Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально - психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.
Существенно
улучшить и оптимизировать свои отношения
всестринском деле с пациентом,
выработать свой индивидуальный стиль
общения можно, развивая такие качества,
как аггракция,эмпатия и рефлек
Аттракция обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.
Рефлексия — это процесс
логического анализа проблем, поступков
и состояний собеседника, приводящий к
определенным обобщениям и выводам о нем.
Отмечено, что при общении двух человек
в сознании каждого из собеседников происходят
следующие рефлексивные процессы:
• «то, что я думаю о вас»;
• «то, что вы думаете о себе»;
• «то, что я думаю о самом себе»;
• «то, что вы думаете обо мне»;
• «то, что я думаю, что вы думаете обо
мне»;
• «то, что вы думаете, что я думаю о вас».
В процессе коммуникации человек является
ее самым подверженным помехам каналом.
Тем не менее информация чаще всего передается
именно через людей, что предполагает
определенные искажения в информационном
процессе. Адекватность восприятия информации
во многом зависит от наличия или отсутствия
в процессе общения коммуникативных
барьеров.
Общение в сестринском деле. Коммуникативные барьеры в процессе общения.
1. Информационные
барьеры:
• механический обрыв информации и возникающее
от этого ее искажение (например, палатную
медицинскую сестру, объясняющую пациенту
правила самоухода, срочно вызывают в
операционную
и она, не изложив до конца информацию,
уходит);
• неясность передаваемой информации,
в силу чего искажается изложенная и переданная
мысль (например, медицинская сестра рассказывает
о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный
период и использует при этом в разговоре
такое выражение, как «в течение 3 месяцев
вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая
не уточняет какую массу может поднимать
пациентка после 3 месяцев и не объясняет
правила ношения тяжестей);
• недостаток информации;
• информационная перегрузка (слишком
большой объем информации, слишком сложная
информация или недостаток времени для
восприятия информации);
• искажение информации.
2. Замещающе-искажающие
барьеры: принимающие
информацию ясно слышат передаваемые
слова, но придают им иное значение (например, медицинская
сестра говорит
пациенту о необходимости сдать кровь
на реакцию Вассермана для подготовки
к операции, а пациент начинает думать,
что у него венерическое заболевание). 3. Эмоциональные барьеры: люди, получая
какую-либо информацию, больше заняты
своими чувствами, предположениями, чем
реальными фактами. Слова в данном случае
являются сильным
эмоциональным зарядом, который порождает
разнообразные ассоциации, оказывающие
влияние на восприятие информации (например,
женщина очень трогательно относится
к своей беременности и будущему ребенку;
сообщение врача о том, что необходимо
делать аборт по медицинским показаниям,
вызывает у нее активный протест, она не
желает ничего слушать по этому поводу).
4. Барьеры
непонимания:
• фонетическое непонимание возникает,
когда участники общения говорят на разных
языках, диалектах или имеют дефекты речи
и дикции либо у них невыразительная быстрая
речь, речь-
скороговорка или речь с большим количеством
слов-паразитов;
• семантическое непонимание связано
с различиями в системах значений участников
общения — это проблема жаргона и сленга.
Известно, что даже в рамках одной и той
же культуры существует
множество микрокультур, каждая из которых
создает свое «поле значений» (например,
медицинские работники в разговоре с пациентами
употребляют такую фразу, как «глотать
лампочку»).
5. Стилистические
барьеры: несоответствие
стиля речи коммуникатора и ситуации общения
или стиля речи и психологического состояния
другой стороны (например, пациент может
не принять
критическое замечание в свой адрес, так
как оно будет высказано в несоответствующей
ситуации панибратской манере).
6. Логические
барьеры: логика
рассуждения, предлагаемая коммуникатором,
либо слишком сложна для восприятия, либо
кажется другой стороне неверной, либо
противоречит присущей ему
манере аргументирования (можно говорить
о «женской», «детской» или «мужской»
логике).
7. Барьеры
социально-культурных различий:
8. Сенсорные
барьеры:
• физические помехи (шум, большое расстояние,
физические преграды);
• отвлекающие моменты (телефонные звонки,
посетители, плохое самочувствие, все
новое и неожиданное, что вызывает реакцию
«что такое?»);
• дефекты органов чувств у кого-либо
из собеседников (плохой слух, плохое зрение).
