Опыты и наблюдения за природными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:10, творческая работа

Краткое описание

К материалам, обрабатываемым на уроках труда и на внеклассных занятиях по труду, кроме бумаги, картона и тканей, относятся различные части растений (стебли, ветки, листья, цветки, корни, кора, семена, плоды); полезные ископаемые (кварцевый песок, глина, минералы); древесина (ель, сосна, береза, липа, осина, клен, рябина); металлы (железо, медь, алюминий); пластмассы (полиэтилен, текстолит, капрон) и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Опыты и наблюдения за природными материалами.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

     Учащиеся. устанавливают, что еловые шишки отличаются от сосновых по величине, форме и расположению чешуек. Еловые шишки, как правило, имеют больший размер, более вытянутую овальную форму и более плотное расположение чешуек. Чешуйки в молодых еловых и сосновых шишках располагаются более плотно, чем в старых.  
     После этих наблюдений учащиеся отбирают по две еловые и сосновые шишки примерно одинаковой формы, размера и возраста. Одну еловую и одну сосновую шишки окунают несколько раз в раствор жидкого столярного клея и кладут на хранение в сухое место вместе с шишками, не покрытыми раствором клея. Наблюдая за шишками в течение длительного отрезка времени, учащиеся устанавливают, что по мере высыхания шишки, не покрытые клеем, несколько увеличиваются в размерах, становятся более рыхлыми и «пушистыми», а шишки, покрытые клеем, не изменяют своей формы и величины.  
     Сама по себе форма шишки и расположение на ней чешуек часто подсказывают ученикам, какое изделие из нее можно изготовить. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают, что овальные крупные еловые шишки с плотными чешуйками хорошо использовать, например, для изготовления игрушек: ежика, пингвина, поросенка, козла, коня; сосновые овальные шишки – для туловища журавля; пушистые еловые шишки – для туловища петуха; изогнутые еловые – для туловища кота.  
     Далее в процессе наблюдений за действиями учителя учащиеся устанавливают, что шишки, подобно желудям и орехам, можно прокалывать шилом, сверлить буравчиком, резать ножом, склеивать различными видами клея. При изготовлении игрушек к шишкам можно добавлять другие природные материалы. Например, лапки и мордочку ежа, головки пингвина, петуха и журавля, головку и ножки поросенка можно вылепить из глины; головки всадника и коня, козла и кота можно изготовить из желудей: шею и ноги журавля, петуха, козла и кота, коня целесообразно изготовить из веточек.  
     В процессе дальнейших наблюдений учащиеся определяют пространственное положение отдельных деталей игрушек, характерные черты каждой игрушки, композицию и динамику игрушек.

 

Опыты и наблюдения при работе с  ветками.

 
     Большие возможности для создания разнообразных поделок во 2 классе таят в себе ветки различных деревьев. Стоит только внимательно присмотреться, и почти в каждой ветке можно увидеть скрытые очертания какого-либо животного, человека, сказочного персонажа.  
     На лето учащиеся получают задание собрать упавшие с деревьев ветки ели, сосны, березы, осины, клена, дуба, рябины. В классе перед практическими работами второклассники проводят наблюдения и опыты, в процессе которых выясняют отдельные признаки различных веток.  
     Внимательно рассматривая ветки ели, сосны, березы, осины, клена, дуба и рябины, учащиеся устанавливают их характерные признаки. Делая на ветках надрезы ножом, дети определяют, какие из веток наиболее твердые. Сгибая не совсем просохшие ветки примерно одинаковой толщины, учащиеся определяют, какие из них наиболее гибкие. Сгибая сырые и сухие ветки одного и того же вида деревьев,  школьники определяют пластичность и хрупкость материала. Наблюдая за высыханием веток, дети  
устанавливают происходящие при этом изменения.  
     В результате наблюдений, проб, опытов учащиеся устанавливают, что ветки различных пород деревьев можно определить по коре, цвету древесины, форме листьев и другим признакам. Дети приходят к выводу, что ветки ели, сосны, осины наиболее  
мягкие, ветки березы, рябины, дуба, клена более твердые. Самые гибкие ветки у рябины и березы, самые хрупкие ветки у ели и сосны. Сухие ветки любой породы деревьев значительно тверже сырых веток; при высыхании ветки затвердевают и становятся более хрупким и ломкими.  
     Далее второклассники проводят упражнения во снятию с веток коры, обстругиванию веток, отрезанию от веток кусочков на подкладной доске. Учащиеся убеждаются в том,  
что с сырых веток кора снимается легче, строгается древесина вдоль волокон легче, чем поперек. Кора режется значительно легче, чем древесина.  
     Учащиеся подбирают различные ветки для практических работ и в результате небольшой доработки изготавливают из них различные фигурки. Например, дети из одной целой ветки вырезают фигурки, напоминающие бегущего человечка; из веток разной толщины формы получают фигурки журавля, оленя; добавив желудь и перья, получают фигурки танцовщицы.  
     В результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство.  
     Учащиеся, проводя разнообразные наблюдения и опыты с прямыми веточками, приходят к выводу, что они являются прекрасным строительным материалом. Из них можно построить игрушечный теремок, соорудить игрушечный плот. При этом второклассники находят наиболее рациональные способы крепления деталей, например с помощью глины, пластилина, клея, ниток и др.

