Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является финансовое обоснование инвестиционного проекта создания предприятия ООО «Калужская производственная компания» (ООО «КПК»).
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
исследовать сущность и роль инвестиционного бизнес-планирования;
оценить роль бизнес-плана в реализации инвестиционного проекта;
рассмотреть особенности разработки основных разделов бизнес-плана
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКА-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) 1
Специальность 060400 Финансы и кредит 1
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования 9
1.1. Роль бизнес-планирования в реализации инвестиционных проектов 9
1.2. Состав и структура бизнес-плана инвестиционного проекта 18
Глава 2. Бизнес-план инвестиционного проекта 24
2.1. Финансовая модель бизнес-плана 24
Оценка инвестиционного проекта 30
2.3. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом, оценка и управление рисками 38
Глава 3. Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта на примере предприятия ООО «Калужская производственная компания» 44
3.1. Характеристика организации (виды оказываемых услуг, цели и задачи организации, маркетинговый анализ) 44
3.2. Оценка финансовой составляющей и анализ эффективности бизнес-плана 57
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение 1. 71
Приложение 2. 72
Приложение 3. 74
Приложение 4. 75
Приложение 5. 76
Приложение 6. 77
Приложение 7. 78
Приложение 8. 79
Приложение 9. 82
Приложение 10. 85
Приложение 11. 87
Приложение 12. 88
Приложение 13. 89
Многие бизнесмены, проштудировавшие много зарубежных книг по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе, трудностями. Деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают российские предприятия, зачастую не позволяют им при составлении бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические разработки. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям.
Американская специфика22. Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее представляются следующие аспекты.
Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме.
Как следствие многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».
Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.
Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В России учет – это, прежде всего, средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США - инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса, как соотношения расходов и доходов.
Второй аспект - гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.
Третий аспект - отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.
Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кстати, иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.
Общеизвестно, что процесс планирования в современной России крайне осложнен общей экономической и политической неопределенностью, а также несовершенством системы финансового и бухгалтерского учета. Поэтому в большинстве случаев методики бизнес-планирования принятые на Западе в России неприменимы. Так, например, основополагающие документы бизнес-плана (Поток наличных средств, баланс и отчет о доходах и убытках) в условиях российской действительности не информативны. Например, баланс предприятия составляется с учетом нормированных коэффициентов переоценки основных фондов, разрабатываемых государственными органами. Это означает, что, к примеру, купленный в 2005 г. компьютер с 4 процессором за 20000 рублей в 2010 г. с учетом физического износа и переоценки может стоить согласно балансовой ведомости более 10000 рублей, то есть быть переоцененным в 10 раз. То же самое происходит в отношении зданий и оборудования. Поэтому для предприятий, чьи фонды формировались достаточно давно, бухгалтерский баланс нужен только как форма официальной отчетности. Безусловно, можно провести переоценку фондов в соответствии с современными рыночными ценами для нужд планирования, однако работа эта очень трудоемка, да и к тому же пока что не существует более или менее достоверных единых методик такой переоценки, так что методика должна разрабатываться для каждого конкретного предприятия. Отчет о прибылях и убытках имеет тот недостаток, что доходы и расходы, лежащие вне анализируемого периода, не отражаются в нем и очень сильно нарушают картину. К примеру, оплата за услуги была произведена в прошлом году, это означает, что в отчете за текущий год эти расходы не будут учтены и отчет может указывать на прибыль, несмотря на то, что на самом деле предприятие убыточно. За рубежом эти недостатки устраняются путем «сведения» (reconciliation) баланса, отчета и потока наличности, тогда то, что не может быть учтено в одном документе, обязательно отразится в другом. В российских условиях практически единственным действительно реалистичным документом, более или менее полно отражающем картину, является поток наличности. Именно поэтому имеет смысл строить бизнес-планирование именно вокруг этого документа. Безусловно, должны присутствовать и баланс и отчет, однако, эти документы носят более справочный характер. При этом поток наличности должен охватывать более длительный период, компенсируя таким образом отсутствие (или нереалистичность) балансов прошлых лет23.
Кроме того, при подготовке бизнес плана с целью получения кредита, следует учитывать тот фактор, что в условиях российской неопределенности, кредитор (инвестор) не предоставит средства только лишь из-за того, что проект прибылен на бумаге. Обычно цифрами заинтересовать инвестора сложно, так, как бы квалифицированно не был составлен бизнес-план. Это означает, что инвестора нужно заинтересовать чем-то более существенным, например, предложением в долевом участии в проекте. Формирование группы сильных компаний, владеющих пакетом акций компании, повышает авторитет. В совокупности мощная группа участников и перспективный план развития (занятие серьезных позиций на рынке, приобретение особого статуса, и т.д.) могут оказаться очень привлекательными для инвесторов. Учитывая вышесказанное в российских условиях необходимо уделять более пристальное внимание организационно-структурному разделу и маркетинговому разделу. При этом финансовый план можно даже вынести в качестве отдельного документа24.
В качестве практической части настоящей курсовой работы будет рассчитан бизнес-план создания предприятия по добыче и переработке трепела в строительный теплоизоляционный материал и другие сопутствующие материалы («Кэталон» – наполнитель кошачьих туалетов и порошок - абсорбент) в Калужской области (д. Зикеево, Жиздринский р-н).
Суть проекта заключается в более эффективном коммерческом использовании существующего объекта (карьер и завод в Калужской области) после определенных инвестиций в его реконструкцию и развитие, направленных на выпуск популярной на рынке продукции, используя современные конкурентные технологии.
Для реализации проекта инициатор проводит предпроектные работы и планирует приобрести комплекс зданий и земельный участок в месте залегания трепела. На базе приобретенного комплекса будет создано современное производство трепельного гранулята различных видов.
Ремонт зданий будет произведен согласно техническим требованиям определенного и устанавливаемого оборудования по гранулированию добываемого трепельного сырья.
Трепел добывается из прилегающего к предприятию карьера открытым способом (экскаватором) и доставляется на линию переработки с помощью приобретенных самосвалов. Для обслуживания техники и производственного оборудования создается слесарная мастерская.
С целью эффективной реализации производимой продукции постоянно осуществляются маркетинговые мероприятия.
Добыча трепела и производство на его основе различных материалов, является на сегодняшний день новой и быстроразвивающейся областью. Реализация данного проекта позволит занять Инициатору часть нового динамично развивающегося рынка.
Проектная производительность карьера составит чуть более 21 тыс. куб.м/год (почти 18 тыс. тонн трепела, из которого ежегодно будет производиться не менее 75 тыс. куб.м продукции).
Учитывая сложившуюся в России в 2013 году рыночную ситуацию, основными предпосылками успешной реализации проекта являются следующие факторы:
Анализируя рынок, а так же продукты-конкуренты, можно прийти к выводу, что наиболее близкими по свойствам и исходным составляющим к трепелу являются пеностекло и стеклокерамзит.
В ходе проведения исследования, был отмечен рост объема стеклокерамических пеноматериалов (производство пеностекла в 2012 году выросло более чем в 3 раза).
Средняя стоимость гранул основной продукции (утеплителя) находится в пределах 4 600 рублей за кубический метр. С учетом сложившейся рыночной ситуации и места расположения объекта, настоящий проект имеет большой потенциал и перспективы успешной реализации.
Данный бизнес-план был предложен для реализации одной из крупнейших государственных научно-производственных организаций и на данный момент в калужской области начаты работы по созданию завода по переработке трепела.
Инициатором работ выступает ООО «Калужская производственная компания», созданное специально для данного проекта. Компания осуществляет свою деятельность на основе собственного Устава с учётом всех законов, регулирующих коммерческую деятельность в Российской Федерации.
Целью организации, как и любой другой коммерческой организации, является получение прибыли в долгосрочной перспективе, в краткосрочной – создание основных производственных фондов и выпуск продукции. Задача организации на первые 10 лет – выход на рынок с определенной продукцией и занятие на этом рынке достойного положения (в связи с уникальностью выпускаемой продукции и малым количеством прямых конкурентов).
Для достижения поставленной цели в рамках проекта после покупки объекта запланирован ряд мероприятий:
Компания будет выпускать 3 вида продукции:
Данные по выпуску продукции представлены в Таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1. Плановый объем производства продукции
Наименование |
Плановый объем производства |
Потребность в сырье | |||||
тонн/год |
куб.м/мес. |
куб.м/год |
т/т |
куб.м/мес. |
куб.м/год |
т/год | |
ИТОГО |
16 950 |
6 312 |
75 744 |
1 753 |
21 041 |
17 885 | |
Утеплитель |
16 350 |
6 250 |
75 000 |
1,050 |
1 683 |
20 197 |
17 168 |
Кэталон |
350 |
39 |
467 |
1,300 |
45 |
535 |
455 |
Порошок (0.315 мм) |
250 |
23 |
278 |
1,050 |
26 |
309 |
263 |
Добываемое сырье Трепел - тонкопористая опаловая осадочная горная порода, рыхлая или слабосцементированная, очень лёгкая, содержит мало или почти лишена органических остатков.