Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:25, реферат
Строение и функции организма изучают такие разделы биологии, как анатомия, физиология и гигиена.
Анатомия человека - наука, изучающая строение тела человека, его органов и систем.
Физиология человека - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб., 1997.
Гигиена человека - наука о влиянии физических, химических, биологических и социальных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
1. Организм человека как единая биологическая система………………………………….…3
1.1 Уровни организации человеческого организма…………………………………………....4
1.2 Основные функции обеспечения жизнедеятельности организма…………………….…..9
1.3 Онтогенез, его возрастные периоды…………………………………………………..…..10
Список литературы……………………………………………………………………………..12
Уровень целостного организма. Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная, согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.
Основные функции обеспечения жизнедеятельности организма
Гуморальная (химическая) регуляция функций осуществляется за счет переноса током крови или лимфы гормонов, неорганических веществ, газов, продуктов обмена и других активных веществ. Этот вид регуляции с точки зрения эволюционного развития является более древним, чем нервная регуляция. Однако за счет гуморальной регуляции невозможна быстрая перестройка деятельности организма, т.к. этот вид регуляции ограничен скоростью движения крови по сосудам.
Нервная регуляция обеспечивает быструю перестройку функций органов и организма в целом в соответствии с условиями существования. Это возможно потому, что скорость распространения нервных импульсов по нервным проводникам значительно превышает скорость движения крови по сосудам, нервные импульсы всегда имеют точную направленность к определенным клеткам, тканям, органам. Примером нервной регуляции могут служить различные рефлексы: коленный, зрачковый, чихательный, глотательный, ориентировочный и другие.
В целостном организме существует единая нейрогуморальная регуляция функций. Например, дыхание регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. При возбуждении дыхательного центра происходит вдох, при торможении - выдох. Возбуждение дыхательного центра происходит как нервным (рефлекторным), так и гуморальным путем. Специфическим химическим раздражителем дыхательного центра является СО2. Повышение содержания СО2 в крови сопровождается возбуждением дыхательного центра (наступает вдох), понижение - его торможением (наступает выдох).
Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Оно поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др. Благодаря этому в организме происходит само регуляция физиологических функций, включающаяся всякий раз, когда происходит отклонение от определенного постоянного уровня какого-либо жизненно важного фактора внешней или внутренней среды. Например, благодаря механизмам гомеостаза в крови человека непрерывно поддерживается постоянство уровня глюкозы, хлорида натрия, кислотно-щелочного баланса и т.д.
Взаимосвязь организма с окружающей средой осуществляется через обмен веществ и энергии. Обмен веществ (метаболизм) - главная функция живой материи и представляет собой совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в организме человека. К основным видам обмена относятся: белковый, липидный, углеводный, минеральный и водный. Татарникова Л.Г. и др. Валеология подростка. СПб., 1996.
Онтогенез, его возрастные периоды
Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения (зачатия) до его смерти называется онтогенезом. Выделяют следующие периоды жизни человека (по Н.П. Гундобину, 1982):
1. Новорожденный (1 - 30 дней);
2. Грудной возраст (30 дней - 1 год);
3. Раннее детство (1 - 3 года);
4. Первое детство (4 - 7 лет);
5. Второе детство (8 - 12 лет мальчики, 8 -11 лет девочки);
6. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки);
7. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16-20 лет девушки);
8. Зрелый возраст: I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины); II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины);
9. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины);
10. Старческий возраст (75-90 лет);
11. Долгожители (90 лет и выше). Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
Итак, рассмотрение всех разделов и подразделов главы, посвященной организму человека, позволяет нам убедиться, что человеческий организм - это универсальная единая целостная биологическая система, адекватно реагирующая на различные изменения как в самом организме, так и в окружающей его природной, техногенной и социальной среде.
Список литературы
Информация о работе Организм человека как единая биологическая система