Биологический возраст и показатели зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:24, доклад

Краткое описание

Хронологический возраст не дает возможности оценить различия между детьми в отношении достигнутой ими стадии зрелости. Довольно бесполезными представляются в этом плане и простые измерения длины и веса тела. Для оценки различий в темпах созревания детей существуют различные критерии "биологического возраста". В общем, понятие "биологического возраста" может успешно использоваться на протяжении всего онтогенеза человека, а не только периода, связанного с ростом и развитием. Ведь расхожая фраза "он (она) выглядит старше (моложе) своих лет" равным образом применима, как к молодым, так и пожилым индивидам.

Вложенные файлы: 1 файл

Биологический возраст и показатели зрелости.docx

— 48.26 Кб (Скачать файл)

Девочки опережают мальчиков  на протяжении моторного и сенсорного развития: они первыми начинают

142

ползать и ходить, у них  раньше развивается координация  движений и устанавливается контроль мочеиспускательного рефлекса и  дефекации.

Один из важных маркеров возрастного развития, как правило, запоминаемый матерью, - это возраст, когда ребенок произносит первое слово. Эта цифра сильно варьирует, но в среднем к полутора годам  ребенок может произнести около 30 слов. К двум годам число слов достигает 300, причем девочки по этому  показателю всегда опережают мальчиков. К 3 годам словарный запас составляет более 1000 слов и к 5 годам - более 2000. Задача по составлению из слов предложений  осваивается ребенком примерно к 3 годам: сначала это простые предложения, которые в дальнейшем усложняются.

Развитие психологического самосознания включает такие элементы, как осознание себя и других, понимание  своего места в обществе. У мальчиков  этот процесс протекает, как правило, более напряженно, чем у девочек. С другой стороны, у мальчиков  ниже способность к концентрации внимания.

Таблица VI. 7.

Некоторые важные вехи в развитии ребенка (по Gesell, 1974)

Возраст

Стадия развития

годы

месяцы

-

2

следит глазами за движущимися  предметами

-

4

может короткое время сидеть, подняв голову; вращает головой, обследуя окружающее пространство

-

6

хватает предметы; может  трясти их и стучать ими

-

8

может сидеть без посторонней  помощи

-

10

ползает, может держать  небольшие предметы между указательным и большим пальцами; может произносить  одно-два слова; пытается участвовать  в кормлении

1

6

ходит, неуклюже бегает, строит башню из 3 - 4 кубиков; может переворачивать страницы в книге; знает около 30 слов

2

-

бегает без устали; пользуется короткими предложениями; поворачивает дверные ручки; подчиняется простым  приказаниям; строит башни из 6 - 7 кубиков; нередко полностью контролирует деятельность мочевого пузыря и анального  сфинктера

3

-

ходит прямо; может стоять на одной ноге; карабкается по лестнице; может надеть ботинки и расстегнуть  пуговицы; полный контроль над мочевым  пузырем; сам справляется с едой; начинает учиться счету

4

-

рисует, копирует, пишет печатные буквы, чистит зубы, умывается, вытирает лицо и руки

5

-

может зашнуровать ботинки, начинает пользоваться различными инструментами; некоторые хорошо читают, могут написать свое имя; задает вопросы о значении слов

6

-

читает; подбрасывает и (иногда) ловит мяч


Примечание. Приведенные цифры дают приблизительное представление о времени наступления тех или иных стадий развития, так как основаны на усредненных данных более чем 20-летней давности. Процесс эпохальной акселерации (секулярного тренда) затрагивает также аспекты психомоторного развития, так что многие из выделенных фаз в настоящее время наступают раньше.

143

Дополнительную информацию о развитии личности дают рисунки  ребенка, по которым можно оценить  его представления о мире и  о себе, а также проследить, как  они меняются с возрастом. Степень  выраженности половых различий в  этом тесте достаточно велики.

Попытки оценить умственное развитие, как правило, так или  иначе основаны на использовании  системы тестов, дающих некие усредненные  оценки, - показатели "интеллектуальности". Наиболее известен в этом плане КИ (IQ), коэффициент интеллектуальности, который вычисляется как оценка "умственного возраста" , рассчитанная на основе соответствия тому или иному  возрастному уровню, в процентах  к хронологическому возрасту. Так, если "умственный возраст" 10-летнего  ребенка соответствует 12 годам, то его  КИ будет равен 120. Распределение  КИ в популяции носит непрерывный характер, со средней величиной, равной 100, и среднеквадратическим отклонением, равным 15. В целом оценки примерно 70% индивидов в популяции распределяются в пределах ± 1s от средней величины, т. е. в пределах от 85 до 115, и рассматриваются как "норма". Из оставшихся 30% примерно 25% попадают в категорию ± 2s: по 12,5% в интервале от 70 до 85 ("ниже среднего") и от 115 до 130 ("выше среднего"), а 5% оказываются на концах распределения с оценками <70 ("отстающие в умственном развитии") или >130 (" сверхразвитые ").

