Организм как единое целое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:19, лекция

Краткое описание

Функциональной единицей жизни является клетка. Все клетки построены по единому принципу. Оболочка, ядро, протоплазма, органеллы (табл. 1 ядро клетки несет генетическую информацию и определяет не только внешние данные человека, особенности его характера, наклонности, но и отвечает за здоровье человека (наследственные болезни), продолжительность жизни и др. В протоплазме клетки происходят сложнейшие обменные процессы: синтез белка, сгорание жира в «огне углеводов», накопление энергии в виде высокоэнергетических соединений и выделение отработанного в межклеточное пространство и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Организм как единое целое.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Высший  анализ, тончайшая обработка поступающей  информации, детальная разработка ответных действий – это функция больших полушарий головного мозга и, в первую очередь, их серого вещества – коры и подкорковых ядер.

В коре головного мозга  имеются специфические представительства, отвечающие за определенные функции. Так, упрощенно: лобная доля отвечает за организацию произвольных движений, мотивацию поведения и моторную речь; теменная – преимущественно за чувствительную функцию и сенсорную речь; затылочная – за зрительную функцию; височная – за слуховую.

Головной мозг представлен  левым и правым полушариями. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир во всем его богатстве и разнообразии. Левое – база абстрактного мышления – находит в этом мире гармонию причин и следствий. У праворуких людей («правшей») именно в левом полушарии сосредоточены центры понимания речи (сенсорная функция) и движения речи (моторная функция), а у леворуких («левшей») – справа. Полноценная психика человека предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Второй орган ЦНС  – спинной мозг – устроен менее сложно. Но он является основой нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

ЦНС руководит всеми сторонами нашей жизни через посредство периферической нервной системы. К последней относятся корешки спинного мозга, нервные сплетения и собственно периферические нервы.

  • Организация чувствительной нервной системы

  • Жизнь человека невозможна без получения  и анализа информации из окружающей среды. Структуры нервной системы, обеспечивающие этот процесс, составляют систему чувствительности. Благодаря этой системе мы ощущаем тепло, холод, давление, боль и др.

    Главными элементами, обеспечивающими  чувствительность, являются: 1) рецепторы, 2) проводящие пути, 3) корковые центры.

    Рецепторы – это образования, которые воспринимают внешнее воздействие  или раздражение (звук, цвет, свет, тепло  и др.), превращает их энергию в нервные импульсы. Проводящие пути воспринимают эти импульсы и передают по периферическим нервам информацию сначала в спинной мозг, а потом в головной. В корковых центрах эта информация обрабатывается, в результате чего эти воздействия входят в поле сознания, то есть возникает ощущение, тепла, холода и т.д. Эти пути считаются восходящими (от рецептора к коре).

    При поражении системы  чувствительности происходит полное выпадение  последней - это анестезия, снижение чувствительности – гипостезия или нарушение, проявляющееся онемением, чувством покалывания – парастезии.

    Тот отдел нервной системы, который  руководит работой опорно-двигательного  аппарата, называется соматической нервной  системой (сома – тело). А тот отдел, который регулирует деятельность внутренних органов и сосудов называется вегетативной нервной системой. В вегетативной нервной системе различают два отдела: симпатический, который ускоряет все процессы, и парасимпатический, который замедляет. Один отдел уравновешивает другой. Если это равновесие нарушается, возникает дистония или вегетососудистая дистония, которая причиняет человеку беспокойство.

    На практических занятиях вы сможете ориентировочно определить наличие или отсутствие этой дистонии по опроснику проф. А.М. Вейна.

    Вегетативная нервная  система не подчиняется коре головного  мозга. Мы не в силах остановить деятельность кишечника, сердца, легких.

  • Организация произвольных движений

  • У человека имеются непроизвольные движения или рефлекторные, которые  происходят помимо сознания. Например, укол иглой → возбуждение рецептора →  импульс идет в спинной мозг, а оттуда обратно к мышце – она сокращается непроизвольно. Известная вам рефлекторная дуга.

    Произвольные  движения выполняются по желанию человека или контролируются сознанием. Это ходьба, танцы, письмо и пр. Импульс идет нисходящим путем от коры на спинной мозг и по периферическим нервам к мышцам. Поражения головного мозга (травма, кровоизлияние, инфекции и проч.) приводят к нарушению движения (параличи), слуха, зрения, речи.

    Роль  координатора всех систем берет на себя вторая ступень – эндокринная система. Она оперирует гормонами. Они определяют рост, развитие человека, обмен веществ, умственное развитие, половое развитие. Влияют на уровень артериального давления. И на основании биологического действия можно разделить гормоны на 5 групп:

    1. Регуляторы работы всех эндокринных желез (гормоны гипофиза)
    2. Регуляторы обмена веществ, способные «влиять на судьбу» и жиров, и глюкозы, и аминокислот, развитие нервной клетки, рост (это гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы, гипофиза)
    3. Регуляторы водно-солевого обмена (гормоны гипофиза, надпочечников)
    4. Регуляторы фосфорно-кальциевого обмена (паращитовидные железы)
    5. Половые гормоны, определяющие пол человека и его детородную функцию.

