Опыты и наблюдения за природными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:10, творческая работа

Краткое описание

К материалам, обрабатываемым на уроках труда и на внеклассных занятиях по труду, кроме бумаги, картона и тканей, относятся различные части растений (стебли, ветки, листья, цветки, корни, кора, семена, плоды); полезные ископаемые (кварцевый песок, глина, минералы); древесина (ель, сосна, береза, липа, осина, клен, рябина); металлы (железо, медь, алюминий); пластмассы (полиэтилен, текстолит, капрон) и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыты и наблюдения за природными материалами.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Опыты и  наблюдения за природными материалами.

 

1 класс.

 

     К материалам, обрабатываемым на уроках труда и на внеклассных занятиях по труду, кроме бумаги, картона и тканей, относятся различные части растений (стебли, ветки, листья, цветки, корни, кора, семена, плоды); полезные ископаемые (кварцевый песок, глина, минералы); древесина (ель, сосна, береза, липа, осина, клен, рябина); металлы (железо, медь, алюминий); пластмассы (полиэтилен, текстолит, капрон) и др.  
     Одни из этих материалов, например, части растений и животных, учащиеся собирают на экскурсиях в природу, другие, например фанеру, рейки, металлы, пластмассу, школьники получают преимущественно в виде заготовок и полуфабрикатов.  
     Ранней осенью учитель проводит тщательное инструктирование учащихся по сбору, обработке и хранению природных материалов. Детям дается задание собрать стебли растений, ветки, листья, цветки, кору, солому, плоды растений; заготовить кварцевый песок и глину. Во время инструктажа учитель указывает на то, что в нашей стране существует закон об охране природы, который требует бережного отношения к природным богатствам.  
     Конкретизируя основные положения этого закона, учитель напоминает, что собирать в лесу следует только те материалы, которые упали на землю. Нельзя портить деревья и кустарники, засорять лес, срезать с живых растений ветки, кору, листья. Учитель дает советы, как собирать природные материалы. Например, кварцевый песок следует собирать в долинах рек в сухом виде, глину в сыром; листья я цветки необходимо засушивать в ботаническом прессе. Учитель подробно рассказывает, как следует засушивать растения и их части в ботаническом прессе, показывает, как можно обойтись без пресса.  
     Практика показывает, что наиболее простыми и интересными для учащихся начальных классов на первом этапе обучения являются декоративные работы из природных материалов. Дети с большим желанием выполняют работы по изготовлению различных ярких игрушек. Для того чтобы возбудить интерес у первоклассников к работе с природными материалами, полезно продемонстрировать им образцы народных игрушек.  

Опыты и  наблюдения при работе с желудями.

 

     Много интересных поделок изготавливают первоклассники из желудей с добавлением веточек и других материалов. Во время поездок за город, экскурсий в лес, парк или сквер они наблюдают за ростом и созреванием различных плодов, в том числе и желудей. Дети устанавливают, что желуди созревают на ветках дуба в сентябре и вместе с пожелтевшими листьями опадают на землю. Учащиеся собирают опавшие желуди и приносят их на уроки труда, где проводят над ними наблюдения и опыты. В процессе наблюдений учащимся дается задание внимательно рассмотреть различные виды желудей и ответить на вопросы: какой формы и величины бывают желуди? Какого они цвета? Из каких частей состоит желудь? Что можно изготовить из желудей на уроках труда?  
     Рассматривая рисунки различных поделок из желудей, дети в каждом конкретном случае устанавливают, желудь какого размера, формы, и расцветки наиболее точно передает характер того или иного персонажа, какие дополнительные материалы необходимо использовать при изготовлении поделки. В процессе наблюдений дети устанавливают, что для изготовления игрушек наряду с желудями необходимо иметь веточки, перья, плоды рябины, хвоинки сосны и т.п.  
     Учитель сообщает, что при обработке желудей используют различные инструменты: нож - для разрезания, небольшую ножовочку - для распиливания, буравчик и шило - для получения отверстий. Учитель показывает приемы резания свежих желудей с помощью ножа и ножовки, проделывания отверстий с помощью буравчика и шила. Затем эти же операции учитель проделывает при обработке старых желудей. В процессе наблюдений первоклассники устанавливают, что свежие желуди обрабатывать значительно легче, чем старые. Операции резания ножом и ножовкой, прокалывания буравчиком и шилом небезопасны для первоклассников, поэтому при выполнении практических заданий все процессы сборки учащиеся осуществляют с помощью глины и быстро высыхающего клея.

