Организация и проведение самостоятельной работы учащихся по биологии с использованием активных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке биологии
Методика организации и проведения самостоятельной работы учащихся в профильных классах

Содержание

Введение
1. Организация и проведение самостоятельной работы учащихся по биологии с использованием активных методов обучения
1.1. Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся
1.2. Виды самостоятельной работы учащихся
1.3. Анализ подходов к определению «Самостоятельная работа»
2. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
3. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке биологии
4. Методика организации и проведения самостоятельной работы учащихся в профильных классах
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Так как самостоятельные  обучающие работы проводятся объяснения нового материала или сразу после  объяснения, то, на наш взгляд, необходима их немедленная проверка. Она создает  четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. Очевидно, что самостоятельная работа, организуемая при подготовке к усвоению новых знаний, для учащихся имеет важное значение. Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:

- в процессе  установления связи нового материала  с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;

        -при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;

- в ходе переноса  приобретенных приёмов познавательной  деятельности при овладении новыми  знаниями, умениями, навыками.

Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то значительно повышается продуктивность его дальнейшей работы.

Проведение  самостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся.

2. Тренировочные  самостоятельные работы. К ним  относятся задания на распознавание  различных объектов и свойств.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны  так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.

5. Самостоятельные  работы развивающего характера.  Это могут быть задания по  составлению докладов на определенные  темы, подготовка к олимпиадам, научно  творческим конференциям, проведение  в школе дней занимательной  биологии и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

6. Большой интерес  вызывают у учащихся творческие  самостоятельные работы, которые  предполагают достаточно высокий  уровень самостоятельности. Здесь  учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнение которых необходимо найти несколько способов их решений.

7. Контрольные  самостоятельные работы. Как понятно  из названия, их главной функцией  является функция контроля. Необходимо  выделить условия, которые нужно  учитывать при составлении заданий  для самостоятельных контрольных  работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда  у ученика еще не окончен процесс  корректировки собственно новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение  новых знаний, овладение умением  самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление  и уточнение знаний;

3) выработка  учения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование  учений и навыков практического  характера;

5) формирование  умений и навыков творческого  характера, умения применять знания  в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных  групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам  самостоятельных работ можно  отнести следующие:

1. Работа с  книгой.

2. Упражнения.

3. Выполнение  практических и лабораторных  работ.

4. Проверочные  самостоятельные, контрольные работы, биологические диктанты.

5. Подготовка  докладов, рефератов.

6. Домашние опыты,  наблюдения.

7. Техническое  моделирование и конструирование.

Говоря о  типах самостоятельной работы, принято  выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

К творческим самостоятельным  работам можно отнести такие  формы как:

1. практические  работы;

2. контрольные  работы;

3. тематические  зачеты;

4. защита и  написание рефератов;

5. решение проблемных задач прикладного характера и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно в то же задание; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-б чел.); парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Организуя самостоятельную  работу ученика, учитель ненавязчиво  раскрывает конфликтную ситуацию при изучении материала. Нет необходимости придумывать противоречия, проблемы, конфликтные ситуации, они есть в каждой теме, они составляют суть процесса познания любого объекта или процесса.

Рассматривая самостоятельную  деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план  работы ученик определяет с  помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет  с помощью учителя, а план  самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя  учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно  её выполняет.

Первая разновидность  наиболее простая, и с неё учитель  должен начинать подготовку ребят к  более сложным этапам самостоятельной  работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей. Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация  выполнения учащимися разнообразных  по дидактической цели и содержанию  самостоятельных работ способствует  развитию их познавательных и  творческих способностей, развитию  мышления.

3. При тщательно  продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при  систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Анализ подходов  к определению понятия «самостоятельная  работа»

Изучение вопроса  самостоятельности началось еще  в древности. Аристотель, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучения получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.

В 20-х годах  ХХ века определенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграли комплексное обучение и  другие формы индивидуализации обучения.

Один из ведущих  педагогов Пидкасистый П.И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации»

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений. Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа - это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе

Так, самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Именно самостоятельная  работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Информация о работе Организация и проведение самостоятельной работы учащихся по биологии с использованием активных методов обучения