    Очень важно подметить  эти нарушения и обратиться к  врачу.

    Таким образом, помимо специфической  работы все системы связаны между  собой и регулируются ЦНС и  эндокринной.

    Все системы работают так согласовано, что поддерживают необходимое для нормальной жизнедеятельности человека постоянство внутренней среды называемое гомеостазом. Это постоянство температуры, артериального давления, пульса, кислотности крови, уровня сахара, калия, натрия, кальция, фосфора, уровня ферментов и др.

    Изменения в организме приводят все системы в такое состояние, чтобы удержать гомеостаз. Так, при повышении температуры тела расширяются сосуды, учащается пульс и повышается отдача тепла. При снижении температуры – наоборот. Так после употребления сладкого, в кровь выбрасывается инсулин, глюкоза идет в клетку, где «жир сгорает в огне углеводов». Избыток глюкозы накапливается в виде гликогена, жира. Человек полнеет. Но уровень глюкозы держится на определенных цифрах.

    Оптимальный гомеостаз – это норма, здоровье. Болезнь – гомеостаз в экстремальных условиях. Начинается приспособление организма к меняющимся условиям или адаптация.

    Адаптация это двуединый  процесс. С одной стороны организм приспосабливается к удержанию  жизненно важных констант внутренней среды, а с другой, поскольку часто предотвратить сдвиги гомеостаза все равно не удается, то организм приспосабливается к выполнению специализированной деятельности в условиях измененного гомеостаза путем вовлечения резервов функциональной системы адаптации.

    Таким образом закон  организма как единого целого, проявляется и в здоровом и в больном организме. И не имеет смысла лечить отдельный орган, а необходимо создавать условия, обеспечивающие функционирование механизмов регуляции и саморегуляции с вовлечением резервов адаптации, обеспечивающих поддержание гомеостаза.

    Под резервом понимают: во сколько раз система или органы могут увеличить уровень выполняемой работы по сравнению с состоянием покоя.

    Маневрируя резервами, организм обеспечивает тонкое приспособление к меняющимся условиям. Чем больше резервы, тем выше адаптивность. И здоровье зависит от резервных возможностей организма.

    В покое используется приблизительно 1/10 данных нам резервов.

    Если бы все мышечные волокна сократились без учета  мышечных антагонистов, человек мог  бы поднять груз в 20-30 т. Известна сила человека в экстремальных условиях (мать поднимает машину, придавившую ее ребенка).

    Существует 3 эшелона  резервов:

    1-ый – усиление  деятельности различных органов  и систем, включающихся сразу  при переходе от состояния  относительного покоя к привычной повседневной деятельности.

    2-ой – дополнительное  включение механизма эмоций. По  типу – реакция активации.

    3-ий – эшелон используется  только в экстремальных ситуациях:  борьба за жизнь

    Биологическое состояние человека, определяемое совокупностью его обменных, структурных и адаптивных возможностей понимают как биологический возраст (БВ).

    Для оценки БВ сравнивают индивидуальные величины показателей  функциональных возможностей различных  органов и систем с нормальными  показателями для соответствующего календарного возраста.

    Чем больше БВ соответствует  календарному или паспортному, тем  моложе человек. И наоборот. Биологический  возраст зависит от многих факторов: наследственности, социальных и экологических  факторов, образа жизни.

    Для определения БВ существует много методик. Мы возьмем отдельные их них и на практических занятиях вы определите соответствие вашего БВ паспортному и проанализируете, какие моменты сказываются на уменьшении БВ у вас, если таковые вы найдете.

     

    ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

    1. Назовите основные функции клетки.
    2. Перечислите функции костно-мышечной системы.
    3. Как называется сокращение сердца и его расслабление?
    4. Что такое тахикардия, брадикардия?
    5. Нормальное артериальное давление по данным ВОЗ.
    6. Особенности венозной системы, ее отличие от артериальной.
    7. В каком отделе легкого происходит газообмен.
    8. К чему может привести длительное воспаление почек.
    9. Какие отделы включает центральная нервная система?
    10. Как организована чувствительная нервная система?
    11. Как происходят произвольные движения?
    12. Какой системой регулируется работа внутренних органов, сосудов?
    13. Какие системы являются координаторами работы всех систем, объединяя их в единое целое?
    14. Что такое адаптация организма?
    15. Что понимают под резервными возможностями организма и их роль?

     

    СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

    1. Нормальные величины пульса, артериального давления, дыхания.
    2. Иметь понятие о дисфункции вегетативной системы.
    3. Что такое паралич?
    4. Значение гомеостаза для организма.
    5. Понятие о биологическом возрасте.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Вебер В.Р.,  Брыжахин Г.Г. Вегетативные дистонии. В.Новгород, 2000.
    2. Егоров И.В. Клиническая анатомия. Ростов-на Дону, Феникс, 1997 г.     
    3. Основы физиологии функциональных систем /под ред. К.В. Судакова, Москва, Медицина, 1983 г.
    4. Schmid R. and Thews G. A (пер. с англ), Физиология человека т.т. 3, 4. Москва, Мир, 1986.

    Информация о работе Организм как единое целое