Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс разработки производственно-финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание планирования
Научиться оценивать финансовое состояние предприятий в настоящее время, условия и результаты их деятельности
Научиться оценивать различные направления развития предприятий, их особенности
Изучить различные ресурсы организаций, с помощью которых они достигают намеченных целей
Разработать направления совершенствования механизма планирования

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
Сущность, роль и задачи финансового планирования
Важнейшие элементы системы финансового планирования
Классификация и модели финансового планирования
2 Анализ краткосрочного и долгосрочного финансового планирования
2.1. Краткосрочное финансовое планирование
2.2. Задачи и основные этапы долгосрочного финансового планирования
2.3. Расчет долгосрочного финансового плана на примере
3 Проблема финансового планирования на предприятии
3.1. Практический пример составления финансового плана
3.2. Финансовое планирование на современном этапе: недостатки и пути совершенствования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4курс.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

 

Денежные средства для оплаты счетов за выполненный капитальный ремонт и приобретенное оборудование. Затраты на капитальный ремонт планируются в размере 4,6 млн. руб. с выплатой двумя траншами: 1,8 млн. руб. в марте и 2,8 млн. руб. в мае. Оплату приобретенного оборудования планируют в январе и марте.

Налоги предполагается выплачивать в конце каждого  квартала постоянными суммами по 1 млн. руб. с окончательным расчетом в конце года.

Как следует из табл. 2, приток денежных средств в любом из 6 мес. планового периода состоит из трех величин. Одну составляют средства, полученные от продаж в данном месяце, вторую - вы ручка, поступающая в данном месяце за продукцию, реализованную в предыдущем месяце, третью - поступления за продукцию, проданную 2 мес. назад. Например, в январе в кассу (или на рас четный счет) предприятия планируется поступление 2,4 млн. руб. за продукцию, проданную в январе (30% от январского объема продаж), 6 млн. руб. за продукцию, реализованную в декабре прошлого года (50% от 12 млн. руб. декабрьских продаж), и 2 млн. руб. ; за продукцию, проданную 2 мес. назад (20% от 10 млн. руб. продаж в ноябре). Всего в январе на предприятие поступит денежных средств 2,4 + 6+ 2= 10,4 млн. руб.

Закупки сырья и материалов производят в январе, марте и мае, а расчет за них, т.е. расходование денег, планируют в феврале, апреле и июне.

Оплату труда производят ежемесячно, но ее величина определяется объемом продаж, запланированным  на следующий месяц. Поэтому в январе, когда продается продукции на 8 млн. руб., на оплату труда расходуется 1 млн. руб., а в феврале при плановом объеме продаж 10 млн. руб. расходы на оплату труда, вычисленные на основе мартовского объема продаж, будут 1,1 млн. руб.

Разность между притоком и оттоком денежных средств составляет поток наличности. В январе он равен 10,4 - 7,1 = 3,3 млн. руб. Так как на начало января у предприятия оставался минимально допустимый остаток денежных средств в размере 0,2 млн. руб., то на конец января количество денег у него должно быть 3,3 + 0,2 = = 3,5 млн. руб. Эта сумма является также остатком денежных средств на начало следующего месяца, т. е. февраля.

В феврале поток наличности оказывается отрицательным, так  как отток средств (12,2 млн. руб.) должен превысить приток (9,4 млн. руб.) на 2,8 млн. руб. Это превышение компенсируется имеющимся на начало месяца остатком наличности в размере 3,5 млн. руб. В итоге на конец февраля денежный остаток должен составить 3,5 - 2,8 = 0,7 млн. руб., что превышает минимально допустимый уровень в 0,2 млн. руб.

В марте ожидается осложнение ситуации. В этом месяце отток должен превысить приток денежных средств  на 1,15 млн. руб. Та кое превышение уже  не может быть покрыто за счет денежного  остатка, который на начало марта  равнялся 0,7 млн. руб. Поэтому, чтобы выполнить все платежные обязательства и соблюсти требование к величине минимально допустимого денежного остатка в размере 0,2 млн. руб., предприятие должно запланировать на март получение займа на сумму 1,15 +(0,7 - 0,2) = 0,65 млн. руб. Все дальнейшие расчеты приведены в табл. 2.

Проанализируем краткосрочный  финансовый план, составленный на первое полугодие.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что месячные объемы продаж (стоимость проданных  товаров) и притоки денежных средств не совпадают. Например, в январе объем продаж 8 млн. руб., а приток денежных средств 10,4 млн. руб., в феврале, марте и апреле объем продаж превышает объем денежных поступлений, а в мае и июне ожидается обратная картина. Среднемесячный объем поступлений 10,3 млн. руб., а разница между максимальным и минимальным значением 1,45. Производство, очевидно, является прибыльным, так как рас ходы на оплату материалов, труда, аренду оборудования составляют 7,1 млн. руб. при среднемесячной выручке около 10 млн. руб. Высокая прибыль плюс начисленная амортизация позволяют предприятию финансировать приобретение оборудования.