Проблема КИ, так же, как  и других подобных показателей, состоит  в том, что система используемых тестов должна быть адаптирована к  социокультурным параметрам той или иной обследуемой группы, иначе полученные показатели могут быть существенно искажены. Отмечено четкое различие показателей интеллектуального развития у детей из высших и низших социальных слоев, хотя в многочисленных исследованиях, посвященных этой проблеме, не всегда четко объясняется их причина. Здесь несомненно влияние общего уровня жизни, качества воспитания и т. д. В одном британском исследовании было показано, что 7-летние дети из семей низшего социально-экономического статуса (V социальный класс, согласно британской классификации, - "неквалифицированный ручной труд") имеют в 15 раз больше шансов не научиться читать по сравнению со своими сверстниками из семей высшего социально-экономического класса (I - "высшая профессиональная категория"). Некоторые исследователи склоняются к выводу о существовании неких генетических различий между социальными классами. По крайней мере, после удаления влияния 28 переменных (социальных, экономических и семейных характеристик) связь между КИ и социальным классом сохранялась и достигла 10 единиц - в переделах одного среднеквадратического отклонения (Mascie-Taylor, 1989).

Существует немало других данных в пользу наследуемости показателей  интеллектуального развития, хотя вопрос этот все еще далек от разрешения. На основе анализа усредненных коэффициентов  корреляции между показателями развития интеллекта для людей различной  степени родства и неродственников, Ф. Верной приходит к выводу об

144

отчетливой генетической компоненте в детерминации КИ (Vernon, 1975). Отмечается также связь этого показателя с размерами мозга и головы, длиной тела, что может рассматриваться также как следствие брачной ассортативности и социальной мобильности (Mascie-Taylor, 1993).

Психосексуальное развитие

Существует немало исследований, пытающихся установить, какие именно факторы в пренатальном и постнатальном онтогенезе играют ключевую роль в становлении сексуальности у человека.

Как показано в работах  Г.С. Васильченко, детерминация пола у  человека происходит под влиянием генетических факторов уже при оплодотворении яйцеклетки - хромосомный пол, который  обусловливает формирование гонадного (истинного) пола, определяемого структурой половых желез. Под влиянием продуцируемых гонадами гормонов (гормональный пол) происходит дифференцировка внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, на основании которого при рождении ребенка ему определяют акушерский, "приписанный" пол). В пубертатном периоде гонады под влиянием гипоталамо-гипофизарной системы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие половые гормоны - это пубертатный гормональный пол, под влиянием которого у подростков появляются вторичные половые признаки. Биологический пол дополняется психологическим, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации.

Существуют некоторые  патологические состояния, при которых  нарушается нормальная гормональная дифференциация. Из пренатальных состояний такого рода наиболее известен адреногенитальный синдром: вследствие дефицита определенного фермента увеличивается выброс адренокортикотропного гормона и как следствие - избыточная продукция андрогенов. При достаточно тяжелой дисфункции наружные гениталии девочек маскулинизируются, приобретают "мужской" вид (ложный гермафродитизм), что нередко приводит к неправильному определению пола при рождении. Некоторые из этих детей воспитываются как мальчики, а другие - как девочки, причем развивающееся тендерное самосознание у них полностью соответствует "приписанному" полу. Особый интерес представляют дети, эндокринный статус которых более соответствует мужскому типу, но которые тем не менее выращивались как девочки. В исследованиях А. Эрхардта с соавторами (1968) сравнивали две группы таких детей: 1) у одних заболевание было распознано в раннем детстве, и они получали корректирующие препараты (кортизол); 2) у других диагносцирование и лечение были проведены в подростковом периоде и позже. Поведение детей второй группы отличалось несомненными "мальчиковыми" характеристиками, несмотря на то, что обследуемые считали себя девочками.

