Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:51, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в определении назначения и выявлении функций бизнес-плана, а также в анализе точки самоокупаемости.
В результате были поставлены следующие задачи:
выявить назначение бизнес-плана;
определить основные функции и цели бизнес-плана;
Введение…………………………………………………………………………...3
Назначение и функции бизнес-плана………………..………………………..4
Точка самоокупаемости проекта………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Обычно основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка инициаторами проекта:
Если у инициаторов проектов ничего, кроме документации, нет, то требуется еще более взвешенная оценка эффективности осуществления бизнес-идеи, особенно в части перспектив удержания позиций в избранном сегменте рынка.
Общий объем бизнес-план как официального документа примерно двадцать пять страниц. На титульном листе обычно отражают такую информацию: название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, имя и телефон директора предприятия, суть проекта (очень кратко), общая стоимость проекта и источники средств (выпуск акций, кредиты), заявление о коммерческой тайне. Весь лист включает не более двадцати пяти строк.
Во вводном разделе дается краткое резюме проекта или убедительное доказательство его выгодности. На трех-четырех страницах вводного раздела инициатор проекта должен показать умение явно представить успех реализации идеи в глазах инвестора. Инвестор должен проникнуться идеей, почувствовать существенную выгоду конечных результатов предпринимательства.
Анализ отраслевого рынка товаров предназначен для оценки емкости рынка. Около трех страниц текста бизнес-плана посвящается информации о динамике продаж товара, прогнозов на ближайшее время.
В России существенное значение имеет поквартальный и полугодовой анализ года. Раскрывается информация об аналогах продукта, созданных как в отечественной экономике, так и за рубежом. Если предприятие крупное, то указывается его доля в производстве отраслевой продукции в России. Целесообразно показать и знание основных данных о потенциальных конкурентах, включая имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны.
В разделе о существе проекта примерно на пяти страницах излагается информация о товаре, его отличиях от импортных товаров, указываются сведения о патентах, торговом знаке, об условиях возможного экспорта товара. Дается характеристика места размещения производства и способов транспортировки товара до мест его розничной и оптовой продажи. В случае необходимости капиталовложений требуется обосновать объемы строительно-монтажных работ, привести сведения о подрядчике и аргументы в пользу его надежности. Здесь же дается оценка потребности предприятия в персонале компании. В конце раздела дается краткое обоснование главных причин, обусловливающих успех реализации бизнес-идеи.
В разделе о производственном плане (около пяти страниц) требуется привести аргументы, доказывающие продуманность производственного процесса по всей технологической цепочке от поставок сырья, оборудования, энергоресурсов до обеспечения экологической и технической безопасности. Немаловажным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.
В разделе маркетинга (четыре-пять страниц) должно быть убедительно доказано, что реализация товара глубоко продумана и не встретит серьезных затруднений. В этом разделе отражается информация о конечных потребителях продукции, характере спроса, причинах предпочтительности товара по отношению к товарам конкурентов. Анализируются факторы, определяющие спрос на товар, воздействие на него технологических, экологических, законодательных и других изменений. Особое внимание уделяется стратегии противодействия конкурентам. В конечном счете, обосновывается цена товара, дается описание организации сбыта, оцениваются рекламные расходы и ставятся цели по выходу на требуемый уровень ключевых показателей в ближайшие три года.
В разделе, посвященном организационному плану, на двух-трех страницах раскрываются основы правовой формы функционирования предприятия. Наряду с формой собственности указываются пайщики, принадлежащие им доли, количество выпущенных акций и их распределение среди акционеров в порядке открытой подписки. Обычно в этом разделе приводится информация о членах совета директоров, о лицах, обладающих правом подписи финансовых документов, о распределении обязанностей между членами высшего административного персонала.
Очень важным является раздел (три-четыре страницы) по обоснованию разумности допустимых уровней предпринимательских рисков. Предпринимательские риски весьма разнообразны, и их совокупное воздействие на результаты деятельности фирмы оценить сложно. Для решения этой задачи часто риски подразделяют на общие и простые. Общий риск проекта понимается как составленный из множества простых рисков: технических, управленческих, финансовых, экологических, политических, международных. Как правило, общий риск оценивается в баллах по специально разработанной для этих целей методике. Такая методика может представлять значительную ценность для предприятия и является коммерческой тайной.
Ключевым разделом бизнес-плана, безусловно, считается финансовый план. Он излагается примерно на пяти страницах и включает информацию о плане доходов и расходов, связанных с производством и реализацией товара в течение определенного времени его жизненного цикла, о балансе доходов и расходов по отдельным товарам (если их несколько), о рентабельности и сроке окупаемости проекта. Все расчеты в финансовом разделе должны подтвердить, что, начиная с некоторого уровня производства товара его выпуск, будет приносить прибыль. Для этого проводится расчет точки самоокупаемости:
Точка самоокупаемости=
Завершающим этапом бизнес-планирования является оформление инвестиционного предложения. Инвестиционное предложение - это анкета установленной формы, в которой инициатор проекта излагает основные сведения, способные заинтересовать инвестора и убедить его в целесообразности вложения капитала. В этой анкете указываются основные сведения об инициаторе проекта (фамилия, почтовые реквизиты фирмы, юридический статус компании, ее организационно-правовая форма), краткая характеристика объекта капиталовложений, финансовые ожидания (доходность капиталовложений, срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли за время жизненного цикла товара), а также другие необходимые инвестору сведения. Инвестиционное предложение направляется инвестору вместе с бизнес-планом для ознакомления и принятия решения по участию или неучастию в реализации, воздвигнутой предпринимателем идеи.
