Финансирование природоохранной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались на уровнях государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

природа.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)

1. Финансирование природоохранной  деятельности

1.1 Структура финансирования

В основе современной системы финансирования природоохранной деятельности лежит  плановая система охраны природы, которая  опиралась на систему централизованного  планирования экономики. На практике это  находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных  мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались  на уровнях государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий  определялась потребность в финансовых и материально-технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования — централизованного распределения  материально-технических ресурсов. Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла и о других источниках финансирования: бюджетах регионов, средствах министерств и ведомств, собственных средств предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Такая система была неэффективной — средств на решение экологических задач из госбюджета выделялось недостаточно, так как эти задачи не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в ее регулярности.Если в условиях административно-командного хозяйствования определяющую роль играло материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов) то в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения.Введение в 1989—1990 гг. таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и плата за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности.

Финансирование природоохранных  мероприятий и экологических  программ производится за счет следующих  источников средств (рис.1):

1) бюджеты всех уровней;

2) средства предприятий, учреждений  и организаций;

3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды;

4) фонды экологического страхования;

5) кредиты банков;

6) средства населения (в том  числе добровольные взносы иностранных  юридических лиц и граждан).

В доходную часть бюджетов всех уровней  зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование  природными ресурсами и загрязнение  окружающей среды (например, платежи  за пользование недрами, земельный  налог). Законодательством Российской Федерации установлено, что кроме  закрепленных и регулируемых доходов  из бюджета вышестоящего уровня в  бюджет нижестоящего могут поступать  дотации, субсидии, субвенции, которые  предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности —  на реализацию

инвестиционных экологических  программ может предоставляться  финансовая помощь в виде субвенций  из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций  регламентируются законодательством.Собственные средства предприятий формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий.

Внебюджетные целевые поресурсные фонды созданы для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. В 1990-х годах были сформированы следующие внебюджетные фонды: воспроизводства минерально-сырьевой базы, воспроизводства, охраны изащиты лесов, восстановления и охраны водных объектов.

Внебюджетные экологические фонды  как элемент системы поддержки  инвестиций в охрану окружающей среды  были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств  населения, добровольных взносов и  пожертвований общественных объединений  и других источников. Эти фонды  создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными  союзами РФ и расходуются исключительно  на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и использования  указанных фондов определяется общественными  объединениями, учредившими данные фонды.

На практике спектр привлекаемых средств  из различных каналов разнообразнее. Источниками финансирования природоохранной  деятельности могут быть различные  сочетания средств бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий, внебюджетные поресурсные и экологические фонды, кредиты банков, займы в иностранной валюте, средства населения.

Опираясь на опыт развитых стран, следует  обратить внимание на довольно значительную дифференциацию источников средств, привлекаемых на природоохранные нужды. Так, в  США финансирование в регионах ведется  через субсидии федерального правительства; из фондов, формирующихся частью из общих государственных доходов; из местных поступлений (платежи  за услуги по уборке отходов, пользование  водоочистным оборудованием, загрязнение  среды обитания); из средств, полученных по специальным безналоговым займам.

Использование собранных средств  на финансирование природоохранной  деятельности характеризуется целевой  направленностью на проведение природоохранных  мероприятий.

В бюджетах всех уровней финансирование природоохранных ме­роприятий и экологических программ выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. На средства федерального бюджета осуществляются только природоохранные ме­роприятия, включенные в состав государственных программ. Центра­лизованно за счет государства финансируется и основная деятельность природоохранных министерств и ведомств.

В общем объеме средств финансирования природоохранных меро­приятий особое внимание уделяется доле капиталовложений — средств, направляемых на создание природоохранных фондов. Объе­мы капиталовложений природоохранного значения дифференциру­ются по регионам и по объектам охраны. При этом наблюдаются зна­чительные колебания доли основных источников финансирования в общем объеме капиталовложений природоохранного значения. Это основано на различиях природно-климатических, социально-эконо­мических, экологических условий. Структура источников финансиро­вания капиталовложений в природоохранные мероприятия характе­ризуется в среднем по территории России следующими данными: средства бюджетов всех уровней — 43%, средства предприятий и орга­низаций — 57%. Анализ динамики финансирования природоохранных мероприятий по основным источникам финансирования позволяет выявить некоторые закономерности: доля централизованных капита­ловложений из бюджетов всех уровней имеет тенденцию к снижению, а доля средств предприятий и организаций — к увеличению.

