Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:03, реферат
В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровнях государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий.
1. Финансирование
1.1 Структура финансирования
В основе современной системы
Финансирование
1) бюджеты всех уровней;
2) средства предприятий,
3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;
4) фонды экологического
5) кредиты банков;
6) средства населения (в том
числе добровольные взносы
В доходную часть бюджетов всех уровней
зачисляются соответствующие
инвестиционных экологических
программ может предоставляться
финансовая помощь в виде субвенций
из федерального бюджета и внебюджетных
фондов. Порядок и условия
Внебюджетные целевые
Внебюджетные экологические
Общественные фонды охраны окружающей
среды образуются за счет средств
населения, добровольных взносов и
пожертвований общественных объединений
и других источников. Эти фонды
создаются общественными
На практике спектр привлекаемых средств
из различных каналов
Опираясь на опыт развитых стран, следует обратить внимание на довольно значительную дифференциацию источников средств, привлекаемых на природоохранные нужды. Так, в США финансирование в регионах ведется через субсидии федерального правительства; из фондов, формирующихся частью из общих государственных доходов; из местных поступлений (платежи за услуги по уборке отходов, пользование водоочистным оборудованием, загрязнение среды обитания); из средств, полученных по специальным безналоговым займам.
Использование собранных средств на финансирование природоохранной деятельности характеризуется целевой направленностью на проведение природоохранных мероприятий.
В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. На средства федерального бюджета осуществляются только природоохранные мероприятия, включенные в состав государственных программ. Централизованно за счет государства финансируется и основная деятельность природоохранных министерств и ведомств.
В общем объеме средств финансирования природоохранных мероприятий особое внимание уделяется доле капиталовложений — средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объемы капиталовложений природоохранного значения дифференцируются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются значительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-экономических, экологических условий. Структура источников финансирования капиталовложений в природоохранные мероприятия характеризуется в среднем по территории России следующими данными: средства бюджетов всех уровней — 43%, средства предприятий и организаций — 57%. Анализ динамики финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые закономерности: доля централизованных капиталовложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению, а доля средств предприятий и организаций — к увеличению.
Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотношения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах политику инвестирования природоохранной деятельности следует строить на основе собственных средств предприятий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.
Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут затраты на поддержание достигнутого высокого уровня качества окружающей среды, в то время как в России качество окружающей среды нельзя признать высоким.
В связи с тем что крупные инвестиции в защиту природной среды снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в явном виде не ведут к повышению материального уровня жизни населения, остается актуальным вопрос об оптимальной величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.
1.2 Экологические фонды
Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану
окружающей среды. Согласно Временному положению об образовании фондов охраны природы, их создание предусматривалось при краевых, областных, окружных, городских исполкомах Советов депутатов и советах министров автономных республик в целях финансирования межотраслевых и территориальных природоохранных мероприятий.
В 1990г. был создан экологический фонд России при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989—1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов «внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.
Главная цель создания внебюджетных
экологических фондов: формирование
автономной, независимой от госбюджета,
структуры доя
Задачи экологических фондов:
финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;
экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий;
содействие в развитии
Источники формирования экологических фондов:
платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;
средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;
средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;
средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;
6) добровольные взносы
Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.
Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80—85%.
Расходование средств
выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;
вложение средств в
долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;
выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом: 60% — на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% — регионального и 10% — федерального значения.
Ядро системы экологических фондов — Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда — разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной
политики:
разработка государственных и федеральных программ,
создание нормативно-правовой базы природопользования,
проектирование и развитие особо охраняемых территорий,
экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований,
поддержка территориальных органов и коллективов, осуществляющих природоохранные и природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные),
долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов,
финансовая поддержка
Заключение
Финансирование
Необходимость перехода от политики ликвидации ущерба окружающей среде к предотвращению ее загрязнения привели к усилению роли экономических рычагов в охране окружающей среды. Экономический механизм имеет целью оказание стимулирующего влияния на поведение загрязнителя и сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охране окружающей среды.
Информация о работе Финансирование природоохранной деятельности