Системный анализ пиццерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Курсовой проект выполнен с целью освоения на практике основных приемов, правил и навыков проектирования систем на примере создания информационных систем. В качестве предметной области разрабатываемой информационной системы выбрана гипотетическая фирма по производству и реализации пиццы, имеющая зарегистрированное название «Outsider».
Фирма заинтересована в оптимизации бизнес-процессов и автоматизации процесса учета заказов клиента. Автоматизация процесса учета заказов клиента, необходима для предоставления скидок постоянным клиентам, а также для ведения отчетной документации.

Содержание

Введение 4
1 Предпроектное обследование 5
1.1 Описание предметной области 5
1.2 Организационная модель 6
1.3 Функциональная модель (внешняя часть) 6
1.4 Функциональная модель (внутренняя часть) 7
1.5 Информационная модель 8
1.6 Миссия организации 8
1.7 Критические факторы производства 9
1.8 Структурные проблемы предприятия 9
1.9 Цели информационной системы 9
1.10 Задачи информационной модели 10
2 Выделение бизнес-процессов 11
2.1 Бизнес-процессы «Заказ пиццы» 11
3 Анализ и оптимизация бизнес-процессов 12
3.1 Оптимизация бизнес-процесса «Заказ пиццы» 12
Заключение 16
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

kursavoi_2.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации


Федеральное агентство  по образованию 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

ПИЦЦЕРИЯ

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине

“Теория систем и системный анализ”

Студент гр. 432-3

________ Д.О. Кузьменков 

Дата __________________

 

Руководитель

Канд. тех. наук, доцент

___________ С.Н.  Павлов

Дата __________________

 

 

 

 

2005

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовой проект 17 с.

Информационная модель, база данных, качество обслуживания, математическая модель, бизнес-процесс, критические  факторы успеха, алгоритм равных цен, граф, оптимизация.

 

Пояснительная записка содержит информацию об организации, занимающейся производством и реализацией  пиццы. Приведен один из способов оптимизации бизнес-процессов, а также один из примеров усовершенствования ведения учета клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Курсовой проект выполнен с целью освоения на практике основных приемов, правил и навыков проектирования систем на примере создания информационных систем. В качестве предметной области разрабатываемой информационной системы выбрана гипотетическая фирма по производству и реализации пиццы, имеющая зарегистрированное название «Outsider».

Фирма заинтересована в  оптимизации бизнес-процессов и  автоматизации процесса учета заказов  клиента. Автоматизация процесса учета  заказов клиента, необходима для  предоставления скидок постоянным клиентам, а также для ведения отчетной документации.

Основная часть пояснительной  записки содержит:

    • подробное описание предметной области (с описанием пользователей информационной системы);
    • организационную модель (показывает структуру организации);
    • функциональную модель, внешнюю часть (показывает функциональное взаимодействие организации с внешними организациями);
    • функциональную модель, внутренняя часть (показывает функциональное взаимодействие отделов внутри организации);
    • информационную модуль (показывает движение информационных потоков внутри организации, а также взаимодействие организации с внешним миром посредством передачи информации, либо документов);
    • цели и задачи разрабатываемой системы;
    • пути решения поставленных задач информационной системы.

Рекомендуется следующий  порядок чтения пояснительной записки:

    • подробно ознакомиться с описанием предметной области;
    • рассмотреть представленные модели описывающие предметную область;
    • ознакомиться с бизнес-процессами рассматриваемой организации;
    • рассмотреть пути оптимизации бизнес процессов.

 

 

1 Предпроектное обследование

 

1.1 Описание предметной области

 

Организация занимается производством и реализацией  пиццы. Данный вид продукции очень  широко распространен на западе, а  в последнее время приобретает  всё большую популярность у нас в стране. Организация имеет зарегистрированное название – Outsider. У фирмы имеется собственное здание, в котором находится:

кухня, где, собственно, и производится вся пицца;

пиццерия, помещение, в котором клиент может заказать пиццу и пообедать за одним из столиков, оригинально расставленных и придающие пиццерии ностальгическую окраску.

В пиццерии обслуживание происходит следующим образом: приходит клиент, садиться за столик, к нему подходит официант и предоставляет меню. После  того, как клиент определяется с выбором, официант несёт заказ на кухню, шеф-повару. Всего в пиццерии работает четыре официанта, которые достойно справляются с работой. Далее шеф-повар распределяет работу между 4 поварами, при этом, документирует информацию обо всех заказах. В последствии эта информация сдаётся в бухгалтерию.  Выпечка пиццы занимает от 7 до 12 минут. После того как пицца готова, официант относит заказ клиенту. По окончании трапезы клиент рассчитывается с официантом. Официант относит выручку в бухгалтерию. 

В фирме Outsider пиццу можно заказать на дом, для этого существует отдел по работе с клиентами (ОРК). Клиент звонит и сообщает свои данные, а именно, ф.и.о., адрес, наименование пиццы (постоянным клиентам предусмотрены скидки). Менеджеры, которых в фирме два, принимают заказы и сообщают шеф-повару. Как только пицца готова, водитель в кратчайшие сроки  доставляет её клиенту. При получении заказа клиент рассчитывается с водителем. По приезду на базу, водитель сдает деньги в бухгалтерию и отвозит следующий заказ. Всего в фирме работает три водителя.

Два раза в неделю шеф-повар  с одним из водителей едут закупать необходимые продукты.

Директор является владельцем фирмы Outsider. Он управляет и координирует работу всей фирмы, через бухгалтерию. Бухгалтерия, в свою очередь, сдаёт отчетность в налоговую инспекцию в установленный срок.