 Отток денежных средств  из-за периодически производимых  крупных затрат на оплату закупок  сырья изменяется значительно  сильнее притока. При среднемесячном оттоке 10,1 млн. руб. разница между максимальными и минимальными значениями оттока составляет 12,15 - 5= 7,15 млн. руб.

Следствием такого значительного  изменения оттока являются различия в вариациях месячных значений чистого  потока на личности, который то оказывается существенно положительным (5,85 млн. руб.) в мае, то отрицательным (2,8 млн. руб.) в феврале. Таким образом, несмотря на высокую прибыльность, во избежание утраты платежеспособности предприятие в марте и апреле будет вынуждено временно увеличить объем заимствований.

В январе и мае  предприятие будет иметь значительные суммы денежных средств, хранение которых  либо вообще не дает никакой прибыли, либо в случае приобретения ценных бумаг обеспечивает прибыль меньшую, чем приносят инвестиции в предприятие. Следует отметить, что инвестировать эти деньги в собственные активы оно не может, так как уже в следующем месяце возникнет потребность в денежных средствах из-за того, что и в феврале и в июне ожидаются отрицательные потоки наличности (2,8 млн. руб. в феврале и 2,65 млн. руб. в июне). Средне месячный остаток денежных средств за первое полугодие составит (3,5 + 0,7 + 0,2 + 0,2 + 3,85 + 1,2) : 6= 1,608 млн. руб. Это значит, что при допустимом минимуме в 0,2 млн. руб. предприятие , будет в среднем обладать избытком денежных средств в размере 1,4 млн. руб. Если оно не сможет их эффективно инвестировать, то из-за этого будет иметь в первом полугодии скрытые убытки. К этим потерям, возможно, придется добавить расходы на оплату процентов за банковский кредит, если будет решено пользоваться им в марте и апреле, когда потребуется дополнительное финансирование (0,65 млн. руб. в марте плюс 1,35 млн. руб. в апреле). Для того чтобы сократить эти потери, предприятие должно будет изыскать возможности для краткосрочного инвестирования свободных денежных средств.

Финансовый  план дает информацию руководству предприятия  о сроках возникновения потребности  в денежных средствах и ее размерах, позволяя тем самым подготовиться  и принять меры по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Для этого у предприятия есть несколько возможностей:

договориться  с банком или другими кредиторами  о предоставлении краткосрочного займа (0,65 млн. руб. на 2 мес. в марте и 1,35 млн. руб. на 1 мес. в апреле);

принять меры по сокращению дебиторской задолженности за счет, например, ускорения оплаты покупателями поставленной им продукции;

дополнительное  финансирование можно обеспечить путем  временного увеличения кредиторской задолженности (например, до говориться с поставщиком оборудования о переносе платежа в 0,65 млн. руб. с марта на май);

попытаться  избавиться от ненужных активов и  т.д.

Очевидно, что  все перечисленные способы могут  использоваться одновременно для обеспечения  предприятия финансированием. Минимизация остатка денежных средств может быть обеспечена путем синхронизации во времени их притоков и оттоков. Следует отметить, что полная синхронизация вряд ли возможна. Это идеальная ситуация, которая не может существовать, так как при токи и оттоки во многом зависят от факторов, не поддающихся контролю со стороны предприятия. Предприятие само должно подстраивать под эти факторы свою хозяйственную деятельность, минимизируя разрыв между притоками и оттоками денежных средств.Минимально допустимый кассовый остаток - это своего рода неприкосновенный денежный запас предприятия. Его назначение заключается в сохранении платежеспособности предприятия, а величина обычно определяется самим предприятием, которое рассматривает минимально допустимый остаток как необходимый резерв наличности. Для крупных предприятии этот остаток может определяться банком, ведущим расчетный счет предприятия. В этом случае минимально допустимый остаток определяется как компенсационный остаток денежных средств, служащих банку для покрытия расходов по «бесплатному» ведению расчетных счетов предприятия. Например, если затраты на ведение расчетного счета оцениваются банком в 24 тыс. руб. в год, то припроцент ной ставке по банковским ссудам, равной, положим, 12% годовых, компенсационный остаток средств на расчетном счете дол жен составлять 200 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Задачи и  основные этапы долгосрочного  финансового планирования

Долгосрочное  финансовое планирование проводится в  целях выполнения обеспеченности инвестиционных мероприятий и выплат, предусмотренных различными планами и программами (производства, НИОКР, повышения зарплаты работников и доходов акционеров), финансовыми ресурсами, необходимыми для их претворения в жизнь. Другими словами, задача состоит в выяснении осуществимости планов и программ, наличия средств для их реализации и возможности их получения за счет предполагаемых источников.