     В заключение учащиеся проводят наблюдения и опыты с сырыми ивовыми веточками. Они устанавливают, что сырые еловые веточки очень гибкие. Из них можно сплести разнообразные поделки.

 

Опыты и наблюдения при работе с корой.

 

     Богатыми возможностями для изготовления различных поделок обладает кора некоторых деревьев, например сосны и березы.  
     Учащимся дается задание собрать за лето кору сосны и березы. При этом учитель предупреждает детей о том, что срезать кору можно только с засохших деревьев, срубленных стволов, и пеньков.  
Перед практическими работами второклассники проводят наблюдения и опыты, в процессе которых отвечают на вопросы: как по внешнему виду определить кору березы и сосны? Какая кора более тонкая? Какая кора более рыхлая? Какая кора более плотная, гибкая и прочная? Какая кора делится на тонкие слои? С помощью, каких инструментов можно обрабатывать сосновую и березовую кору (бересту)?  
     В процессе наблюдений и опытов учащиеся устанавливают, что сосновая кора имеет коричневый цвет, березовая - белый с черными прожилками, березовая кора тоньше сосновой, сосновая кора рыхлее березовой, березовая кора является болёе плотной, гибкой и прочной, березовую кору можно расслоить на тончайшие слои, сосновая кора легко обрабатывается с помощью ножа, березовая - с помощью ножниц.

     Далее опытным путем  учащиеся устанавливают, что березовую  и сосновую кору можно размечать  твердым карандашом; эти виды  коры склеивают казеиновым, столярным клеями, а также клеям ПВА. 
     В процессе наблюдений дети устанавливают, какие изделия можно изготовить из сосновой коры и бересты. Сосновую кору используют в тех случаях, когда хотят получить объемные детали сложной формы. Например, при изготовлении игрушек сосновую кору можно употребить для корпуса ветряной мельницы, корпуса кораблика, корпуса яхты. Березовую и используют для изготовления тонких прочных изделий, например туесков, парусов модели яхты.

 

 

 

 

 

 

III класс  
Опыты и наблюдения при сборе цветков для панно и аппликации.

 

     На лето учащиеся получают заданиё собрать полевые, луговые и лёсные цветки, появляющиеся в начале, середине и конце лета, установить названия собираемых растений, запомнить, какие из них растут на лугу, лесных полянах, в поле. При этом учащиеся закрепляют представления и понятия, полученные на уроках природоведения и изобразительного искусства.  
     В процессе наблюдений дети устанавливают, что виды цветов летом все время изменяются. Стоит наступить теплым весенним дням, как сразу же появляются бархатистые темно-синие колокольчики сон-травы. Когда начинают смыкаться вершины широколиственных деревьев и устанавливается укромная тень в лесу, раскрываются нежно-белые ландыши. А вскоре на лугу и :полянах под чистым голубым небом мая начинают звенеть колокольчики. В начале молодого нюня расцветают пунцовые  
венчики луговых гвоздик. И вместе с ними на зеленом ковре лугов и лесных полян распускается герань, которая радует нас пурпурными и лиловыми цветками до самого конца лета. Вместе с геранью под ясным июльским солнцем начинают колыхаться белые венчики ромашки и поповника. К концу лета природа награждает нас новым пиршеством красок. Когда ночи станут короткими и июльские дни запышут зноем, на хлебных полях и около дорог зажигаются синие и лазоревые головки васильков.  
Прощальный гимн лету с июля до поздней осени поют белые и лиловые соцветия тысячелистника.

