под категорию «система». Подвести вычлененный
объект под категорию «система» — значит
обнаружить у него свойства, присущие
системам.
Основные положения системного
подхода:
1) любой объект — это
открытая система, взаимодействующая
с внешней средой (макросистемой);
2) эффективность функционирования
системы определяется ее системными
качествами и условиями окружающей
среды;
3) элементы системы рассматриваются
в их взаимосвязи и в развитии.
Системный подход является
для исследователя «поставщиком» объектов
исследования.
Главные черты системного подхода:
1) одна из форм методологического
знания, связанная с исследованием
и созданием объектов как систем;
2) связь с теорией систем
и системным анализом, что предполагает:
— иерархичность познания;
— изучение интегративных свойств
и закономерностей систем, раскрытие базисных
механизмов интеграции целого;
— нацеленность на получение
количественных характеристик, создание
методов, сужающих неоднозначность понятий,
определений, оценок.