 

 

 

 

1.2 Организационная модель

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функциональная модель (внешняя  часть)

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Функциональная модель (внутренняя  часть)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Информационная модель

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Миссия организации

 

Фирме, по производству и  доставке пиццы, имеющей зарегистрированное названием “Outsider”, необходимо улучшить качество обслуживания, посредством уменьшения времени обслуживания, создать эффективную систему учета заказов, а также систему предоставления скидок постоянным клиентам.

 

 

 

 

 

1.7 Критические факторы производства

 

«Необходимые и достаточные  условия» выполнения миссии – критические  факторы успеха:

    1. Качество обслуживания – это наиболее важный фактор в данном виде деятельности, он является одним из основных критериев выбора клиентами той или иной фирмы.
    2. Скорость передачи информации – для работы, а также для удовлетворения первого фактора, необходимо обеспечить высокую скорость передачи информации, другими словами, время между заказом и его доставкой должно быть минимальным.
    3. Система предоставления скидок – в фирме необходимо предусмотреть систему скидок постоянным клиентам. Если клиент постоянно пользуется услугами фирмы, то почему бы ему ни предоставить скидку. Это один из способов организации постоянной клиентуры фирмы.

 

1.8 Структурные проблемы предприятия

 

    1. Медленная скорость передачи информации и, как следствие, низкая скорость работы между подразделениями, что сказывается на времени обслуживания заказа клиента. Клиентам приходится по долгу ждать заказ.
    2. Невозможность предоставления скидок из-за отсутствия системы, как таковой. Очень сложно, практически невозможно, фиксировать информацию обо всех клиентах без применения специальных систем.

 

1.9 Цели информационной системы

 

Для того чтобы осуществить миссию организации, принято решение о  разработке и внедрении информационной системы, которая позволяла бы улучшить качество обслуживания, посредством  уменьшения времени обслуживания, автоматизировать учет заказов и внедрить систему предоставления скидок постоянным клиентам, путем регистрации клиентов, при выполнении заказов.

 

 

1.10 Задачи информационной модели

 

Необходимо  построить качественную систему  обслуживания клиентов – данную задачу необходимо разбить на подзадачи:

    1. Улучшить качество обслуживания по критерию уменьшения времени, при неизменных финансовых и прочих ресурсах.
    2. Создать систему предоставления скидок постоянным клиентам – для привлечения большего количества людей, пользующимися услугами фирмы, предлагается внедрить систему их поощрения, в виде скидок. Размер скидки зависит от суммы денег потраченной в фирме, с момента первого заказа и чем выше эта сумма, тем больше, соответственно, размер скидки.
    3. Повысить скорость передачи информации между подразделениями –  подразделения находятся в одном здании, однако немало времени тратиться на донесение информации из одного подразделения в другое, так что планируется внедрение такой системы, которая бы  мгновенно передавала информацию в пределах фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Выделение бизнес-процессов

 

2.1 Бизнес-процессы «Заказ пиццы»

 

В фирме можно выделить один основной бизнес-процесс - “Заказ пиццы”.

Клиент звонит в фирму, заказывает пиццу через ОРК, либо заказывает непосредственно в пиццерии. При получении заказа, в первом случае, оплату принимает водитель, во втором, оплату принимает официант.

 

 

 

Бизнес-процесс  «Заказ пиццы»

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ и оптимизация бизнес-процессов

 

3.1 Оптимизация бизнес-процесса  «Заказ пиццы»

 

Одним из механизмов оптимизации бизнес-процессов является минимизация времени между заказом  и его доставкой. Время приготовления  пиццы мы сократить не можем, а  весь оставшийся интервал времени выполнения заказа можно уменьшить, путем внедрения компьютерной сети, либо введением радиосвязи между сотрудниками и подразделениями фирмы. Далее произведем следующие структурные преобразования основного бизнес-процесса:

    • за каждым официантом (всего их 4) закрепим область обслуживания, т.е. получается за одним официантом закреплено 25% пиццерии, где он работает и обслуживает заказы;
    • исключим  шеф-повара из основного бизнес-процесса следующим образом. Официант работает с одним поваром. Функция распределения заказов отпадает [2].

Все сотрудники фирмы до поступления на работу проходят курсы этикета. На работе они обязаны, находится в форме с символикой фирмы, быть вежливыми и предусмотрительными с клиентами.

Структурные изменения  предприятия представлены на измененной информационной модели.

Для создания системы  скидок и учета заказов – предлагается внедрение базы данных. В данной базе будут регистрироваться все  клиенты, дата выполнения заказа, а  также сумма выполнения заказа. В  дальнейшем, по общей сумме заказов, клиенту предоставляется скидка. Раньше вся документация оформлялась вручную, на это уходило очень много времени, но с внедрением базы данных работа бухгалтера в этом направлении должна значительно сократиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразованный бизнес-процесс

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразованная информационная модель

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два раза в неделю шеф-повар  с водителем совершают закупки  в магазинах. Магазины располагаются  в различных районах города и  существует множество маршрутов поездки. Нам необходимо найти самый короткий маршрут, что приведет к снижению транспортных расходов и уменьшению времени закупок. Также, при доставки заказов водитель для сокращения времени и транспортных расходов может доставлять несколько пицц одновременно, тем клиентам которые расположены в одном районе. За каждым водителем закрепляется свой район города. При работе в одном районе у водителя не будет проблем с нахождением необходимого адреса, а следовательно время доставки сократиться.

Для нахождения кратчайшего  пути маршрута закупок требуемых  продуктов можно обратиться к  теории графов. Задачи нахождения кратчайшего  пути уже решены, нам остается лишь применить их к нашей системе.

Расстояние города является ограниченным, следовательно, граф можно назвать конечным, двигаться мы можем в любом направлении, значит, граф будет являться неориентированным.

Информация о работе Системный анализ пиццерии