Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:35, контрольная работа
Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой . Дыхание обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для осуществления окислительных процессов, являющихся основным источником энергии. Без доступа кислорода жизнь может продолжаться несколько минут. При окислительных процессах образуется углекислый газ, который должен быть удален из организма. Переносчиком кислорода от легких к тканям, а углекислоты от тканей к легким является кровь.
Газообмен резко увеличивается при физической нагрузке, так как во время работы в мышцах повышается обмен веществ, а значит, потребление кислорода и выделение углекислоты.
Остановка дыхания которая происходит в результате понижения углекислоты в крови называется апноэ .
Нарушение ритма дыхания – отдышка и учащение дыхания – происходит вследствие повышения концентрации углекислоты в крови – диспноэ.
При подъеме на большую высоту может развиваться горная болезнь – учащается пульс и дыхание, головная боль, слабость и др. Причина – кислородное голодание. Кессонная болезнь – при работе под водой или в кессонах, где повышенное атмосферное давление. Одним из видов нарушения регуляции дыхания является чейн – стоксово дыхание, наступает при снижении возбудимости дыхательного центра .
Асфиксия или удушение наступает при прекращении доставки кислорода, или при невозможности использовать кислород тканями. При остановке дыхания – искусственное дыхание.
Особенности регуляции дыхания в детском возрасте. К моменту рождения ребенка его дыхательный центр способен обеспечивать ритмичную смену фаз дыхательного цикла (вдох и выдох), но не так совершенно, как у детей старшего возраста. Это связано с тем, что к моменту рождения функциональное формирование дыхательного центра еще не закончилось. Об этом свидетельствует большая изменчивость частоты, глубины, ритма дыхания у детей раннего возраста. Возбудимость дыхательного центра у новорожденных и грудных детей низкая.
Формирование функциональной деятельности дыхательного центра происходит с возрастом. К 11годам уже хорошо выражена возможность приспособления дыхания к различным условиям жизнедеятельности. Следует отметить, что в период полового созревания происходит временные нарушения регуляции дыхания, и организм подростков отличается меньшей устойчивостью к недостатку кислорода, чем организм взрослого человека.
По мере созревания коры больших полушарий совершенствуется возможность произвольно изменять дыхание – подавлять дыхательные движения или производить максимальную вентиляцию легких. Дети не могут при физических нагрузках значительно изменить глубину дыхания, а учащают дыхание. Дыхание становится еще более частым и поверхностным. Это приводит к более низкой эффективности вентиляции легких, особенно у маленьких детей.
Научить детей правильно дышать при ходьбе, беге и других видах деятельности – одна из задач воспитателя. Одно из условий правильного дыхания – это забота о развитии грудной клетки. Для этого важно правильное положение тела. Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая прямую осанку, так как это содействует расширению грудной клетки, облегчает деятельность легких и обеспечивает более глубокое дыхание. При согнутом положении туловища в организм поступает меньшее количество воздуха.
Воспитанию у детей правильного дыхания через нос в состоянии относительного покоя, во время трудовой деятельности и выполнении физических упражнений уделяется большое внимание в процессе физического воспитания. Дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках, ходьба на лыжах особенно содействуют совершенствованию дыхания.
Дыхательная гимнастика имеет большое оздоровительное значение. При спокойном и глубоком вдохе понижается внутригрудное давление, так как диафрагма опускается в низ. Возрастает приток венозной крови к правому предсердию, что облегчает работу сердца. Опускающаяся при вдохе диафрагма массирует печень и верхние органы брюшной полости, помогает удалению из них продуктов обмена веществ, а из печени - венозной застойной крови и желчи.
Во время глубокого выдоха диафрагма поднимается, что увеличивает отток венозной крови из нижних конечностей, области таза и живота. В результате облегчается кровообращение. Одновременно при глубоком выдохе происходит легкий массаж сердца и улучшение его кровоснабжения.
В дыхательной гимнастике три основных разновидности дыхания, называемые в соответствии с формой выполнения – грудным, брюшным и полным дыханием. Наиболее полноценным для здоровья считается полное дыхание. Существуют разнообразные комплексы дыхательной гимнастики.
Какие цели мы преследуем, проводя с детьми дыхательную гимнастику? Каково значение этой гимнастики в здоровье детей?