     Учащиеся проводят  опыты по соединению деталей с помощью пластилина, глины и клея ПВА. Дети устанавливают, что наиболее простое, но непрочное соединение деталей – пластилином, более надежное соединение деталей – глиной и самое прочное и надежное –соединение деталей с помощью клея ПВА.

     На основе наблюдений и несложных опытов первоклассники устанавливают, что желуди можно резать, пилить, прокалывать, соединять детали с помощью пластилина, глины и клея ПВА.

     Соединяя детали из  желудей с помощью веточек  на клею, следует обратить внимание учащихся на то, что веточки необходимо предварительно заточить, затем вставить в заранее проколотое отверстие.

 

Опыты и наблюдения при работе с ореховой скорлупой.

 

      Много интересных  игрушек первоклассники могут изготовить из скорлупы грецкого ореха с добавлением других природных материалов.

     Грецкие орехи растут на юге, и многие дети не имеют возможности наблюдать за их ростом и развитием. Однако собрать скорлупу грецких орехов не составляет трудности.   

     Учитель предупреждает детей о том, что для изготовления игрушек годится только хорошая скорлупа, поэтому орехи следует раскалывать осторожно с помощью ножа так, чтобы обе половинки скорлупы остались целыми. В этой работе первоклассникам помогают старшие товарищи и родители.  
     В процессе наблюдений и простейших опытов по обработке скорлупы грецкого ореха учащиеся отвечают на вопросы: какую форму и цвет имеют грецкие орехи? Чем они отличаются от желудей? Что происходит при осторожном раскалывании грецкого ореха? Какими инструментами можно обрабатывать и как отделывать грецкие орехи? Какие игрушки можно изготовить из скорлупы грецкого ореха?

      В процессе наблюдений дети устанавливают, что грецкие орехи бывают разной формы и размеров. Грецкий орех после удаления мягкой вкусной сердцевины остается пустотелым. При осторожном раскалывании он распадается на две половинки, напоминающие собой закругленные лодочки. Учитель показывает детям приемы прокалывания скорлупы грецкого ореха граненым шилом, обработки ножом и напильником, склеивания клеем ПВА, зачистки шкуркой, покрытия лаком. Учащиеся убеждаются в том, что грецкие орехи, как и желуди, можно обрабатывать различными способами.  
     Сама форма грецкого ореха подсказывает, какие игрушки из него можно изготовить: Например, если к очищенной изнутри половинке грецкого ореха приделать ручку, то получится корзинка; вставив в перевернутую вверх половинку грецкого ореха мачту с парусом, можно получить игрушечный парусный кораблик; соединив две половинки вместе и добавив к ним несложные детали из бумаги, глины, веточек, можно получить цыпленка, рыбку, филина, Буратино, петушка; закрепив с помощью ниток две половинки ореховой скорлупы на веточке-коромысле, получают игрушечные весы; накрыв вылепленное из глины туловище сверху половинкой грецкого ореха, получают черепаху.

      В процессе наблюдений и простейших опытов, проводимых при изготовлении игрушек из ореховой скорлупы, закрепляют представления о величине, форме, цвете предметов расположении предметов и их частей в пространстве, об обработке, монтаже и отделке изделий.

     Особенно ценно то, что дети изготавливают из ореховой скорлупы динамические игрушки; кораблики, коляски, весы. С этими игрушками учащиеся проводят дополнительные наблюдения и опыты. Испытывая кораблик на воде, дети убеждаются, что игрушка плавает как настоящий корабль; передвигая коляску, учащиеся отмечают что она двигается как настоящая; взвешивая отдельные предметы с помощью самодельных игрушечных весов, дети получают представления о работе настоящих весов.

