Система безналичных расчетов. Счет ЛОРО. Счет НОСТРО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему безналичных расчетов в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• - выявить принципы и составные элементы системы безналичных расчетов;
• - определить сущность, сферу применения и организацию форм расчета;
• - рассмотреть совершенствование организации расчетов на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы безналичного расчета 5
2. Классификация безналичных расчетов 8
3. Организация форм безналичного расчета 10
4. Инструмент платежного механизма 13
5. Счет «ЛОРО». Счет «НОСТРО» 15
6. Клиринг 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

безнал.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)

Отзывной аккредитив может изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором).

Для открытия аккредитива  плательщик представляет в обслуживающий  его банк (банку-эмитенту) аккредитив на бланке установленной формы. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент  сообщает получателю средств через  исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление, в  котором клиент указывает номер  счета, с которого будут оплачиваться чеки. Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную (чековую) карточку. Чек может быть выписан  на сумм не более той, которая указана на его оборотной стороне и в чековой карточке. Чек должен быть предъявлен к оплате в банк в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятий чеки банки сдают в расчетно-кассовый центр.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Инкассовые поручения  применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в том  числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные  функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных  сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права  на списание денежных средств со счета  плательщика без его распоряжения.

.

 

 

  1. Инструмент  платежного механизма

В настоящее время в  России наиболее распространенным видом  кредитных денег являются банкноты и кредитные карточки, которые  являются инструментом безналичного платежного механизма.

Пластиковая карточка –  обобщающее понятие для документа  различных видов расчетных систем. Впервые они появились в Калифорнии в начале 50-х гг. ХХ века. Бумажный носитель чековой информации был  заменен электронными сигналами. Однако суть расчетов, состоящая в наличии  приказа владельца денежных средств  о передаче их лицу, указанному в  этом приказе, характеризует их как  разновидность чековой формы  расчетов.

Пластиковая карточка стала  ключом к специальному карточному счету  клиента в банке, с помощью  которого передается информация, необходимая  банку для проведения операции по списанию средств со счета плательщика  и их зачисление на счет получателя.

Различия видов платежных  карточек можно сгруппировать по конкретных признакам. В зависимости от вида используемых счетов и механизма расчетов карточки подразделяются на дебетовые и кредитовые.

Многие российские банки  совместно с  признанными в  мире эмитентами наладили выпуск и  поддерживают обслуживание кредитных  карт, которые, как подтверждено мировой  практикой, вытесняют наличное обращение.

Банковские пластиковые  карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления безналичных  расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка Российской Федерации от 9 апреля 1998 г. «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Немаловажным направлением является развитие инфраструктуры самообслуживания клиентов. Не имеет особого смысла привлекать обслуживающий персонал для выполнения тех операций, которые клиент в состоянии провести самостоятельно. К таким операциям относятся операции получения наличных, пополнения или списания сумм с карты, продление карты, смена лимитов, просмотр остатка на карте или последних операций по ней.

Банк – эмитент проводит персонализацию кредитной карты: на нее наносится идентификационный  номер, фамилия владельца, причем часто  методом эмбоссинга (выдавливания). Банк предоставляет владельцу краткосрочный кредит на момент оплаты покупки, величина которого зависит от типа карты – обычная, золотая, корпоративная.

Кредитная карточка удостоверяет наличие у ее владельца текущего счета в банке, а в ходе сеанса связи с процессинговым центром  проводится аутентикация, подтверждается наличие средств на счете для оплаты покупки, услуги..

Наиболее распространение  в России имеет дебетовая карточка. Ее называют также карточкой наличных средств или карточкой активов, так как с ее помощью происходит прямое уменьшение размеров денежных активов плательщика. Дебетовая  карточка может автоматически стать  кредитной, если предоставляется овердрафт.

Кредитная карточка не предполагает депонирования средств на специальном  карточном счете. Платежи с применением  данной карточки производятся за счет банковского кредита а пределах установленного банком лимита.

Владелец карточки должен регулярно погашать выданный кредит, поэтому кредитные карточки выдаются клиентам, обладающим высокой платежеспособностью. В России выдача кредитной карты  почти всегда предполагает наличие  депозита или залога.

 

 

  1. Счет  «ЛОРО». Счет «НОСТРО»

Корреспондентскими отношениями  называются отношения между двумя  или несколькими кредитными учреждениями при осуществлении платежей и  расчетов одним из них по поручению  и за счет другого. Данные отношения  могут иметь место между банками  внутри страны и за ее пределами. Банки  могут быть связаны корреспондентскими отношениями со множеством кредитных учреждений.

Существует два вида корреспондентских  отношений банка: с взаимным установлением  корреспондентских отношений и  без них. Обычно небольшие банки  открывают корреспондентские счета  в более крупных банковских учреждениях.