От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышением газообмена. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что надо дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в лёгкие ребёнка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через правую и левую ноздрю влияет на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащать дыхание и ощущать отдышку из-за слабого развития дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
СТИШОК | ДЕЙСТВИЯ |
куры | |
Бормочут куры по ночам, Бьют крыльями: тах-тах. Поднимем крылья мы к плечам, Потом опустим так.
| И. п.: стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тахтах», одновременно похлопывать себя по коленям — выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, — вдох. Повторить 3—• 5 раз.
|
Самолёт | |
Посмотрите в небеса, Самолет там, как оса. «Ж-ж-ж-ж-ж», — жужжит самолет И машет крыльями. Ребята, в полет! Полетаем - ка с нами! | И. п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», —- вдох, опустить руки — выдох. Повторить 2—4 раза в каждую сторону. |
Насос | |
Это очень просто: Накачай насос ты. Направо, налево Руками скользя, Назад и вперед Наклоняться нельзя. Накачай насос ты — Это очень просто | И. п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. При наклоне — выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении — вдох. Повторить 4— 5 раз.
|
Дом маленький, дом большой | |
У медведя дом большой, А у зайца маленький. Мишка наш пошел домой, Да и крошка заинька.
| И. п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову — выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох (у медведя дом большой). Повторить упражнение 4—6 раз. |
Подуем на плечо | |
Подуем на плечо, Подуем на другое, Нам солнце горячо Пекло дневной порою. Подуем и на грудь мы И грудь свою остудим. Подуем мы на облака И остановимся пока. Потом повторим все опять -Раз, два, три, четыре, пять.
| И. п.; стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо ■— вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, — сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2—3 раза.
|
Ходьба | |
Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Повторим так, ребятки, И скажем слово «ах». При каждом упражнении Мы скажем «ах» в движении. Потом быстрее мы пойдем И после к бегу перейдем.
| И. п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову — вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность упражнения 40-—45 с.
|
Трубач | |
Мы пришли и сели, Играем на трубе. Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.
| И. п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру». Повторить 3—4 раза.
|
Ёж | |
Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. | И. п: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди – выдох с произнесением «бр-р-р» (ёжик замёрз). Опустить ноги, поднять руки вверх – вдох (ёжик согрелся). Повторить 4-6 раз |
Примерный комплекс дыхательной гимнастики
| |
Цель | Техника проведения |
Послушаем свое дыхание
| |
Цель. Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим 1ризнакам — состояние организма.
| И. п. — стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает струя воздуха и откуда выходит; какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе какое дыхание — поверхностное (легкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное. Данное упражнение можно проводить до физической на-)узки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
|
Воздушный шар (дыхание животом, нижнее дыхание)
| |
Цель. Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
| И. п. — лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище ослаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем иное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику-ку пупок как бы опускается. 1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий — вот медленно поднимается вверх и раздувается, как р. 2 Медленный, плавный выдох — живот медленно втянется к спине. Повторить 4-10 раз.
|
Дыхание одной ноздрей
| |
Цель. Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
| И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
|
Дышим тихо, спокойно и плавно
| |
Цель. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
| И. п. — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Примечание. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
|
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
| |
Цель. Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
| и. п. — лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. 1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. 2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Повторить 6-10 раз. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. И |
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
| |
Цель. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
| И. п. — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
|
Ветер (очистительное, полное дыхание)
| |
Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
| И. п. — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. 2 Задержать дыхание на 3-4 секунды. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки.
|
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1. Упражнения выполняются в проветриваемом помещении или на свежем воздухе (в теплое время года).
2. Перед выполнением упражнений воспитатель проверяет состояние носоглотки детей (ребенок должен высморкаться, если у него насморк). А также контролирует, чтобы перед началом упражнений у детей был освобожден кишечник
и мочевой пузырь.
3. Любое дыхательное упражнение начинается с энергичного выдоха. Воспитатель следит, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха.
4. Перед упражнениями необходимо разогреться несколькими плавными движениями или выполнить правильное потягивание:
«Поза горы» — сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Постараться почувствовать, как растет, вытягивается позвоночник. Развернуть грудную клетку, шею не напрягать. Дыхание спокойное, произвольное.
5. Выполняя дыхательные упражнения вместе с детьми, воспитатель следит, чтобы они не напрягали мышцы лица, ноздрей и всего тела.
6. Позвоночник должен быть ровным. Голова, шея и позвоночник на одной прямой линии.
7. Воспитатель контролирует, чтобы дети дышали только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха
или вдоха через рот.
8. Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно
выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные
упражнения выполнять сидя за столом или сидя на полу
в удобной позе (по-турецки).
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена» Просвещение 1990г
2. Ю.А.Ермолаев «Возрастная физиология» Просвещение 1976г
3. Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, Э.Г. Каплун «Анатомия и физиология детского организма » Высшая школа 1985г
4. Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве»
5. Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова «Анатомия и физиология» Медицина 1975г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Значение дыхания
2.Строение и функции органов дыхания и их возрастные особенности.
а) Воздухоносные пути - полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, их возрастные особенности.
б) Респираторная часть или легкие, их возрастные особенности.
3.Дыхательные движения. Типы дыхания. ЖЕЛ.
4.Регуляция дыхания и ее возрастные особенности.
а) Дыхательный центр.
б) Рефлекторная регуляция.
в) Гуморальные влияния на дыхательный центр.