Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть процесс разработки производственно-финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание планирования
Научиться оценивать финансовое состояние предприятий в настоящее время, условия и результаты их деятельности
Научиться оценивать различные направления развития предприятий, их особенности
Изучить различные ресурсы организаций, с помощью которых они достигают намеченных целей
Разработать направления совершенствования механизма планирования
Введение
1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
Сущность, роль и задачи финансового планирования
Важнейшие элементы системы финансового планирования
Классификация и модели финансового планирования
2 Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования
2.1. Краткосрочное финансовое планирование
2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового планирования
2.3. Расчет долгосрочного финансового плана на примере
3 Проблема финансового планирования на предприятии
3.1. Практический пример составления финансового плана
3.2. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования
Заключение
Список литературы
По масштабности
поставленной цели различается стратегическое,
тактическое и оперативное
Стратегическое
планирование - это разработка исходя
из результатов финансового анализ
Тактическое планирование решает вопросы распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.
Оперативное планирование - процесс разработки финансовых показателей, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов предприятия (как собственные так и привлеченные). Оперативное планирование помогает осуществлять текущее регулирование хода производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить или направить ход дел, координировать отдельные действия различных подразделений, объединенных единой целью - обеспечением финансовой стабильности предприятия через выполнение финансовой стратегии.
В зависимости от использования информации о прошлом, настоящем или желательном финансовом состоянии предприятия в будущем различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления планирования.
Реактивное планирование направлено в прошлое, и только в прошлое. Недаром это направление еще называют «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования - это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. При графическом изображении реактивное планирование имеет форму буквы «г», поэтому его можно назвать г-образным планированием (рис.2).
Рис. 1 Классификация финансового планирования
Рис. 2 Г- образное (реактивное) планирование
Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляется она снизу вверх при помощи личного авторитета высшего руководителя и его «отцовского» отношения к подчиненным. Планирование осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений.
Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему, и только к настоящему. Означает инертность - делать что-либо по привычке, без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться к движению вперед, в графическом изображении оно имеет форму буквы «т», поэтому его можно назвать т-образным планированием (рис. 3).
Рис. 3 Т - образное (инактивное) планирование
При инактивном планировании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Для него характерным является также представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в действительности своей организации. Предыстория проблемы их не интересует. В инактивном планировании большую часть времени занимают собрание и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование возможно только в стабильных, благоприятных условиях работы.
Преактивное планирование означает высшую степень активности. Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения, графическое изображение его напоминает цифру «1», отсюда его название - единицеобразное планирование (рис. 4).
Рис. 4 Единицеобразное (преактивное) планирование
Преактивное планирование направлено на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития выбирают тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения. Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в частности к экономико-математическим методам планирования. Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели, стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Интерактивное планирование основано на принципе участия и максимальной мобилизацией творческих способностей работников организации. Оно предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организации, обладающих знаниями прошлого, настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего. Интерактивное планирование можно назвать ш-образным планированием, так как его графическое изображение имеет форму буквы «ш» (рис. 5).
Рис. 5 Ш - образное (интерактивное) планирование
Предполагается, что при применении интерактивного планирования будущее спланировано со стопроцентной вероятностью, что в реальной жизни недостижимо и делает его скорее идеально теоретическим, чем практическим.
Поскольку большинство руководителей предприятий в реальной жизни люди безусловно практические и придерживаются философии удовлетворения, отдавая предпочтение формулированию не слишком преувеличенной цели, распределению ресурсов и осуществлению контроля наиболее приемлемым в сегодняшних условиях способами, то наиболее распространенным направлением планирования в настоящее время остается инактивизм, который в нынешних условиях не хочет уступать интерактивному планированию.
Для приближения теории интерактивного планирования к практическому применению необходима модернизация - замена одновариантного проектирования будущего финансового состояния организации многовариантным прогнозированием, рассматривающим различные сценарии поведения внешней среды через разработку финансовой стратегии предприятия.
Финансовое
планирование - это планирование всех
доходов и направлений расходов
В современной литературе рассматриваются три модели финансового планирования:
. разработка
финансового раздела бизнес-
. бюджетирование;
. составление
прогнозных финансовых
Для конструирования
перечисленных моделей
Таблица 1. Модели и методы (приемы) финансового планирования
Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования |
Модель финансового планирования | ||
Разработка финансового планирования |
бюджетирование |
Составление прогнозных финансовых документов | |
Метод прогноза объемов реализации (продаж) |
+ |
+ |
+ |
Метод баланса денежных поступлений (баланса денежных потоков) |
+ |
- |
- |
Метод бюджета наличности |
- |
+ |
- |
Метод бюджета дополнительных вложений капитала |
- |
+ |
- |
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов) |
+ |
- |
+ |
Метод определения потребности во внешнем финансировании |
- |
- |
+ |
Метод регрессионного анализа |
- |
- |
+ |
Метод процента от продаж |
- |
- |
+ |
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия |
+ |
- |
+ |
Метод расчета точки безубыточности |
+ |
- |
+ |
«+» - метод (прием) используется;
«-» - метод (прием) не используется.
Метод прогноза объемов реализации. В экономической литературе можно встретить второе название метода - «Метод прогноза продаж». Процесс финансового планирования этим методом обычно начинается с прогнозирования будущих продаж, так как правильно определенный прогноз продаж служит основой для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью оценки будущих продаж как торговыми работниками, так и потенциальными потребителями, а также с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными (например, ростом ВВП, колебанием учетной ставки) и отраслевыми данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней среде для эконометрических моделей могут быть получены, например, методом СВОТ, от английского SWOT - анализы сильных, слабых сторон деятельности организации, имеющихся у нее возможностей и потенциальных источников угроз.
Метод баланса
денежных расходов и поступлений (другое
название - «Метод баланса денежных
потоков») по праву считается одним
из самых важных при составлении
финансового раздела бизнес-
Метод бюджета наличности. Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детально рассматриваются потоки наличности (входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении планового бюджета наличности:
закупки материалов определяются в соответствии с прогнозом продаж;
оплата материалов,
которые потребуются в
затраты на труд обычно принимаются равными 30% годовых продаж;
прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) - около 20% годовых продаж;
раздел «труд + остальные затраты» в бюджете наличности не изменяется в течении года (запланировав определенную численность работников в начале года, предприятие не изменяет ее до конца года);
выплаты процентов и налогов производятся в конце квартала.
Метод бюджета дополнительных вложений капитала. В этом бюджете уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов.
Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов). Таблица доходов и затрат (расходов) по своей форме и содержанию аналогична учету о прибылях и убытках предприятия (форма №2). При составлении таблицы особое внимание уделяется полноте отражения вероятных источников получения прибыли и прогнозируемой величины затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей.
Метод определения
потребности во внешнем финансировании
применяется для расчета
В качестве основы для расчета используется общая формула баланса:
Использование фондов = Источники фондов,
то есть
Инвестиции в активы, необходимые для обеспечения прогнозируемого объема продаж = Внутренние источники финансирования (резервы) + Внешние источники финансирования.
Определение разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов осуществляется по формуле:
Требуемый рост чистых активов = Плановый рост общих активов - Плановый рост текущих пассивов.
Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится по формуле:
Требуемое внешнее финансирование = Требуемый рост чистых активов - Чистая прибыль + Дивиденды.
Метод регрессивного
анализа. В ряде случаев для определения
потребности в капитале применяется
регрессивный анализ - анализ зависимости
определения величины от другой величины
или от нескольких других величин. Регрессионный
анализ связывает продажи и потребност