Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:11, реферат
Но для того, чтобы быть здоровым недостаточно одного лишь нашего желания. Врачи могут вылечить нас от многих заболеваний. Но никто из них не сможет сделать нас здоровыми, если мы не будем вкладываться в наше здоровье самостоятельно. Здоровье человека зависит от многих факторов: от физического, эмоционального состояния человека, от генетики. Но главным фактором, влияющим на здоровье человека, является его образ жизни.
Быть здоровым – это естественное состояние для человека. Быть здоровым – это нелегкая задача, но результат, безусловно, стоит усилий. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и хорошее психологическое и эмоциональное состояние человека.
Введение
Определение здоровья и здорового образа жизни
Элементы здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни
Принципы здорового образа жизни
Список литературы.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Содержание:
Введение.
Каждый человек желает быть здоровым. А кто не хочет иметь здоровых детей и внуков?
Но для того, чтобы быть здоровым недостаточно одного лишь нашего желания. Врачи могут вылечить нас от многих заболеваний. Но никто из них не сможет сделать нас здоровыми, если мы не будем вкладываться в наше здоровье самостоятельно. Здоровье человека зависит от многих факторов: от физического, эмоционального состояния человека, от генетики. Но главным фактором, влияющим на здоровье человека, является его образ жизни.
Быть здоровым – это естественное состояние для человека. Быть здоровым – это нелегкая задача, но результат, безусловно, стоит усилий. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и хорошее психологическое и эмоциональное состояние человека.
Для того чтобы быть здоровым необходимо соблюдать важнейшие принципы ведения здорового образа жизни. Этих принципов немного, но соблюдение их позволит сохранить и укрепить наше здоровье.
Определение здоровья и здорового образа жизни.
Давайте определим, что такое ЗДОРОВЬЕ. Вот одно из определений здоровья — это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В словаре С.И. Ожегова приведено такое определение: Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Теперь давайте определим, что такое здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им долгой продолжительности жизни и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Элементы здорового образа жизни.
Различные авторы, интересующиеся и пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» различные составляющие, среди которых базовыми считают следующие:
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. В связи с чем можно выделить несколько дополнительных аспектов здорового образа жизни:
Формирование здорового образа жизни
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
Принципы здорового образа жизни.
Итак, обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, самого уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни». Но, как гласит второй закон термодинамики, система, предоставленная сама себе, движется в направлении от порядка к беспорядку. Поэтому для обеспечения здоровья необходимо, чтобы человек в своем поведении постоянно помнил: крепкое и надежное здоровье является главным условием воплощения в жизнь богатейших физических, психических, умственных возможностей, которые заложила в нас от рождения природа, а продолжительность жизни человека может достигать 120–150 лет! Чтобы быть здоровым или вернуть здоровье, требуются значительные собственные усилия, которые нельзя ничем заменить (например, таблетками). Человек столь совершенен, что вернуть к здоровью его можно практически из любого состояния; но с прогрессированием болезни и с возрастом это потребует все больших усилий. Как правило, человек прибегает к этим усилиям, если у него есть жизненно важная цель, мотивация, которые у каждого человека свои. Впрочем, набор таких жизненно важных целей не так уж и велик: социальный успех, любовь, семья, страх смерти и некоторые др. Для их достижения человек должен уметь подчинять свои прихоти обеспечению самого дорогого природного дара – здоровья – и помнить, что упущенное сейчас потом уже полностью наверстать не удастся. Только изо дня в день, поддерживая и укрепляя свое здоровье, отказываясь от вредящих здоровью соблазнов, человек может сохранить до глубокой старости ощущение счастья и высокую работоспособность.
2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности, так что изменение в любом из них обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из «частей» единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни данного человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы: сердечно-сосудистая, иммунитет, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т. п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый «перекрестный эффект» добиваемся положительного (или отрицательного) воздействия на все остальные.
3. Принцип индивидуализации обусловлен той предпосылкой, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя программа здорового образа жизни, в которой должны быть учтены соответствующие особенности.
