Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:28, курсовая работа
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.
Введение 4
Межпредметные связи в изучении биологии 6
Функции межпредметных связей 6
Виды межпредметных связей в содержании
обучения биологии 6
Межпредметные связи на уроках биологии
в 9 классах 8
Планирование и пути реализации межпредметных
связей в изучении биологии 10
Тематическое планирование учебного материала 11
Поурочное планирование по биологии в 9 классе 13
Заключение 16
Список источников 17
Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена. Знания по физике о законе сохранения и превращения энергии в применении к обмену веществ в организме человека позволяет подвести учащихся к выводам об универсальности данного закона природы и о единстве физико-химических и биологических процессов.
Понятие о теплорегуляции организма является физико-биологическим по своему содержанию. При его формировании учитель опирается на понятие об удельной теплоте парообразования и другие из курса физики 8 класса.
Функции органов зрения и слуха раскрываются с учетом общих представлений учащихся об оптике и звуке и перспективных связей с курсами физики старших классов.
Методика реализации межпредметных связей при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека заключена прежде всего в создании и решении проблемных ситуаций, в обсуждении проблемных вопросов, в решении познавательных задач. Так, на уроке "Работа мышц" учащиеся решают проблемный вопрос: "Почему в результате работы мышц тело человека нагревается и выделяется большое количество тепла? " Учитель приводит установленный исследованиями факт, что температура венозной крови, оттекающей от работающей мышцы, выше, чем температура артериальной крови, притекающей к мышце. Он предлагает учащимся объяснить этот факт, используя знания по химии об экзотермических и эндотермических реакциях и по физике о превращении одного вида энергии в другой. При изучении растений и животных учащиеся узнали, что в результате окисления органических веществ клеток в процессе дыхания выделяется тепло.
Они высказывают предположение о том, что при работе в мышечных волокнах также происходят реакции окисления, которые являются экзотермическими и сопровождаются выделением тепла. Учитель ставит дополнительный вопрос: "Почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем, например, при дыхании семян? " Обращаясь к курсу физики, учащиеся рассказывают о превращении механической энергии работающих мышц в тепловую. Механическая энергия образуется из энергии, заключенной в химических связях, она высвобождается при разрыве химических связей в процессе распада и окисления белков и углеводов в мышечных волокнах. Плазмам крови при этом нагревается. Кровь уносит образовавшиеся продукты распада - двуокись углерода, воду и другие. Вода, испаряясь с поверхности тела в виде пота, уносит с собой избыток тепла (об испарении и его роли в поддержании нормальной температуры тела учащиеся узнают при изучении природоведения, растений, животных, физики).
При раскрытии состава и свойств костей учитель ставит обобщенный проблемный вопрос: "Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы? " Учащиеся вспоминают сведения из курса биологии 6 класса о составе и свойствах семян, из курса физической географии - о свойствах разных горных пород, из курса химии - о кристаллогидратах, о свойствах солей и кислот, из курса физики - о кристаллических и аморфных телах, о проводниках и полупроводниках и др. Они приходят к выводу о существовании зависимости свойств тел от их состава в живой и неживой природе и высказывают предположения о свойствах костей, имеющих в своем составе органические и неорганические вещества.
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.