9. Психологические
барьеры:
• недоверие к собеседнику;
• незаинтересованность в предмете разговора;
• погруженность в другие дела;
• убежденность в собственной правоте;
предубеждение;
• неуверенность в себе;
• самоуверенность;
• стремление настоять на своем;
• неумение слушать;
• неумение выражать свои мысли;
• привычка перебивать собеседника.
10. Социальные
барьеры:
• разный статус собеседников;
• ролевые ожидания (неудовлетворенные
надежды человека на определенную роль
в социуме, которая помогает самоутвердиться,
например иметь авторитет среди знакомых).
11. Организационные
барьеры:
• передача информации сверху вниз («размножение»
информации, эффект «испорченного телефона»,
задержка информации);
• передача информации снизу вверх (искажение,
потеря, задержка информации).
Организационные барьеры преодолеть труднее
всего, поскольку они связаны с политикой
учреждения, стилем управления, т.е. факторами,
очень мало зависящими от усилий отдельных
специалистов.
Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
Страница 1 из 2
Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.
Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность общениязависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.
Слушание неэффективно,
когда не обеспечивает правильною понимания
слов и чувств собеседника, создает
у говорящего ощущение, что его
не слышат, считают его переживания
смешными,
незначительными. Оно неэффективно и в
тех случаях, когда не обеспечивает продвижения
собеседников в понимании обсуждаемой
проблемы, не приводит к ее решению или
не способствует
установлению доверительных отношений.
Барьеры, мешающие
услышать собеседника:
• недоверие к сообщению в целом, если
реципиент считает, что коммуникатор допустил
ошибку;
• неприятие другого человека как личности;
• заключение по внешнему виду и/или по
манере изложения, стоит ли доверять сообщению;
• влияние собственных предпочтений на
слушание сообщения;
• ответ до того, как собеседник полностью
выскажет свою точку зрения;
• мысленная репетиция своего ответа,
вместо того чтобы направить все свое
внимание на то, о чем говорит собеседник;
• слушание ради согласия, а не ради понимания;
• отвлечения;
• желание быть правым, победить, оставить
за собой последнее слово;
• фильтрация сообщения через свои суждения
о том, как должно или не должно быть;
• захваченность собственными эмоциями;
• нежелание учитывать эмоциональное
состояние другого человека, его чувства,
переживания.
Эффективное
слушание — это сложный волевой
акт требующий от слушающего постоянного
внимания, заинтересованности, готовности
оторваться от собственных задач и вникнуть
в проблемы другого. Следует помнить, что
активно слушать человек может в среднем
15 мин.
Два вида эффективного слушания, различающихся
по ситуации их использования.
1. Нерефлексивное
слушание — умение
внимательно молчать, не вмешиваясь в
речь собеседника своими замечаниями
(используется, когда для говорящего важна
эмоциональная разрядка или
на этапах постановки проблемы, когда
она только формулируется говорящим).
Это слушание с активным использованием
невербальных средств — кивков, мимических
реакций, контакта глаз,
внимательного интереса и т.п.
2. Рефлексивное
слушание — объективная
обратная связь с говорящим, используемая
в качестве контроля точности восприятия
услышанного (используется в ситуациях,
когда говорящий нуждается
в реальной помощи, при решении определенных
проблем).
В данном случае это слушание с использованием
открытых и закрытых вопросов, перефразирование
слов собеседника, позволяющее изложить
ту же мысль другими словами, отражение
чувств и резюмирование.
Механизмом формирования позитивной среды
общения является предоставление больному
психической вентиляции, т.е. возможности
свободного непрерываемого рассказа о
его проблемах.
Пациенты, относящиеся к экстравертному
типу, открытые для общения, легко идут
на контакт с медицинской сестрой и добиваются
психической вентиляции. С пациентами,
относящимися к
интровертному типу, закрытыми для общения,
контакт затруднен, несмотря на их большую
потребность в психической вентиляции.
Процесс коммуникации упрощается в случае
возможности обратной связи — проясняющего
и очищающего от помех элемента коммуникации.
Она выполняет следующие функции:
• несет говорящему информацию о том,
как он воспринят в процессе общения, способствует
приобретению собственного «Я»;
• дополняет представление о собеседниках;
• корректирует поведение.
Механизм обратной связи предполагает
умение собеседника оценивать собственные
действия и делать вывод о том, что явилось
причиной определенной реакции партнера
на сказанные слова.
В общении медицинского работника с пациентом
или коллегой адекватность обратной связи
потребностям обоих собеседников — важное
и необходимое условие установления доверительных
отношений.