 
-Опыты и наблюдения при обработке глины.

     Глина - один из наиболее благодатных и любимых материалов обрабатываемых учащимися начальных классов.  
     В начале осени первоклассники под руководством учителя собирают образцы глины и кварцевый песок. На уроках труда они проводят наблюдения и опыты с этими материалами, в процессе которых отвечают на поставленные учителем вопросы.  
     Рассматривая комочки сухой глины и сухой песок, учащиеся определяют цвет этих материалов. Растирая комочки глины и песок между ладонями, дети определяют строение этих материалов. Увлажняя глину и песок, школьники наблюдают за изменением свойств этих материалов.  
     Комкая сырую глину и песок между ладонями, учащиеся отмечают пластичность этих материалов после просушки, дети устанавливают, какие при этом происходят изменения.  
     В результате первоначальных наблюдений и опытов учащиеся устанавливают, что сухая глина может иметь белый, сёрый, красный, коричневый и бурый цвета, а песок — желтый цвет. При растирании сухая глина из комкообразного состояния превращается в мельчайшие пылинки; песок же остается без изменения в виде отдельных крупинок. При увлажнении глина становится темнее и превращается в липкую массу; песок также делается темнее, и его отдельные крупинки начинают слипаться между собой. Сырой глине и песку можно придать необходимую форму. После просушки изделие из глины затвердевает, не изменяя своей формы, а изделие из песка после просушки рассыпается.

     В процессе дальнейших  опытов первоклассники устанавливают,  что для лепки можно использовать любую жирную глину. Чтобы освободить глину от крупного песка и других примесей, ее подвергают отмучиванию. 

     Под руководством  учителя и при непосредственном  его участии учащиеся осуществляют  отмучивание глины. Цель –  освобождение глины от крупного песка и других примесей. Дети измельчают глину, заполняют ею немного больше половины сосуда и заливают доверху водой. На следующий день, учащиеся осторожно сливают воду, снимают верхний слой глины, просушивают и используют ее для лепки. Хранят глину в эмалированном сосуде или деревянном ящике, закрывая сверху мокрыми тряпками.

      Природные глины могут быть жирными (без примесей) и тощими (с примесями). Первоклассникам дается задание вылепить одинаковые по размерам шарики из жирной и тощей глины и оставить их для просушки. В последующие дни дети отмечают, что изделия из тощей глины высыхают быстрее, чем из жирной. Учитель объясняет, что в тощей глине имеются примеси, состоящие из более крупных частичек, которые лучше пропускают воздух и поэтому тощая глина высыхает быстрее.  
     Учитель дает задание добавить в жирную глину немного мелкого песка и вылепить из нее шар, цилиндр, конус. Если после просушки вылепленные изделия не растрескались, то состав глины хороший для работы. Из такой глины учащиеся 1 класса лепят предметы овальной формы: яблоко, грушу, гриб, репу, огурец, свеклу, вишню, посуду, животных.  
     После просушки этих изделий первоклассникам дается задание провести опыты и наблюдения по шлифовке поверхности поделок шкуркой и  раскрашиванию их акварелью или гуашью.

     При лепке учитель дает задание проработать тонкие детали сначала пальцами, а затем заостренными палочками, называемыми стеками. Учащиеся устанавливают, что обрабатывать детали стеками гораздо удобнее, чем пальцами.

 

Наблюдения  за формой и расцветкой листьев.

Опыты  с  древесиной.