Учитель биологии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в биологических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
1)
изучение раздела "Межпредметные
связи" по каждому биологическому
курсу и опорных тем из
2)
поурочное планирование
3)
разработка средств и
4)
разработка методики
5)
разработка приемов контроля
и оценки результатов
№ |
Тема урока |
Кол – во часов |
1 |
Эволюция животного мира на Земле. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. |
1 |
2 |
Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. |
1 |
3 |
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. |
1 |
4 |
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. |
1 |
5 |
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. |
1 |
6 |
Учение Ч. Дарвина об естественном отборе. |
1 |
7 |
Форсы естественного отбора. |
1 |
8 |
Приспособление организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. |
1 |
9 |
Забота о потомстве. |
1 |
10 |
Физиологические адаптации. |
1 |
11 |
Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. |
1 |
12 |
Эволюционная роль мутаций. |
1 |
13 |
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции. |
1 |
14 |
Общие закономерности биологической эволюции. |
1 |
15 |
Возникновение жизни на Земле, Современные представления о возникновении жизни. |
1 |
16 |
Начальные этапы развития жизни. |
1 |
17 |
Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. |
1 |
18 |
Жизнь в палеозойскую эру. |
1 |
19 |
Жизнь в мезозойскую эру. |
1 |
20 |
Жизнь в кайнозойскую эру. |
1 |
21 |
Происхождение человека. |
1 |
22 |
Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки. |
1 |
23 |
Органические вещества входящие в состав клетки. |
1 |
24 |
Обмен веществ и преобразование веществ в клетки. Пластический обмен. Биосинтез белка. |
1 |
25 |
Энергетический обмен. |
1 |
26 |
Строение и функции клетки. Прокариотическая клетка. |
1 |
27 |
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. |
1 |
28 |
Эукариотическая клетка. Ядро. |
1 |
29 |
Деление клетки. |
1 |
30 |
Клеточная теория строения клетки. |
1 |
31 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое размножение. |
1 |
32 |
Половое размножение. Развитие половых клеток. |
1 |
33 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. |
1 |
34 |
Постэмбриональный период развития. |
1 |
35 |
Общие закономерности развития. Биогенетический закон. |
1 |
36 |
Наследвенность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. |
1 |
37 |
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. |
1 |
38 |
Законы Менделя. |
2 |
39 |
Сцепленное наследование генов. |
1 |
40 |
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. |
1 |
41 |
Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. |
1 |
42 |
Взаимодействии генов. |
1 |
43 |
Фенотипическая изменчивость. |
1 |
44 |
Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. |
1 |
45 |
Методы селекции растений и животных. |
1 |
46 |
Селекция микроорганизмов. |
1 |
47 |
Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии. Биосфера, её структура и функции |
1 |
48 |
Круговорот веществ в природе. |
1 |
49 |
История формирования сообществ живых организмов. |
1 |
50 |
Биогеоценозы и биоценозы. |
1 |
51 |
Абиотические факторы среды. |
1 |
52 |
Интенсивность действия факторов среды. |
1 |
53 |
Биотические факторы среды. |
1 |
54 |
Взаимоотношения между организмами. |
2 |
55 |
Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. |
1 |
56 |
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. |
1 |
57 |
Охрана природы и основы рационального природопользования. |
1 |
58 |
Резервные часы. |
8 |
59 |
Всего часов. |
68 |
Поурочное планирование по биологии в 9 классе
(по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина)
Урок 22. Тема: “Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.”
Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.
Здачи:
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: лекция, самостоятельная работа.
Демонстрация: таблица «Строение молекулы воды»
Межпредметные связи: химия, физика.
Ход урока:
Тема: Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
План:
глава 9.§21; вопросы 1-5
Формулировка
выводов (самостоятельно или с помощью
учителя).
Конспект урока.
-
О чем это может говорить? (Доказательство
общности живой и неживой
Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы.
Жизнедеятельность всех живых систем проявляется во взаимодействии молекул различных химических веществ. В составе живой природы обнаружено более 80 хим. элем. , 27 из которых выполняют определенные функции, остальные попадают в организмы с пищей, водой, воздухом. |
Все элементы по содержанию их в живых организмах
разделяются на три группы
Элементы, входящие в состав клеток организмов (в %) | ||
Макроэлементы |
Микроэлементы |
Ультрамикроэлементы |
Кислород 65-75 Углерод 15-18 Азот 1,5-3 Водород 8-10 Магний 0,02-0,03 Калий 0,15-0,4 Натрий 0,02-0,03 Кальций 0,04-2,00 Железо 0,01-0,15 Сера 0,15-0,2 Фосфор 0,20-1,00 |
Содержатся в очень не больших количествах: от 0,001 до 0,000001 Бор Кобальт Медь Молибден Цинк Ванадий Йод Бром |
Содержание не превышает 0,000001 Уран Радий Золото Ртуть Бериллий Цезий Селен |
Сера и фосфор являются необходимыми компонентами молекул биополимеров (белки, нуклеиновые кислоты), их часто называют биоэлементами.
Учитель демонстрирует таблицу «Строение молекулы воды».
Закрепление. Формулировка обобщающего вывода о значении неорганических веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Забота о построении содержания единого курса биологии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека.
В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Список источников
1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.
2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая
методика преподавания
3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
4. Максимова В. Н., Груздева Н. В.
Межпредметные связи в
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
6. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
Информация о работе Межпредметная интеграция на уроках биологии в старших классах