Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс разработки производственно-финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание планирования
Научиться оценивать финансовое состояние предприятий в настоящее время, условия и результаты их деятельности
Научиться оценивать различные направления развития предприятий, их особенности
Изучить различные ресурсы организаций, с помощью которых они достигают намеченных целей
Разработать направления совершенствования механизма планирования

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
Сущность, роль и задачи финансового планирования
Важнейшие элементы системы финансового планирования
Классификация и модели финансового планирования
2 Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования
2.1. Краткосрочное финансовое планирование
2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового планирования
2.3. Расчет долгосрочного финансового плана на примере
3 Проблема финансового планирования на предприятии
3.1. Практический пример составления финансового плана
3.2. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4курс.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

По масштабности поставленной цели различается стратегическое, тактическое и оперативное финансовое планирование.

Стратегическое  планирование - это разработка исходя из результатов финансового анализа состояния предприятия и прогноза изменений внешней и внутренней среды, стратегии финансовой деятельности на определенный период. Исходя из реальных возможностей развития стратегическое планирование - это прежде всего своевременная и необходимая реакция на объективные внешние и внутренние обстоятельства деятельности предприятия.

Тактическое планирование решает вопросы распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.

Оперативное планирование - процесс разработки финансовых показателей, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов предприятия (как собственные так и привлеченные). Оперативное планирование помогает осуществлять текущее регулирование хода производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить или направить ход дел, координировать отдельные действия различных подразделений, объединенных единой целью - обеспечением финансовой стабильности предприятия через выполнение финансовой стратегии.

В зависимости  от использования информации о прошлом, настоящем или желательном финансовом состоянии предприятия в будущем различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления планирования.

Реактивное  планирование направлено в прошлое, и только в прошлое. Недаром это направление еще называют «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования - это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. При графическом изображении реактивное планирование имеет форму буквы «г», поэтому его можно назвать г-образным планированием (рис.2).

 

 

 

Рис. 1 Классификация  финансового планирования

 

Рис. 2 Г- образное (реактивное) планирование

 

 

Финансы организации  воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляется она снизу вверх при помощи личного авторитета высшего руководителя и его «отцовского» отношения к подчиненным. Планирование осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений.

Инактивное  планирование нацелено на приспособление к настоящему, и только к настоящему. Означает инертность - делать что-либо по привычке, без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться к движению вперед, в графическом изображении оно имеет форму буквы «т», поэтому его можно назвать т-образным планированием (рис. 3).

Рис. 3 Т - образное (инактивное) планирование

 

При инактивном планировании существующие условия  воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Для него характерным является также представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в действительности своей организации. Предыстория проблемы их не интересует. В инактивном планировании большую часть времени занимают собрание и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование возможно только в стабильных, благоприятных условиях работы.

Преактивное планирование означает высшую степень активности. Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения, графическое изображение его напоминает цифру «1», отсюда его название - единицеобразное планирование (рис. 4).

 

Рис. 4 Единицеобразное (преактивное) планирование

 

Преактивное планирование направлено на поиск оптимальных  решений. Из нескольких вариантов развития выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической  точки зрения. Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в частности к экономико-математическим методам планирования. Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели, стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Интерактивное планирование основано на принципе участия  и максимальной мобилизацией творческих способностей работников организации. Оно предполагает, что будущее  подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных  действий работников организации, обладающих знаниями прошлого, настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего. Интерактивное планирование можно назвать ш-образным планированием, так как его графическое изображение имеет форму буквы «ш» (рис. 5).

 

Рис. 5 Ш - образное (интерактивное) планирование

 

Предполагается, что при применении интерактивного планирования будущее спланировано со стопроцентной вероятностью, что в реальной жизни недостижимо и делает его скорее идеально теоретическим, чем практическим.

Поскольку большинство  руководителей предприятий в  реальной жизни люди безусловно практические и придерживаются философии удовлетворения, отдавая предпочтение формулированию не слишком преувеличенной цели, распределению ресурсов и осуществлению контроля наиболее приемлемым в сегодняшних условиях способами, то наиболее распространенным направлением планирования в настоящее время остается инактивизм, который в нынешних условиях не хочет уступать интерактивному планированию.

Для приближения  теории интерактивного планирования к  практическому применению необходима модернизация - замена одновариантного  проектирования будущего финансового состояния организации многовариантным прогнозированием, рассматривающим различные сценарии поведения внешней среды через разработку финансовой стратегии предприятия.

Финансовое  планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Сущность финансового планирования - это разработка финансовых планов, а назначение - грамотное управление финансами через их разработку и выполнение. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

В современной  литературе рассматриваются три  модели финансового планирования:

. разработка  финансового раздела бизнес-плана;

. бюджетирование;

. составление  прогнозных финансовых документов.