 

     Осенью под руководством учителя учащиеся 1 класса собирают листья березы, осины, дуба, клена, рябины, хвоинки ели и сосны. Собранные листья они высушивают в ботанических прессах. При просушке между листьями прокладывают 8-10 слоев газетной бумаги. Недостаточно просушенные и расправленные листья разглаживают горячим утюгом на подкладной доске.  
     Перед практической работой первоклассникам дается задание- внимательно рассмотреть высушенные листья, сравнить их с недосушенными листьями и ответить на вопросы: чем отличаются высушенные листья от недосушенных? Почему для изготовления панно берут хорошо высушенные листья? Какой цвет имеют сухие листья березы, сосны, дуба, клена, рябины, хвоинки ели и сосны? Зачем при просушке листья прокладываются несколькими слоями бумаги?

     Далее учащиеся проводят опыт по монтированию высушенных листьев на плотной бумаге с помощью ниток, узких полосок гуммированной бумаги и наклеиванию листьев с помощью клея различных марок. Учащиеся убеждаются в том, что листья в коллекциях удобно монтировать с помощью ниток и гуммированной бумаги. Листья на панно удобно наклеивать с помощью быстро высыхающего клея.    

     Учитель дает задание сложить не совсем просушенные листья осины и дуба по центральной прожилке. В результате этого опыта учащиеся устанавливают, что, несмотря на разнообразные формы, при складывании, как правило одна половинка листа совпадает с другой.

     Первоклассники проводят наблюдения за цветовым сочетанием листьев и фона, на который их монтируют. Укладывая листья одного и того же цвета на разный фон дети устанавливают, что листья по-разному смотрятся. Например, оранжевый лист осины наиболее ярким кажется на синем фоне.  
     Демонстрируя образцы древесины осины, ели, дуба, учитель указывает на то, что эти виды древесины отличаются друг от друга по цвету и прочности. Древесина осины имеет белый цвет, ели - светло-желтый, дуба – светло-коричневый. Самой мягкой и непрочной из этих пород является древесина осины, самой твердой и прочной - древесина дуба. Учитель предлагает детям найти в коллекции листья осины, хвоинки ели и листья дуба.

      Далее в процессе демонстрационных опытов учитель знакомит детей с горючестью древесных материалов. Учитель поочередно подносит зажженную спичку к комочку сухой глины и тонкой лучинке сухой древесины. Первоклассники внимательно наблюдают за проведением опыта и делают вывод о том, что глина является не горючим материалом, а древесина - горючим. Обобщая наблюдения детей, учитель сообщает, что спички делаются из мягкой, легко воспламеняющейся древесины осины. Обращаться со спичками следует очень осторожно и только с разрешения и в присутствии взрослых. Особенно осторожным со спичками надо быть в лесу, около деревянных построек в поле. Спички всегда опасны. Первоклассникам запрещается иметь при себе спички.  
     Работа завершается изготовлением панно из различных листьев. Из листьев березы и осины первоклассники делают на синем фоне панно в полосе, из листьев рябины и дуба на зеленом фоне - в квадрате, из листьев дуба и клена на красном фоне - в круге. При изготовлении панно учащиеся в процессе опытов находят наиболее удачные сочетания цветов и расположение материала.

2 класс.

 

Опыты и наблюдения при работе с шишками.

 

     Интересные поделки второклассники изготавливают на уроках труда из еловых и сосновых шишек с добавлением к ним деталей из веточек, желудей, глины и других материалов. 
     На лето учащиеся получают задание наблюдать за появлением и развитием шишек. Дети устанавливают, что весной на концах ветвей ели и сосны появляются небольшие яркие шишечки, состоящие из тонких нежных чешуек, похожих лепестки цвет ков. К осени шишки, становятся крупными и зрелыми. Созревшие и опавшие с ели шишки являются прекрасным, материалом для изготовления разнообразных игрушек.  
     Наблюдая и внимательно рассматривая сосновые и еловыё шишки, второклассники готовят ответы на вопросы: какие шишки - еловые или сосновые - имеют более крупные размеры? Какую форму и цвет имеют сосновые и еловые шишки? Чем они отличаются друг от друга? Как располагаются чешуйки в сосновых и еловых шишках? В каких шишках молодых или старых – чешуйки располагаются более плотно? Какие игрушки можно изготовить из шишек?

Информация о работе Опыты и наблюдения за природными материалами