Банковское учреждение может  рассчитываться со своим корреспондентом по выставленному им поручению по счету, открытому данным кредитным учреждением у корреспондента или по счету, открытому корреспондентом в данном кредитном учреждении, а также по счетам данного банка и его корреспондента в третьем кредитном учреждении. В первом случае имеют место отношения между корреспондентами со счетом, во втором — между корреспондентами без счета.

Корреспондентские счета  открываются на добровольной основе банковскими учреждениями, которые  являются юридически самостоятельными. Корреспондентские отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся на более жесткой основе.

Корреспондентский счет — это счет, расчеты с которого производятся одним банком по поручению и за счет другого кредитного учреждения. Корреспондентский счет открывается на основании заключенного договора о корреспондентских отношениях. Корреспондентские счета подразделяются на два вида: счет «НОСТРО» (наш счет у Вас) и счет «ЛОРО» (Ваш счет у нас). Счета типа «НОСТРО» открываются каким-либо банком в банках-корреспондентах, а счета типа «ЛОРО» — на имя его банков-корреспондентов. Эти счета могут открываться в одностороннем порядке и на взаимной основе. Причем счет «НОСТРО» в одном кредитном учреждении является счетом «ЛОРО» у банка-корреспондента.

Счет «Ностро» - это: 1. счет, который банк имеет у своего иностранного банка-корреспондента и на котором учитываются все его расходы и поступления; 2. корреспондентский счет, по которому проводятся все операции по исполнению корреспондентом поручений банка.

Счет «Лоро» - это: 1. корреспондентский  счет по международным расчетам, который открывается в отечественном банке на имя иностранного банка-корреспондента; 2. счет, открываемый банком-корреспондентом для защиты сумм, выдаваемых или получаемых по поручению своего корреспондента. Счет «Лоро» может быть также корреспондентским счетом третьего банка, открытым у банка-корреспондента данного кредитного учреждения. При этом счет банка-корреспондента в данном кредитном учреждении называется счетом «Востро». Открывается преимущественно коммерческими банками, которые активно осуществляют переводы, аккредитивные, инкассовые и другие операции по расчетам за товары, услуги. Платежи по корреспондентским счетам осуществляются в пределах остатка по счету либо с превышением остатка за счет овердрафта.

Крупный банк, обслуживая национальный или региональный рынок, в то же время  помогает другим банкам и, следовательно, предоставляет услуги их клиентам. Малые банки становятся корреспондентами крупных банков для получения услуг на главных рынках и для получения специализированной помощи, включая кредиты. Крупные банки становятся корреспондентами малых банков для получения доступа к региональным рынкам.

Эти банки обмениваются информацией  относительно услуг, которые они  предоставляют, комиссионных за эти  услуги, книгами подписей, конфиденциальными тестовыми ключами (методами кодировки).

Межбанковские обязательства  по расчетам, возникающие в результате платежей клиентов, могут быть погашены тремя основными способами.

Первый способ. Для выполнения своих межбанковских обязательств банки могут передавать друг другу наличные деньги. Однако частое перемещение большого количества банкнот и монет неэффективно и связано с большим риском.

Второй способ. Банки могут рассчитываться между собой путем передачи права собственности на средства, хранящиеся ими на счетах, открытых друг у друга.

Третий способ. Банки могут рассчитываться путем передачи собственности на остатки средств на счетах, которые они имеют с какой-либо третьей стороной, другим банком.

На международном финансовом рынке действуют Международный валютный фонд и различные международные банки, ассоциации, группы. Кроме того, на международном региональном финансовом рынке функционируют различные международные региональные банки и организации.

Ниже приводится краткая  характеристика таких международных  и европейских финансовых учреждений.

 

 

  1. Клиринг

Система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств называется клирингом. Межбанковский клиринг, в свою очередь, - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц.

По решению Центрального банка РФ организацию клиринговых  расчетов могут брать на себя небанковские кредитные учреждения или клиринговые организации на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ.

Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ, другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов.

Основными задачами клиринговой  организации являются:

- ускорение и оптимизация  расчетов между банками и иными  кредитными организациями;

- повышение достоверности  и надежности расчетов;

-  развитие и обеспечение  новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, пластиковых карт и др.);

- наиболее рациональное  использование временно свободных  ресурсов банков;

- внедрение современных  международных/технологий, стандартов, протоколов;

- создание современной  информационной банковской инфраструктуры;

- надежная многоуровневая  защита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения;

-  контроль достоверности  данных на всех этапах.

В настоящее время приняты  две модели организации клиринговых  операций. Первая модель предусматривает  проведение клиринга с предварительным депонированием средств на счетах участников взаимозачетов. Согласно второй модели клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга.

Клиринг может быть двусторонний, когда засчитываются требования двух банков, и многосторонний, когда в зачетных схемах участвуют три и более банков. При этом главная идея клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.

Информация о работе Система безналичных расчетов. Счет ЛОРО. Счет НОСТРО