Другой пример гормональных нарушений - это тестикулярная феминизация, характеризующаяся дефицитом андроген-связывающих

145

белков и, как следствие, дефицитом продукции гормонов. Фенотип  этих людей - типично женский, несмотря на наличие у них тестикулов. Поскольку в детстве их воспитывают как девочек, у них формируется женское тендерное самосознание, которое сохраняется и во взрослом состоянии: они становятся хорошими матерями для приемных детей и т. д.

Вышеприведенные примеры (число  их можно продолжить) свидетельствуют  о значительном влиянии гормональных факторов на регуляцию полового поведения, хотя несомненно, что значительную роль в нем играют полоролевые стереотипы и ориентации, воспринятые ребенком в детстве.

У транссексуалов (так называют индивидов, стремящихся изменить тендерную идентификацию в противоположность своему, четко детерминированному генетическому и анатомическому полу) гормональные нарушения не обнаруживаются, и девиантные типы поведения развиваются в детстве и особенно в подростковом возрасте на почве искаженных тендерных стереотипов.

Стадии становления сексуального поведения также до некоторой  степени могут служить показателями возраста. Они в большой мере зависят  от хода процесса полового созревания, хотя это влияние модифицируется различными социальными факторами. По данным Ю. Шлегеля (цит. по: Васильев, 1996), постпубертатные мальчики опережали допубертатных по всем проявлениям сексуальной активности, хотя у девочек подобной прямой зависимости не наблюдалось. Еще один пример эволюцион-но сформировавшихся различий?

В последние годы существует многочисленная литература по поводу структурных различий мозга, могущих  служить основой сексуальной  дифференциации у человека. Например, существуют половые различия в строении перемычки (splenium) мозолистого тела: у женщин она шире и имеет клубнеобразную форму. Женщины, по-видимому, более восприимчивы к сексуальным переживаниям, связанным с эллиптоидны-ми нарушениями лобной доли, и т. д.

Раннее  и позднее созревание

При оценке биологического возраста представляет интерес также  соотношение между собой различных  показателей созревания и проблемы, с которыми сталкиваются рано и поздно созревающие дети.

Характеризуя внутригрупповую  вариабельность, можно выделить примерно шесть типов роста и скелетного созревания (Sinclair, 1989):

1) дети "среднего" типа;

2) высокорослые дети за  счет раннего созревания - "акселерированные", которые вовсе не обязательно станут высокими взрослыми;

3) дети не только рано  созревающие, но и с генетическими  предпосылками высокорослости: они отличаются большой длиной тела напротяжении всего детства и отрочества и остаются высокими, став взрослыми;

4) в противоположность  детям 2-й группы поздно созревают  и отстают в росте, но позже  выравниваются и ко взрослому  состоянию достигают средней  длины тела;

5) в противоположность  3-й группе, сюда входят те, кто  медленно созревает и отличается  генетически 

146

низкими ростовыми потенциалами;

6) дети, которые по тем  или иным причинам вступают  в пубертат либо раньше, либо позже, чем обычно.

Нужно отметить также, что  конечная длина тела связана со средней  скоростью роста на протяжении всего  ростового периода, а не только со временем начала и окончания подросткового  скачка роста и временем закрытия эпифизов.

Есть некоторые данные о тесной связи умственного и  психического развития с костным  и зубным возрастом (о связи между  костным возрастом и уровнем  полового созревания см. выше). Дети, раньше созревающие физически, имеют более  высокие показатели в оценках  КИ по сравнению с медленно созревающими сверстниками. По достижении взрослой стадии эти различия исчезают.

Как поздно, так и рано созревающие дети сталкиваются с  целым рядом проблем. Поздно созревающие  мальчики уступают своим акселерированным сверстникам в силе, ловкости и другим, связанным с физической крепостью, параметрам. Именно эти последние, за редкими исключениями, являются признанными лидерами в детских коллективах. Поздно созревающие девочки отстают от подружек по развитию вторичных половых признаков и часто тоже чувствуют себя "изгоями" в коллективе сверстников с более высоким физическим и психосексуальным развитием.

Перед "акселератами" стоят  свои нелегкие проблемы, например, как  сочетать физическую зрелость с психической  и социальной инфантильностью, особенно в условиях современного индустриального  общества, не признающего за подростками  никакой правовой самостоятельности  вплоть до наступления "легального" - одинакового для всех - возрастного  рубежа?

Рассмотренные в данном разделе  проблемы связаны с вариациями индивидуальных - внутригрупповых - темпов созревания. О межгрупповой вариабельности показателей  зрелости будет подробно рассказано в разделе, посвященном акселерации  соматического развития ("секулярному тренду").


Информация о работе Биологический возраст и показатели зрелости