Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:25, доклад
Краткое описание
САБИ́НИН Дмитрий Анатольевич (1889-1951), российский ботаник, основатель отечественной научной школы физиологов растений, профессор. Исследовал роль корневой системы в водном и минеральном питании; установил влияние круговорота элементов минерального питания на рост и формообразование растений.
САБИ́НИН Дмитрий
Анатольевич (1889-1951), российский ботаник,
основатель отечественной научной школы
физиологов растений, профессор. Исследовал
роль корневой системы в водном и минеральном
питании; установил влияние круговорота
элементов минерального питания на рост
и формообразование растений.
САБИ́НИН Дмитрий Анатольевич
30 ноября (12 декабря) 1889, Санкт-Петербург
— 22 апреля 1951, Геленджик, российский ботаник,
основатель отечественной научной школы
физиологов растений, профессор.
Семья. Годы
учения
Мать, Мария Войцеховна, была
весьма образованным человеком, занималась
просветительской деятельностью: читала
лекции в Обществе народных университетов,
писала популярные статьи и книги. Она
недолго была замужем за врачом А. Сабининым,
от которого ушла и стала фактической
женой известного ихтиолога И. Д. Кузнецова.
Их дети — сыновья Георгий, Дмитрий и дочь
Мария, носили фамилию и отчество первого
мужа матери.
Большие способности Сабинина
проявились уже в гимназические годы.
В 1908 он с отличием закончил гимназию и
поступил на естественное отделение физико-математического
факультета Петербургского университета.
Будучи студентом, он работал в лаборатории
профессора В. И. Палладина по изучению дыхания и спиртового
брожения. Большое влияние на молодого
исследователя оказал ассистент Палладина
приват-доцент А. А. Рихтер.
Первые работы
Работы, проводимые Сабининым
в лаборатории Палладина, были посвящены
изучению роли водородных акцепторов
в дыхании и брожении. Так, используя метиленовую
синь, удалось заставить дрожжи сбраживать
молочную кислоту, которая ими обычно
не сбраживалась. Таким образом Сабинин
участвовал в разработке основ теории
дыхания Палладина. В 1913 Сабинин закончил
университет и был оставлен Палладиным
при его кафедре для подготовки к профессорскому
званию. Одновременно Сабинин преподавал
географию в частной гимназии и являлся
ассистентом Рихтера в психоневрологическом
институте, где тот читал лекции. В 1917 Сабинин
занимает должность ассистента в Петроградском
университете. Трудности жизни, вызванные
послевоенной разрухой, заставляют его
в 1918 переехать в Пермь по предложению
Рихтера и занять место старшего ассистента
в Пермском университете. Там Сабинин
принял участие в создании Биологического
научно-исследовательского института
при университете. В 1919 Сабинин сдал магистерский
экзамен и получил право читать лекции
в качестве доцента по проблемам анатомии
растений и микробиологии. Будучи лаборантом
Камской биологической станции, а в 1920
ее директором, Сабинин проводил исследования
по проницаемости плазмы клетки для красителей
и солей. В начале 1924 Рихтер был приглашен
в Саратовский университет для организации
и руководства кафедрой физиологии растений,
и Сабинин возглавил освободившуюся кафедру
в Пермском университете. Вокруг него
сгруппировалась талантливая молодежь,
и начала создаваться научная школа по
изучению вопросов физиологии корневой
системы, ее поглотительной способности
и процессов экзосмоса, которые в 1925 были
обобщены Сабининым в виде монографии.
В 1929 Димитрий Анатольевич покидает Пермь
и переезжает в Ташкент, где читает лекции
в Ташкентском университете и одновременно
заведует отделом физиологии и микробиологии
Среднеазиатской станции удобрений, где
изучалось минеральное питание хлопчатника.
Работа в Москве
В 1931 Сабинин переезжает в Москву
и поступает в Научно-исследовательский
институт удобрений, где вскоре становится
заведующим лабораторией. Физиологическая
группа под его руководством исследовала
методы диагностики минерального питания
льна по физиологическим признакам. В
1932 вместе с сотрудниками Сабинин переходит
во вновь организованный Институт агрохимии
и агропочвоведения (ВИУАА), где до 1941 заведует
лабораторией физиологии растений. В ВИУАА
под его руководством выполнялись работы
по биологическому азоту: изучались условия
эффективного симбиоза бобовых растений
и клубеньковых бактерий.
В 1935 Сабинину без защиты диссертации
была присвоена степень доктора биологических
наук. С 1938 по 1941 он по совместительству
руководит лабораторией минерального
питания в Институте физиологии растений
им. К. А. Тимирязева.