Исходя из анализа существующей тенденции структурного соотно­шения источников финансирования природоохранной деятельности в отдельных регионах политику инвестирования природоохранной дея­тельности следует строить на основе собственных средств предприя­тий и организаций, средств экологических фондов, а также привлекая средства различных инвесторов.

Однако следует иметь в виду, что развитые страны в основном несут  затраты на поддержание достигнутого высокого уров­ня качества окружающей среды, в то время как в России качество окру­жающей среды нельзя признать высоким.

В связи с тем что крупные  инвестиции в защиту природной среды  снижают темпы экономического развития, так как они практически не дают производственной отдачи и в  явном виде не ведут к повышению  материального уровня жизни населения, остается актуальным вопрос об оптимальной  величине природоохранных инвестиций, поскольку на объем затрат влияет целый ряд факторов.

1.2 Экологические фонды

Государственные внебюджетные экологические  фонды были созда­ны для централизованного финансирования капиталовложений на охра­ну

окружающей среды. Согласно Временному положению об образова­нии фондов охраны природы, их создание предусматривалось  при краевых, областных, окружных, городских  исполкомах Советов депута­тов и советах министров автономных республик в целях финансирования межотраслевых и территориальных природоохранных мероприятий.

В 1990г. был создан экологический  фонд России при Государственном  комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и  районов совпа­ло с проведением эксперимента (1989—1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участ­вовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов «внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъек­тах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых ис­точников для осуществления инвестиционной природоохранной дея­тельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры доя централизованного  финансирования природоохранной деятель­ности. Приэтом важно отметить, что средства фондов дополняют бюд­жетные средства и средства предприятий-природопользователей (соб­ственные и заемные).

Задачи экологических фондов:

финансирование и кредитование программ и научно-техниче­ских проектов, направленных на улучшение качества окружающей при­родной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные меро­приятия и программы;

экономическое стимулирование рационального  природопользования, внедрения экологически чистых технологий;

 содействие в развитии экологического  воспитания и образования. 

 

Источники формирования экологических  фондов:

платежи предприятий, объединений  и организаций за выбросы и  сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, раз­мещение отходов и другие виды загрязнения;

штрафные платежи за аварийные  выбросы (сбросы) загрязняю­щих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

средства, взыскиваемые по искам для  возмещения ущерба, при­чиненного государству  нарушением природоохранного законодатель­ства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно  добытой посредством их при­менения;

средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных  средств фонда в деятельности других юридических лиц;

6) добровольные взносы предприятий,  учреждений, обществен­ных организаций и граждан (в том числе поступления от иностран­ных юридических и физических лиц).

Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной  деятельности, рекреа­ционных мероприятий, доходов от размещения природоохранных зай­мов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно сущест­вующей практике, составляла в приходной части фондов около 80—85%.

Расходование средств экологических  фондов должно иметь исключи­тельно целевую направленность — только на цели, связанные с приро­доохранной деятельностью. Основными направлениями использова­ния средств экологических фондов являются:

выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возврат­ной основе;

вложение средств в формирование начального капитала пред­приятий, создаваемых  для производства продукции природоохранно­го назначения;

долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических фондов распределялись следую­щим образом: 60% — на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% — регионального и 10% — федерального зна­чения.

Ядро системы экологических  фондов — Федеральный экологический  фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный  по постановлению Правительства  РФ. Основная цель деятельности фонда  — разработка и реализация федеральных  и межрегиональных программ и  привлечение для этого средств  территорий, предприятий, организаций  и других воз­можных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные на­правления инвестиционной

политики:

разработка государственных и  федеральных программ,

создание нормативно-правовой базы природопользования,

проектирование и развитие особо  охраняемых территорий,

экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюд­жетных ассигнований,

поддержка территориальных органов  и коллективов, осуществля­ющих природоохранные и природовосстановительные работы комп­лексного вида (многопрофильные),

долевое участие в разработке и  реализации проектов в области рационального  природопользования, ресурсосбережения  и переработ­ки отходов,

финансовая поддержка международного сотрудничества, прово­димого в рамках межгосударственных соглашений.

Заключение

Финансирование природоохранной  деятельности остается очень актуальной проблемой.

Необходимость перехода от политики ликвидации ущерба окружающей среде  к предотвращению ее загрязнения  привели к усилению роли экономических  рычагов в охране окружающей среды. Экономический механизм имеет целью оказание стимулирующего влияния на поведение загрязнителя и сбор финансовых ресурсов, необходимых для осуществления мер по охране окружающей среды.

Информация о работе Финансирование природоохранной деятельности