Процесс долгосрочного  финансового планирования заключается  в одновременном анализе и  согласовании во времени расходов на реализацию запланированных проектов с возможными источниками их финансирования, ограничениями, налагаемыми финансовыми обязательствами предприятия. Обязательства касаются прежде всего выплаты долгов, финансирования социальных проектов, повышения заработной платы и др. Иначе, долгосрочное финансовое планирование - это не поиск единственного оптимального плана, а процесс нахождения пути, обеспечивающего продвижение к поставленным целям при сохранении финансовой устойчивости предприятия.

Необходимость долгосрочного финансового планирования обусловлена следующими причинами: разработчики инвестиционных проектов отдельных подразделений предприятия во многом руководствуются собственными интересами и представлениями об интересах всего предприятия. По этому реализация таких проектов может привести к необоснован ному ущемлению интересов других подразделений и вступить в противоречие с реальными возможностями предприятия и его потребностями; финансовые возможности предприятия находятся под давлением добровольно или вынужденно принятых ими обязательств. Так, соглашение с профсоюзами может потребовать роста заработной платы дополнительных затрат на социальные и природоохранные мероприятия; кредитные соглашения - возврата ранее полученных займов; обязательства перед акционерами - обеспечения стабильных выплат дивидендов и т.д.

Реализация инвестиционных проектов, обеспечивая рост основных фондов и выпуска продукции, увеличивает размер операционных потоков наличности (собственных источников финансирования), что оказывает воздействие на объемы потребности во внешнем финансировании и его динамику.

Основные  этапы составления долгосрочного  финансового плана.

Первым этапом долгосрочного финансового планирования является агрегирование финансовых разделов бизнес-планов инвестиционных проектов, реализация которых предусматривается при составлении долгосрочных производственных и инвестиционных планов. В результате агрегирования должны быть получены следующие данные, ожидаемые в результате осуществления намеченных (планируемых) инвестиционных решений:

капиталовложения  во внеоборотные активы (сумма инвестиций в различные виды внеоборотных активов, включая незавершенное строительство, инвестиции в другие предприятия и прочие затраты);

инвестиции  в чистый оборотный капитал;

ожидаемый рост выпуска продукции и соответственно ожидаемый прирост доходов от реализации; ожидаемый прирост затрат на производство.

Одновременно  должна быть четко сформулирована политика распределения прибыли и заданы пропорции этого распределения. Например, можно предполагать использование  всей прибыли толь ко на производственные инвестиции, либо частично в производство и частично в социальные объекты, либо частично на инвестиции и частично на потребление (дивиденды) и т.д.

На втором - основном этапе долгосрочного планирования рас считывают вариант финансового плана. В процессе расчетов выясняют возможность финансирования запланированных инвестиций за счет внутренних источников, а при необходимости устанавливают величину и структуру внешнего финансирования.

Финансовый  план представляет собой систему  из трех взаимосвязанных плановых счетов (отчетов): прибылей и убытков, источников финансовых ресурсов и их использования и баланса. Счет прибылей и убытков позволяет рассчитать плановую величину при были предприятия в t-м году планового периода. Счет источников финансовых ресурсов и их использования служит инструментом, позволяющим взаимно согласовать величину средств, которую планируется получить из различных источников, с запланированными инвестиционными расходами и выплатами. Иначе говоря, он дает возможность одновременно:  согласовать величину собственных источников долгосрочного финансирования с их запланированным использованием; определить наличие потребности во внешнем финансировании; оценить и проанализировать целесообразность использования различных вариантов привлечения финансовых ресурсов.

Плановый баланс, являясь одним из звеньев долгосрочного  финансового плана, не позволяет  в процессе планирования разбалансировать активы и источники их финансирования. Одновременно он обеспечивает возможность  на каждой итерации отслеживать и анализировать ожидаемые изменения в размерах и структуре активов и пассивов предприятия и оценивать их допустимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Расчет долгосрочного  финансового плана на примере

     Последовательность расчета долгосрочного финансового плана рассмотрим на следующем примере. Допустим, что производственным планом предприятия на очередной год предусматривается увеличение следующих показателей:

объем продаж на 10%;

внеоборотные  и оборотные активы предприятия  на 9%; затраты на производство на 8%.

Кроме того, для  составления финансового плана  необходимы следующие сведения: планируемые размеры амортизационных отчислений, являющихся важнейшим источником самофинансирования. В рассматриваемом примере они приняты равными 8% балансовой стоимости основных средств на конец года;

Информация о работе Финансовое планирование деятельности производственного (коммерческого) предприятия