Научно-исследовательская и педагогическая
деятельность в МГУ
В период с 1932 по 1948 Сабинин
возглавлял кафедру физиологии растений
в Московском государственном университете,
которую в свое время возглавлял К. А. Тимирязев. Было нечто общее между Сабининым
и Тимирязевым — глубина знаний, блеск
ораторского таланта и педагогическое
мастерство. Научный авторитет Сабинина
был чрезвычайно высок. Он был не только
выдающимся исследователем, но и талантливым
педагогом, читал общий курс физиологии
растений, спецкурсы по минеральному питанию,
росту и развитию растений. Благодаря
его исключительной эрудиции, критическому
уму, глубокому и вдумчивому подходу к
разбираемым вопросам, его лекции и теоретические
семинары посещали даже студенты и сотрудники
других кафедр и факультетов. Для чтения
специальных курсов Сабинин приглашал
и выдающихся ученых-физиологов того времени
— Н. А. Максимова, Н. Г. Холодного и др. Большое внимание Сабинин
уделял организации практических занятий
и летних практик студентов.
Вклад в науку
На протяжении своей творческой
жизни Сабинин работал в различных областях
физиологии растений, успешно сочетая
углубленные теоретические исследования
с решением практических задач сельского
хозяйства. Стали классическими его работы
по минеральному питанию растений: физиологии
корневой системы, ее проницаемости и
способности поглощать, выделять и перерабатывать
минеральные вещества и некоторые органические
соединения. Разработанные им физиологические
основы применения удобрений сыграли
важную роль в развитии земледелия в нашей
стране. Большое значение имели его работы
по изучению внутренней организации растительной
клетки, взаимосвязи ее структуры и метаболизма,
динамичности цитоплазматических структур.
Первым из отечественных фитофизиологов
он увидел кардинальную роль биологических
мембран в организации структуры протопласта
и механизмах поступления веществ в клетку.
В центре его внимания постоянно находились
проблемы роста и развития растений. В
противовес теории стадийного развития Т. Д. Лысенко Сабинин поставил вопрос об
определяемых генотипом эндогенных ритмах
у растений и показал роль нуклеиновых
кислот в ритмичности ростовых процессов.
Он первым указал на возможность участия
веществ-ингибиторов (антиметаболитов)
в регуляции роста растений. Им были предсказаны
место синтеза и нуклеиновая природа новых
гормонов растений, которые впоследствии
были названы цитокининами.
Позиция ученого и человека
Вызывает восхищение смелая
и бескомпромиссная позиция Сабинина
по отношению к печально известной августовской
сессии ВАСХНИЛ 1948 года. В трудные годы, пережитые
биологией и биологами нашей страны, он
проявил лучшие качества ученого и человека,
открыто поддерживая Н. И. Вавилова, И. И. Шмальгаузена, А. Н. Формозова, А. Р. Жебрака. Отстаивая научную истину
и права ученого в обществе, он нашел мужество
выступить против учения Лысенко, за что
был снят с должности и уволен из Московского
университета за «реакционную антинаучную
деятельность». Около полугода он занимался
переводами книг, а затем был зачислен
старшим научным сотрудником и исполняющим
обязанности директора Геленджикской
морской станции Института океанологии
АН СССР, где не было условий для полноценной
творческой работы, без которой жизнь
для Сабинина не имела смысла. В 1951 он покончил
с собой.
После кончины Сабинина
его идеи продолжали и продолжают развиваться
его учениками и учениками его учеников.
Будучи замечательным педагогом, Сабинин
создал отечественную школу физиологов
растений, среди которых: М. А. Али-Заде,
С. С. Андреенко, Т. Ф. Андреева, С. С. Баславская,
П. А. Генкель, В. Н. Жолкевич, М. Г. Зайцева,
А. Ф. Клешнин, И. И. Колосов, Л. И. Красовский,
Е. Г. Минина, Н. Г. Потапов, Ю. А. Самыгин,
О. А. Семихатова, Н. З. Станков, О. М. Трубецкова,
Н. К. Тильгор, О. Ф. Туева, Ю. Л. Цельникер,
В. В. Церлинг и др. Мысль Сабинина намного
обогнала современный ему уровень развития
науки, его труды до сих пор являются настольными
книгами для физиологов растений. В 1941
Президиум АН СССР присудил ему премию
им. К. А. Тимирязева за монографию «Минеральное
питание растений», а в 1957 (посмертно) —
премию за книгу «Физиологические основы
питания растений».
Сочинения
Минеральное питание растений.
М.-Л., 1940.
Физиологические основы питания
растений. М., 1955.
Физиология развития растений.
М., 1963.
Избранные труды по минеральному
питанию растений. М., 1971.
Литература
Д. А. Сабинин и его творческое наследие (по воспоминаниям современников). Новосибирск, 1979.
Дмитрий Анатольевич Сабинин в воспоминаниях современников. М.,1992.
Генкель П. А. Дмитрий Анатольевич Сабинин, 1889-1951. - М.: Наука, 1980.
ТИМИРЯЗЕВ Климент
Аркадьевич
ТИМИРЯ́ЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920), российский естествоиспытатель,
один из основоположников русской научной
школы физиологов растений, член-корреспондент
РАН (1917; член-корреспондент Петербургской
АН с 1890). Профессор Петровской земледельческой
и лесной академии (с 1871) и Московского
университета (1878-1911), ушел в отставку в
знак протеста против притеснений студенчества.