Бизнес-план выполняет следующие функции:
- оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;
- повышение квалификации
аппарата управления, заставляя
менеджеров практически думать
о возможностях фирмы, ее конкурентах
и других проблемах, что ведет
к принятию более
- защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;
- определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;
- информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;
- обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;
- рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;
- снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.
Для составления бизнес-плана необходима следующая информация:
- оценка производственных
возможностей для реализации проекта;
- оценка управленческой
команды.
Обязательными элементами бизнес-плана являются:
2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и учет потребностей рынка;
3. Объем реализации (прогноз на 3 года);
4. Показатели финансовой деятельности фирмы (прогноз на 3 года);
5. Предложения потенциальному инвестору. По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или кредитор будет судить:
- о состоянии дел в фирме в настоящее время;
- перспективах развития фирмы в последующие несколько лет;
- реалистичности и перспективности того проекта (научно-технического, производственного и др.), который лежит в основе предложения;
- целесообразности сотрудничества с фирмами, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.
При создании нового предприятия предприниматель должен знать, когда именно он может рассчитывать на получение первой прибыли. В частности, такая информация поможет ему лучше оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования. Прогноз точки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос о том, сколько единиц продукции или услуг нужно будет продать или какого объема продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпали с его расходами, т.е. чтобы предприятие окупилось. Однако это еще не точка самоокупаемости, поскольку у фирмы есть определенные обязательства, которые берутся обычно на год и которые должны быть выполнены независимо от того, как идут у предприятия дела. Чтобы предприятие окупилось, эти обязательства (именуемые также постоянными, или фиксированными, затратами) должны быть полностью покрыты из поступлений от продаж. Итак, под точкой самоокупаемости мы понимаем такое состояние, когда разность между всеми расходами и доходами оказывается равной нулю, т.е. предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков.
В бизнес-плане все расчеты в финансовом разделе должны подтвердить, что, начиная с некоторого уровня производства товара, его выпуск будет приносить прибыль. Для этого проводится расчет точки самоокупаемости проекта по формуле:
Точка самоокупаемости= |
(1) |
или
где Руп – расходы условно-постоянные;
Це – цена единицы нового товара (НТ);
Ру.пер – расходы условно-переменные;
Ор – объем реализации.
Удельные переменные издержки определяются как частное от деления переменных издержек на объем продаж товара в натуре. Точка самоокупаемости характеризует и минимально доступный размер предприятия, ниже которого бизнес становится неэффективным. Кроме того, предприниматель получает более достоверную информацию о зонах убытков и прибылей, которые появляются при определенных выпусках продукции. Он имеет возможность предвидеть то, как повлияют его решения об увеличении затрат сырья, материалов, капитала на доходность бизнеса. Точку самоокупаемости можно изобразить графически (рис. 1).
Рисунок 1 – Расчет точки самоокупаемости в бизнес-плане ( - точка самоокупаемости бизнес-проекта)
Суммарный объем от продаж, соответствующий точке самоокупаемости, должен совпадать при этом с суммой переменных и постоянных издержек предприятия. После того как предприятие окупится, продажа каждой следующей единицы продукции будет приносить прибыль, во всяком случае если цена на товар не опустится ниже его себестоимости (себестоимость единицы продукции, умноженная на объем выпуска, дает величину, именуемую «переменные затраты»).
Самая большая трудность при расчете точки самоокупаемости заключается в определении того, какие затраты считать фиксированными, а какие — переменными. Для новых предприятий сделать это не так-то просто, и часто приходится относить ту или иную статью расходов к определенной категории просто волевым решением. Как бы то ни было, разумно считать фиксированными затраты на амортизацию, заработную плату административного персонала, арендную плату и страхование. Расходы на покупку сырья и материалов, торговые издержки (например, комиссионные торговым агентам), заработную плату производственных рабочих, как правило, считаются переменными. Переменные издержки на единицу продукции определяются путем деления суммарной заработной платы прямых производственных рабочих, стоимости израсходованного сырья и материалов и прочих производственных расходов на объем выпуска.
Например, если условно-постоянные издержки составляют 250 тыс.руб. условно-переменные издержки - 66,7 руб., а продается этот товар по цене 150 руб. за штуку, то точка самоокупаемости (К) равна:
Единица нового товара (НТ), проданного сверх этого количества, принесет фирме 83,3 руб. прибыли. Если продать НТ менее 3 000 штук, то фирма понесет убытки.
Точку самоокупаемости этого примера целесообразно изобразить графически (рис. 2)
Рисунок 2 – Точка самоокупаемости
Таким образом, результатом расчета точки самоокупаемости является определение объема производства, начиная с которого выпуск товара должен приносить прибыль.