     Собранные цветки необходимо сразу высушить. Учитель рассказывает детям о правилах сушки цветов различных растений. Некрупные цветки, например гвоздику, тысячелистник, герань, высушивают обычным способом в ботанической палке, прокладывая цветки слоями газетной бумаги. Для сушки более крупных цветков, например васильков, ромашек и др., приготавливают две подушечки из ваты, между которыми укладывают засушиваемые растения. Подушечки с цветками прокладывают газетной бумагой и помещают все в ботанический пресс.  
     Перед практической работой учащимся дается задание внимательно рассмотреть высушенные в ботанических прессах цветки и ответить на вопросы: какого цвета цветки ландыша, колокольчика, василька, гвоздики, тысячелистника, герани, ромашки, сои- травы? Когда и где были собраны перечисленные цветки? Цветки, каких растений кажутся вам наиболее красивыми? Как засушивают мелкие цветки? Почему при сушке васильков и ромашек их соцветия необходимо укладывать в подушечки из ваты? Какими цветки становятся после просушки?  
     В процессе наблюдений дети устанавливают, что форма и окраска цветков значительно богаче формы и окраски листьев.  
     Помещая цветки на различный фон, третьеклассники находят наиболее удачные цветовые сочетания, определяют контрастные тона. Учащиеся устанавливают, что красная гвоздика наиболее ярко смотрится на зеленом фоне, синие васильки выделяются на оранжевом, фиолетовая сон-трава - на желтом, белый ландыш - на черном.

     Из уроков изобразительного искусства учащиеся знают, что цвета разделяются на холодные и теплые. В процессе практических работ дети изготавливают из цветков аппликации и панно, подбирая наиболее красивые цветовые сочетания засушенных растений и фона.

 

опыты и наблюдения при работе с соломой.

 

     Солома таит в себе необычайно большие возможности для изготовления различных поделок.  
     На летние каникулы учитель дает учащимся задание собрать солому различных злаков: овса, ячменя, пшеницы и ржи. Солому необходимо собирать (срезать ее) до уборки зерновых комбайном, так как помятая солома не годится для работы. Собирать ее надо только по краю поля, ни в коем случае не заходи в глубь посевов. Желательно побольше собрать соломы овса и ячменя. Много хорошей соломы учащиеся могут заготовить после окончания работы комбайнов, так как по краям полей часто остаются неубранными небольшие, участки созревших и неповрежденных растений.  
     Перед практическими работами учащиеся проводят наблюдения и опыты, в процессе которых выясняют следующие вопросы: какая солома овсяная или пшеничная имеет более светлую окраску? Какой из перечисленных образцов соломы является наиболее пластичными и гибким? Какая солома меньше растрескивается при резании и разглаживании? Какая часть стебля растения нижняя, средняя или верхняя является лучшей для работы.

     В процессе наблюдений и опытов учащиеся устанавливают, что самую светлую и нежную окраску имеет овсяная солома, она наиболее эластична и гибка, меньше всего растрескивается при резании и разглаживании. Лучшей для работы считают среднюю часть стебля. По качеству образцы соломы распределяются так: овсяная (лучшая), ячменная, пшеничная, ржаная (худшая). 
     Для некоторых практических работ необходим иметь мягкую эластичную солому. Получить такую солому можно следующим образом. Стебли соломы укладывают в широкую ванночку и заливают кипятком. После охлаждения воды солому вынимают из ванночки и устанавливают, что она стала мягкой и эластичной. Из такой соломы легче изготавливать коробочки, лукошки, корзинки, фигурки игрушек.  
     При изготовлении этих поделок учащиеся постигают технологические свойства соломы. Они устанавливают, что солому можно связывать в пучки, переплетать, резать ножом и ножницами. Для придания изделиям законченного вида соломе можно добавить материалы, например, нитки, кусочки ткани и т.п. Серию наблюдений и опытов третьеклассники проводят при изготовлении из разглаженной соломки аппликаций. Учащиеся очищают соломинки от листьев, вырезают междоузлия, выбирают лучшие отрезки, заваривают отрезки кипятком, разрезают их вдоль, развертывают и разглаживают утюгом. При этом учащиеся устанавливают, что заваренная кипятком и разрезанная вдоль соломинка легко разглаживается утюгом, становится узкой плоской ленточкой. В процессе разглаживания третьеклассники приходят к выводу, что в зависимости от степени нагрева утюга и времени обработки соломинке можно придать любой оттенок: светло-желтый, желтый, светло-коричневый, темно- коричневый. Наблюдения продолжаются непосредственно в практической работе при выклеивании соломкой рисунков. Прежде чем вырезать и приклеить деталь, ученик подбирает такую соломинку, которая своей фактурой, формой и расцветкой наиболее удачно передает идею задуманной композиции. В процессе опытов учащиеся устанавливают, что аппликации из соломы можно делать из бумаги, картона, древесины. Однако лучшим материалом для фона является многослойная березовая фанера или тонкая березовая доска. Удобнее всего аппликацию делать на темном фоне, покрытом сверху слоем жидкого столярного клея. В этом случае детали из соломки после незначительного смачивания и притирания кольцами ножниц прочно приклеивается к поверхности планшета.

 

 


Информация о работе Опыты и наблюдения за природными материалами