Депутат Моссовета (1920). Раскрыл закономерности
фотосинтеза как процесса использования
света для образования органических веществ
в растении. Труды по методам исследования
физиологии растений, биологическим основам
агрономии, истории науки. Один из первых
пропагандистов дарвинизма и материализма
в России. Популяризатор и публицист («Жизнь
растения», 1878; «Наука и демократия», 1920).
Происхождение, образование
Тимирязев родился в интеллигентной
дворянской семье. Происхождение фамилии
Тимирязевых связывают с именем ордынского
князя Темира-Гази (14 в.), потомки которого
служили на видных военных и гражданских
должностях в России. Его отец, сенатор,
был человеком республиканских взглядов
и поклонником Робеспьера. Мать — дочь
эмигрировавшей в Россию английской баронессы,
энергичная и предприимчивая женщина,
много усилий отдавшая воспитанию детей.
Тимирязев получил обычное для дворянских
семей домашнее образование с изучением
нескольких языков, увлекался химией,
литературой, музыкой, живописью. Вместе
с тем он с пятнадцати лет начал самостоятельно
зарабатывать средства на жизнь переводами.
В 1861 Тимирязев поступил в Петербургский
университет на камеральный факультет
(готовил чиновников по управлению государственными
имуществами), с которого вскоре перешел
на физико-маематический. За участие в
студенческих волнениях он был исключен
из университета, но за три года вольнослушателем
окончил (1865) его по естественнму отделению
физико-математического факультета, среди
преподавателей которого были А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, А. С. Фаминцин и другие выдающиеся ученые.
Под влиянием прогрессивных взглядов
своих учителей и коллег, а также революционно-демократического
движения 60-х годов Тимирязев становится
одним из видных представителей естественнонаучного
позитивизма (в духе О. Конта, философия которого оказала
на него большое влияние), горячим сторонником
демократических свобод в университетской
научной и общественной жизни. (Впоследствии
Тимирязев принял Октябрьскую революцию,
а в 1920 послал свою книгу «Наука и демократия» В. И. Ленину с надписью, в которой говорил
о счастье «быть его современником и свидетелем
его славной деятельности». Ленин ответил,
что «был прямо в восторге», читая замечания
Тимирязева «против буржуазии и за Советскую
власть.»).
Научная работа
В 1868 году Тимирязев командируется
за границу (Германия, Франция) для работы
в лабораториях Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельберге и Ж. Буссенго и М. Бертло в Париже (последнего Тимирязев
считал своим учителем). Период 1870-92 гг.
связан с преподаванием в Петровской земледельческой
и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная
академия имени К. А. Тимирязева). С 1878 по
1911 Тимирязев — профессор Московского
университета, из которого добровольно
ушел в отставку в знак протеста против
политики министерского начальства. Последние
десять лет жизни занимался литературно-публицистической
деятельностью.
Работы по фотосинтезу. Диссертации
По широте исследовательской
программы Тимирязев приближался к тем
ученым-энциклопедистам второй половины
19 в., интересы которых еще могли быть реализованы
в разных отраслях науки, научно-организационной
деятельности и популяризации знаний,
общей же гражданской установкой было
стремление соединить научное познание
с практикой и демократическими преобразованиями.
Движимый патриотической целью — способствовать
подъему земледельческого хозяйства в
России — первый период творческой деятельности
(1860-70-е гг.) Тимирязев посвящает исследованию фотосинтеза и засухоустойчивости растений.
Исходя из положения, что подлинная физиология
растений может быть создана только на
прочных основаниях физики и химии, он
провел оригинальные опыты по определению
составных частей спектра солнечного
света, участвующих в ассимиляции растением
углекислого газа и образовании органических
веществ. Исследованиями по специально
разработанной методике Тимирязев показал
функциональную связь между зеленой окраской
растений (наличием хлорофилла) и фотосинтезом, а также тонкими и тщательными
экспериментами доказал, что основное
значение имеют не желтые, субъективно
самые яркие лучи (вывод американского
ученого Дж. Дрейпера), а обладающие максимальной
энергией красные. Кроме того, он обнаружил
разную эффективность поглощения хлорофиллом
всех лучей спектра с последовательным
снижением по мере уменьшения длины волны.
Тимирязев предположил, что светоулавливающая
функция хлорофилла эволюционно возникла
сначала у морских водорослей, что косвенно
подтверждается наибольшим разнообразием
поглощающих солнечную энергию пигментов
именно у этой группы растений. Результаты
исследований фотосинтеза были представлены
в двух диссертациях: магистерской «Спектральный
анализ хлорофилла» (1871) и докторской «Об
усвоении света растением» (1875), публиковались
в отечественных и зарубежных изданиях.
Итог своим многолетним исследованиям
фотосинтеза Тимирязев подвел в так называемой
крунианской лекции «Космическая роль
растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903. В своей последней статье
он писал, что «доказать солнечный источник
жизни — такова была задача, которую я
поставил с первых же шагов научной деятельности
и упорно и всесторонне осуществлял ее
в течение полувека».