Для конструирования  перечисленных моделей финансового  планирования применяются методы, различные  сочетания которых могут использоваться в нескольких моделях. Методы, используемые в моделях финансового планирования, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Модели и методы (приемы) финансового планирования

Методы (приемы), используемые в моделях финансового  планирования

Модель финансового  планирования

 

Разработка финансового  планирования

бюджетирование

Составление прогнозных финансовых документов

Метод прогноза объемов реализации (продаж)

+

+

+

Метод баланса  денежных поступлений (баланса денежных потоков)

+

-

-

Метод бюджета  наличности

-

+

-

Метод бюджета  дополнительных вложений капитала

-

+

-

Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов)

+

-

+

Метод определения  потребности во внешнем финансировании

-

-

+

Метод регрессионного анализа

-

-

+

Метод процента от продаж

-

-

+

Метод прогнозируемого  баланса активов и пассивов предприятия

+

-

+

Метод расчета точки безубыточности

+

-

+


 

 «+» - метод (прием) используется;

«-» - метод (прием) не используется.

Метод прогноза объемов реализации. В экономической литературе можно  встретить второе название метода - «Метод прогноза продаж». Процесс финансового планирования этим методом обычно начинается с прогнозирования будущих продаж, так как правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.

Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью  оценки будущих продаж как торговыми  работниками, так и потенциальными потребителями, а также с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными (например, ростом ВВП, колебанием учетной ставки) и отраслевыми данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней среде для эконометрических моделей могут быть получены, например, методом СВОТ, от английского SWOT - анализы сильных, слабых сторон деятельности организации, имеющихся у нее возможностей и потенциальных источников угроз.

Метод баланса  денежных расходов и поступлений (другое название - «Метод баланса денежных потоков») по праву считается одним  из самых важных при составлении  финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса - оценка синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности и на отдельном временном отрезке денежных поступлений. Нехватка денежных средств конкретный момент вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же платежей может привести к уплате штрафов и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде и данные о наличии денежных средств на конец периода. В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности, в частности сведениями о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов бизнес-плана.

Метод бюджета  наличности. Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детально рассматриваются потоки наличности (входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении планового бюджета наличности:

закупки материалов определяются в соответствии с прогнозом продаж;

оплата материалов, которые потребуются в следующем  квартале, осуществляется в предшествующем квартале;

затраты на труд обычно принимаются равными 30% годовых  продаж;

прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) - около 20% годовых продаж;

раздел «труд + остальные затраты» в бюджете  наличности не изменяется в течении  года (запланировав определенную численность  работников в начале года, предприятие  не изменяет ее до конца года);

выплаты процентов  и налогов производятся в конце квартала.

Метод бюджета  дополнительных вложений капитала. В  этом бюджете уточняются запланированные  денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и  оборудования, замена изношенных капитальных  активов.

Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов). Таблица доходов и затрат (расходов) по своей форме и содержанию аналогична учету о прибылях и убытках предприятия (форма №2). При составлении таблицы особое внимание уделяется полноте отражения вероятных источников получения прибыли и прогнозируемой величины затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей.

Метод определения  потребности во внешнем финансировании применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда собственного капитала предприятия оказывается недостаточно для увеличения объема продаж.

В качестве основы для расчета используется общая  формула баланса:

Использование фондов = Источники фондов,

то есть

Инвестиции  в активы, необходимые для обеспечения прогнозируемого объема продаж = Внутренние источники финансирования (резервы) + Внешние источники финансирования.

Определение разности между планируемыми ростом общих  активов и ростом текущих пассивов осуществляется по формуле:

Требуемый рост чистых активов = Плановый рост общих активов - Плановый рост текущих пассивов.

Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится по формуле:

Требуемое внешнее  финансирование = Требуемый рост чистых активов - Чистая прибыль + Дивиденды.

Метод регрессивного  анализа. В ряде случаев для определения  потребности в капитале применяется  регрессивный анализ - анализ зависимости  определения величины от другой величины или от нескольких других величин. Регрессионный  анализ связывает продажи и потребность в капитале, исследуя эту зависимость диалектически, он дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет предыдущим методом. Регрессионный анализ рассматривает потребность в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечаются соотношения объема продаж и потребность в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования предприятия. Точки соединяются линией, линия может быть прямой (линия регрессии) или кривой (нелинейная регрессия). Получаемый график определяет тенденцию соотношения продаж и необходимых объемов финансирования в будущем периоде. Для каждого конкретного прогноза продаж можно определить соответствующие потребности в капитале. Построение линейной регрессии легче, однако она дает менее достоверные результаты.

Информация о работе Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия