Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 01:02, курсовая работа
Сегодня автотракторные двигатели являются технически сложными устройствами. К двигателям в настоящее время предъявляются высокие требования. Они должны обладать приемлемыми мощностями и экономическими показателями, а также достаточной надежностью в работе. Особо важными на сегодняшний момент являются вопросы правильной организации эксплуатации автотракторных двигателей. В век электроники и полной компьютеризации технологических процессов инженер-механик должен в совершенстве владеть вопросами теории проектирования и практики эксплуатации двигателей. Целью данной курсовой работы является систематизация и закрепление имеющихся знаний по основным разделам дисциплины «Основы теории автотракторных двигателей».
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Выбор отношения радиуса кривошипа к длине шатуна_______________4
Выбор размеров и числа цилиндров______________________________4
Выбор камеры сгорания, коэффициента избытка воздуха и степени сжатия ______________________________________________________________6
Обоснование необходимости наддува дизельного двигателя и определение его давления ___________________________________________________6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДИЗЕЛЯ
Параметры рабочего тела ______________________________________7
Параметры окружающей среды и остаточных газов _________________8
Определение параметров рабочего цикла __________________________8
Построение и анализ индикаторной диаграммы ____________________13
Анализ результатов теплового расчета __________________________15
ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ_______________________________________________16
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
Определение сил, действующих на поршень и поршневой палец ______19
Определение сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала _____________________________________________________________22
Построение графика тангенциальной силы _______________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________24
ЛИТЕРАТУРА __________________________________
Рассчитываем значения крутящих моментов
где - крутящий момент на номинальном режиме.
при
Нм
при
при
при
Коэффициент приспособленности дизеля по моменту
Эффективная мощность
при
при
при
при
Часовой расход топлива на номинальном режиме
При работе на максимальном скоростном режиме :
а на режиме :
Значения , при других оборотах коленчатого вала определяем по построенному графику и заносим в таблицу 3.1.
Удельный расход топлива:
при
при
при
при
3.1.2. Построение регуляторной характеристики в функции
от эффективной мощности
На графике в принятом масштабе последовательно наносим зависимости (n,Mк,GТ,ge )=f(Ne). Все необходимые для их построения данные берутся из таблицы 3.1.
Регуляторная ветвь ge = f(n) здесь строится в диапазоне (0,4... 1,0)Ne=24..60.
Эксплутационный оценочный удельный расход топлива:
где - значение удельного расхода топлива на регуляторной ветви характеристики в диапазоне от 50 до 100% номинальной мощности через равные промежутки; .
3.1.3.
Построение регуляторной
от крутящего момента
Регуляторная характеристика в функции от крутящего момента строится только при тяговом расчете трактора.
На графике в принятом масштабе строятся зависимости (n, Ne, GТ, ge) = f(Mк). Данные для построения соответствующих зависимостей берутся из таблицы 3.1.
Регуляторная ветвь ge = f(n) строится аналогично ее построению на графике регуляторной характеристики в функции от эффективной мощности.
4. Динамический расчёт двигателя
4.1. Определение сил, действующих на поршень и поршневой палец
Сила давления газов определяется по формуле:
где - текущее значение давление газов по индикаторной диаграмме, .
- диаметр цилиндра, .
Справа от свернутой диаграммы изображаем оси развернутой диаграммы. При этом ось абсцисс развернутой диаграммы смещаем вверх по вертикали относительно оси абсцисс свернутой диаграммы на величину атмосферного давления Р0.
Отрезок Vh, представляющий рабочий объем цилиндра и в то же время в соответствующем масштабе ход поршня, делим пополам и радиусом, равным половине Vh, описываем полуокружность из точки Ц. Вправо от точки Ц откладываем отрезок ЦБ (л), равный =
Из точки Б – полюса Брикса – произвольным радиусом описываем вспомогательную полуокружность и делим ее на 6 частей (через 30°). Из полюса Брикса через деления вспомогательной полуокружности проводим лучи до пересечения с основной полуокружностью.
Точки пересечений сносим (проецируем) на перпендикуляры, восстановленные к оси абсцисс развернутой диаграммы из точек, соответствующих углам поворота кривошипа коленчатого вала.
Кривая, проведенная через полученные точки, является развернутой индикаторной диаграммой за рабочий цикл.
Например, при МПа
Сила инерции
возвратно-поступательно
где - сила инерции первого порядка, период изменения которой равен одному обороту коленчатого вала ;
- сила инерции второго порядка,
период изменения которой
С учётом правила знаков
Входящая в уравнение масса движущихся возвратно-поступательно деталей КШМ, может быть при ориентировочных расчётах представлена суммой , где - масса поршневого комплекта , а - масса шатуна .
Значит и принимаем, ориентируясь табличными данными [4, стр.57] в зависимости от диаметра цилиндра .
Так как и согласно таблице , то выбираем .
Угловая частота вращения коленчатого вала берётся при номинальном скоростном режиме двигателя, т. е.
Радиус кривошипа пример расчёта , при .
Результаты расчета удельных сил инерции заносим в таблицу 4.1:
Таблица 4.1
Угол поворота α, град |
cosα + λcos2α |
Pj, Н |
Угол поворота α, град |
0 |
1,28 |
-41195 |
360 |
30 |
1,006 |
-32378 |
330 |
60 |
0,36 |
-11586 |
300 |
90 |
-0,28 |
9011 |
270 |
120 |
-0,64 |
20597 |
240 |
150 |
-0,73 |
23494 |
210 |
180 |
-0,72 |
23172 |
180 |
Суммарная удельная сила, действующая на поршень, определяется как алгебраическая сумма сил, соответствующих углам поворота коленчатого вала:
Pрез = Pг+ Pj.
Например, при 0:
Силы инерции от вращательно движущихся масс (Н)
Рs = -mшк·R·ω2·10-6,
где mшк = 0,725mш = 0,725·8 = 5,8.
Рs = -5,8·0,074·(230,3)2·10-6 = -0,0023 Н.
Результаты расчёта сил и сводим в таблицу 4.1.
Таблица 4.1
Результаты динамического расчёта
град |
Силы, | |||||||||
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
0 |
-350 |
-50145 |
-11032 |
-61177 |
-67527 |
0 |
-67527 |
-67527 |
-35469 |
32058 |
30 |
187 |
-43124 |
-5516 |
-48640 |
-48453 |
-28981 |
-39439 |
-48748 |
80318 | |
60 |
187 |
-25072 |
5516 |
-19556 |
-19369 |
-18685 |
-6441 |
-19764 |
45886 | |
90 |
187 |
0 |
-11032 |
-11032 |
-10845 |
-10906 |
2457 |
-11180 |
34766 | |
120 |
187 |
-25072 |
5516 |
-19556 |
-19369 |
-14920 |
12961 |
-9764 |
27004 | |
150 |
187 |
-32092 |
7722 |
-24370 |
-24183 |
-9814 |
22368 |
-24427 |
16369 | |
180 |
187 |
50145 |
11032 |
61177 |
61364 |
0 |
-61364 |
61364 |
96833 | |
210 |
241,8 |
-32092 |
7722 |
-24370 |
-24128,2 |
9792 |
22317 |
-24371 |
16396 | |
240 |
582,3 |
-25072 |
5516 |
-19556 |
-18973,3 |
14615 |
12696 |
-19360 |
27059 | |
270 |
1578,9 |
0 |
-11032 |
-11032 |
-9453,1 |
9506 |
2142 |
-9745 |
34656 | |
300 |
4081,2 |
-25072 |
5516 |
-19556 |
-15474,8 |
14927 |
-5145 |
-15789 |
43270 | |
330 |
22782,4 |
-43124 |
-5516 |
-48640 |
-25857,6 |
15455 |
-21046 |
-26118 |
58590 | |
360 |
53128 |
-50145 |
-11032 |
-61177 |
-8049 |
0 |
-8049 |
-8049 |
43518 | |
375 |
77000 |
-50145 |
-9487 |
-59632 |
17368 |
5496 |
16660 |
17543 |
19576 | |
390 |
62388,7 |
-25072 |
5516 |
-30558 |
31830,7 |
19038 |
25908 |
32151 |
21303 | |
420 |
23143,1 |
-37608 |
-5516 |
-43124 |
-19980,9 |
-19274 |
-6644 |
-20387 |
46314 | |
450 |
11873 |
0 |
-11032 |
-11032 |
841 |
845 |
-190 |
867 |
35669 | |
480 |
6711,8 |
25072 |
5516 |
30588 |
37267,8 |
28708 |
-24938 |
38027 |
66881 | |
510 |
2017,9 |
43124 |
5516 |
48640 |
50657,9 |
20558 |
-46856 |
51168 |
84853 | |
540 |
1782,7 |
50145 |
11032 |
61177 |
62959,7 |
0 |
-62959 |
62959 |
98428 | |
570 |
500 |
43124 |
5516 |
48640 |
49140 |
-19546 |
-45453 |
49636 |
83249 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
600 |
187 |
25072 |
5516 |
30588 |
30775 |
-23707 |
-20583 |
31403 |
60869 | |
630 |
187 |
0 |
-11032 |
-11032 |
-10845 |
10906 |
2457 |
-11077 |
34776 | |
660 |
187 |
-25072 |
5516 |
-30588 |
-30401 |
29327 |
-10109 |
-31021 |
54198 | |
690 |
187 |
-43124 |
-9928 |
-53052 |
-52865 |
31620 |
-43030 |
-53398 |
84628 | |
720 |
-298 |
-50145 |
11032 |
-61177 |
-61475 |
0 |
-61475 |
-614475 |
96944 |
Силы и определить необходимо и графически. Для этого из общего центра О проводим две полуокружности. Одна радиусом , в масштабе и другую радиусом . Проводим ряд лучей под углами и т. д. к вертикали. Вертикальные проекции отрезков лучей, пересекающих первую окружность, дают в принятом масштабе значении сил , а проекции тех же лучей, пересекающих вторую окружность при соответствующих углах поворота коленчатого вала, дают значения сил , при углах поворота соответственно вдвое меньших.
Проводим через центр О горизонтальную прямую и откладываем на ней значения углов поворота коленчатого вала за рабочий цикл .
По точкам пересечения указанных проекций с ординатами, проходящими через соответствующие значения углов на оси абсцисс, строим кривые и а затем суммируем ординаты кривых, получаем кривую результирующей силы инерции .
4.2. Определение сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала
На шатунную шейку действуют две силы: направленная по шатуну , как составляющая силы , приложенная к поршневому пальцу; центробежная сила инерции , создаваемая редуцированной к кривошипу частью массы шатуна.
Геометрическая сумма и дает результирующую силу , действующую на шатунную шейку от одного цилиндра.
Силы и рассчитываются по следующим формулам:
где - угол отклонения оси шатена от оси цилиндра при повороте коленчатого вала на угол ; ; с учетом правила знаков.
Силу раскладываем на две составляющие: силу , направленную по радиусу кривошипа, и тангенциальную силу , перпендикулярную радиусу кривошипа:
Например, при .
Значения и принимаются по таблице [4, стр.43].
Аналогично, при
Тогда при
Сила подсчитывается по формуле
при
По результатам расчетов строится график суммарной силы нагружающей шатунную шейку.
4.3. Расчет момента инерции и параметров маховика
Строим график тангенциальной силы действующей на шатунную шейку коленчатого вала от одного цилиндра за рабочий цикл.
Определяем среднюю ординату:
где - суммарная площадь всех участков диаграммы, расположенных над осью абсцисс,
- под осью абсцисс,
- длина диаграммы в
Так как то
Так как у нас многоцилиндровый двигатель то необходимо строить график суммарной тангенциальной силы, приложенной к коленчатому валу от всех цилиндров. На график тонкими линиями наносятся графики тангенциальных сил четырех цилиндров, смещенные по оси абсцисс на (при порядке работы цилиндров [4, стр. 44]). Ординаты обоих графиков алгебраически складываются и строится кривая суммарной тангенциальной силы левого и правого цилиндров действующих на одну шейку коленчатого вала.
5. техническая характеристика двигателя
Таблица 5.1 – Технические характеристики проектируемого двигателя
и двигателя-прототипа
№ п./п. |
Показатели |
Двигатель | |
проектируемый |
прототип | ||
1 |
Марка |
ЯМЗ 8481.04 |
Д-243 |
2 |
Номинальная мощность, кВт |
308,8 |
60 |
3 |
Номинальная частота вращения, мин-1 |
2000 |
2200 |
4 |
Степень сжатия |
16,0 |
16,0 |
5 |
Число цилиндров |
8 |
8 |
6 |
Диаметр цилиндра, мм |
120 |
110 |
7 |
Ход поршня, мм |
148 |
125 |
8 |
Литраж двигателя, л |
2,260 |
4,75 |
9 |
Литровая мощность, кВт/л |
7,66 |
8 |
10 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 (1-2-3-4) |
1-3-4-2 (1-2-3-4) |
11 |
Способ смесеобразования |
внутреннее |
внутреннее |
12 |
Часовой расход топлива, кг/ч |
69 |
16 |
13 |
Удельный эффективный расход топлива, г/кВтч |
228,6 |
220 |
14 |
Марка топлива |
ДТ |
ДТ |