Учет генотипических факторов предполагает внесение в программу здорового образа жизни корректив, связанных с типом телосложения, особенностями обмена веществ, преобладающим характером вегетативной регуляции, биоритмологическими показателями и т. п. Следовательно, построение здорового образа жизни должно соответствовать указанным обстоятельствам таким образом, чтобы соответствовать генетической специфике данного человека, а не противоречить ей.
Учет психологических факторов ориентирован на такие критерии, как тип темперамента, экстра– или интравертивность и пр. В таком случае уже в программе здорового образа жизни должны быть предусмотрены соответствующие особенности чередования бодрствования и сна, выбора профессии, друзей и будущего супруга (супруги), самопсихорегуляции и вообще всего того, что поможет этому человеку использовать свои сильные стороны и тренировать слабые.
Учет социальных факторов предполагает, что этот человек, являясь членом общества, принадлежит к данной социальной группе, которая предъявляет ему определенные требования, но, с другой стороны, и сам человек имеет определенные социальные притязания. В таком случае в программе здорового образа жизни должны найти место меры, оптимизирующие взаимоотношения человека с окружающими, помогающие предупредить нездоровые конфликты и вооружить его приемами выхода из конфликтов и пр.
Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т. д. Поэтому задачей рациональной жизнедеятельности должны быть, с одной стороны, максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга и родителя, а с другой – создание в самой семье условий, позволяющих человеку поддерживать высокий уровень здоровья.
Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его жизненными приоритетами, среди которых одно из основных – отношение к здоровью. В связи с этим особое значение приобретает воспитание культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни.
4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки. Под «умеренными» имеются в виду такие, которые вызывают среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24–36 часов. Меньшие нагрузки (психические, интеллектуальные, физические), как правило, не способствуют росту резервов организма, а более значительные могут привести к переутомлению. При этом следует учитывать, что нагрузка любой системы в той или иной степени вызывает соответствующие сдвиги и в других, поэтому плохой сон, посещение бани, плохое самочувствие и пр. уже должны учитываться в организации, например, физических нагрузок. Следовательно, об умеренности нагрузок следует говорить с точки зрения организма в целом, а не только наиболее нагружаемой системы.
5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха.
Как отмечал отечественный физиолог Н.Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно». В живом мире жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. В полной мере это относится практически ко всем системам организма и к организму в целом. Периодическая смена этих состояний свойственна бодрствованию и сну, приему пищи, выполнению профессиональных обязанностей, отдыху и т. п. При этом важно таким образом строить образ жизни, чтобы последующий отдых в полной мере соответствовал характеру выполненной перед этим работы. Поэтому, например, после большого объема выполненной интеллектуальной работы должен следовать специально организованный физический труд (по эффекту «активного отдыха» он стимулирует более активное восстановление интеллектуального потенциала) или сон, после сытного обеда – физический покой. Такое разумное чередование позволяет организму рационально не только расходовать, но и восстанавливать свой потенциал. Забвение же этого принципа постепенно приводит к накоплению в организме последствий недовосстановления с развитием переутомления. У человека чаще всего оно проявляется в различных формах нарушений психической деятельности (неврозах).
6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности.
Так как принцип рационального
чередования нагрузки и отдыха требует
осознанного отношения человека
к организации своего труда и
отдыха, то, следовательно, надо научиться
правильно работать и правильно отдыхать.
7. Принцип «сегодня
и всю жизнь». Здоровье не дается человеку
впрок, оно требует постоянных и упорных
усилий. Примеры многих спортсменов показывают,
что значительная часть из них после окончания
активных занятий спортом, давших им высокий
уровень функциональных резервов, довольно
быстро становятся «обычными людьми»,
подверженными, как и все остальные, различным
недугам. Известно, что достигнутые годами
результаты в закаливании практически
полностью исчезают уже через несколько
месяцев после прекращения закаливающих
процедур.
8. Принцип валеологического самообразования. Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования. Именно на этой базе валеологического образования формируется определенная организация самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации.