Ефросиния Полоцкая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:58, реферат

Краткое описание

Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Избрала путь служения Богу и жизненным подвигом оправдала этот выбор. Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Во многих списках получило признание "Житие Ефросиньи Полоцкой", ставшее вместе с ее делами памятником добродеяния и мудрости.

Содержание

Детство Ефросиньи Полоцкой 3
Деятельность Ефросиньи Полоцкой 8
Строительство храмов на белорусской земле 13
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС.docx

— 197.02 Кб (Скачать файл)

В школах обучали грамоте не только детей и прибывших монахинь, но и всех желающих женщин-мирянок. В этом деле игуменье помогали девушки из княжеской семьи, которые последовали примеру Ефросинии и постриглись в монахини. Это была прежде всею младшая сестра Ефросинии Градислава (Евдокия), двоюродная сестра Звенислава (Евнраксия), а также племянницы - Кириния и Ольга (Агафья и Евфимия). Именно эти девушки составили первый в истории Беларуси кружок женщин - просветительниц.

 

Строительство храмов на белорусской земле

С именем Ефросинии связано также строительство храмов на белорусской земле. Став игуменьей, на решила вместо старой деревянной церкви возвести новую каменную. Для осуществления этой задачи был приглашен полоцкий зодчий Иван. Строительство церкви заняло ровно 30 недель.  Здание, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красой.  По совершенству своей художественной композиции Спасо-Ефросиньевский монастырь - вершина архитектурной мысли Полоцка и один из великолепных памятников архитектуры Беларуси.

Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. В монастыре она открыла иконописную мастерскую.  Поэтому с изысканным художественным вкусом были оформлены интерьеры церкви. Стены ее украшали замечательные фрески, которые написаны неизвестными полоцкими художниками 12 века.  Ученые считают, что одна из этих, дошедших до нас, изумительных по красоте и изяществу фресок напоминает облик самой Ефросинии Полоцкой. Среди фресок выделяются также изображения греческих отцов церкви - Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Большую ценность представляла собой имевшаяся в Спасо-Ефросиньевской церкви икона Богоматери.  История ее приобретения такова.  Пользуясь своим родством с византийским императорским домом, Ефросиния отправила своего посланника Михаила к императору Мануилу Комнину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в ее монастырь икону Богородицы Эфесской - одну из трех, которые еще при жизни Девы Марии создал первый христианский иконописец апостол Лука. Как сложилась судьба иконы после смерти Ефросинии Полоцкой, неизвестно, но в настоящее время она находится в Русском Музее Санкт-Петербурга.

Большую художественную ценность представлял также Крест Ефросинии Полоцкой.  Он был сделан по ее заказу Полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году и подарен ею Спасской церкви навечно.

Крест был сделан из кипарисового дерева и имел шестиконечную форму.  По лицевой и оборотной стороне его покрывали золотые, а по бокам серебряные пластины.  Золотые пластины были украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом драгоценными камнями, а по периметру Креста - изумительной нитью крупного жемчуга. По бокам Креста шла надпись, содержащая дату 1161 год,  имя заказчицы и страшное проклятие тому, кто осмелится посягнуть на эту святыню: "Да не изнесется из монастыря никогда же. А ще кто ослушается и знесеть (Крест),  да не будет ему помощник честной крест ни в сей век, ни в будущем ".

На задней стороне креста мелкими буквами было вырезано имя Лазаря Богши,  а также сумма, затраченная на его изготовление - 140 гривен.

Трагически сложилась судьба этой уникальной национальной реликвии.  Пролежав сто лет в Спасской церкви, он был насильственно перевезен в Смоленск, а оттуда в Москву. В 1563 году Иван Грозный при осаде Полоцка поклялся возвратить крест, если возьмет город. Овладев им, он сдержал свое слово.

Вскоре полочане вынуждены были спрятать крест в нише Спасского собора,  где он находился до 1928 года, а затем был передан Белорусскому Государственному Музею в Минске, оттуда попал в Могилев, где в самом начале Великой Отечественной войны бесследно исчез. О судьбе его до сих нор ничего не известно.

Завершив строительство Спасской церкви. Ефросиния принялась за возведение нового храма - Церкви Святой Богородицы, возле которой возник мужской монастырь. Возможно, по ее замыслу были построены и другие замечательные сооружения. Однако от них до наших дней не сохранилось даже следа.

На склоне лет Ефросиния решила совершить паломничество в Константинополь и Иерусалим. С собой в далекую дорогу она взяла двоюродных сестер Евпраксию и Евфимию и брата Давида. Повсюду в восточнославянских княжествах именитую полочанку ждало гостеприимство. На своем пути она встретилась с императором Мануилом Комнином, который шел войной на венгров. Тот принял родственницу радушно и "с великим почетом послал ее в Царьград". Там паломники посетили собор Святой Софии, приобрели золотое кадило, дорогие подарки и получив от патриарха благословение поехали дальше. В конце апреля паломники достигли Иерусалима.

Ефросиния поселилась в монастыре Святой Богородицы и три дня подряд приходила молиться к Гробу Господню. На третий день она попросила всевышнего, чтобы позволил ей умереть в Святом городе, где произошло искупление рода человеческого.

В скором времени Ефросиния занемогла. Предание гласит, что ей был послан ангел,  возвещавший о ее кончине и об уготованном для нее покое. На 24-й день болезни она почувствовала близкий конец. Исповедовавшись священнику и приняв причастие, Ефросиния вручила душу свою Всевышнему.

Земная жизнь просветительницы завершилась 23 мая 1173 года. Тело ее погребли в монастыре Святой Богородицы в Иерусалиме. Затем Давид и Евпраксия, возвратившись в Полоцк, принесли весть о блаженной кончине и погребении преподобной Ефросинии.

3 октября 1187 года Иерусалим  завоевал султан Саладин, который  потребовал от христиан в пятидесятидневный  срок покинуть город, предварительно  выкупив свою жизнь. Монахи русского  монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи  русской княжны, которые были  перенесены ими в Киево-Печерскую  лавру.

В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк.

 


 
Заключение


 

Список литературы

 

 

 

 


Информация о работе Ефросиния Полоцкая