Анализ выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Электроприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации и ведения бухгалтерского учета реализации готовой продукции, их оценка. Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть понятие готовой продукции, методы ее оценки;
ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и принципами отражения готовой продукции в бухгалтерской отчетности;
рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета готовой продукции на складах и в бухгалтерии, организацию отчетности материально-ответственных лиц;
провести анализ выпуска и реализации готовой продукции.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа реализации готовой продукции 5
1.1. Цели и задачи бухгалтерского учета и анализа реализации готовой продукции 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование и оценка учета готовой продукции 8
1.3. Осуществление и порядок учета реализации готовой продукции 13
2. Организация бухгалтерского учета продажи готовой продукции на ОАО «Электроприбор» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности на ОАО «Электроприбор» 18
2.2. Документальное оформление и аналитический учет реализации готовой продукции на ОАО «Электроприбор» 22
2.3. Синтетический учет реализации готовой продукции на ОАО «Электроприбор» 25
2.4. Отражение готовой продукции и ее продажа в бухгалтерской отчетности 31
3. Анализ выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Электроприбор» 34
3.1. Анализ динамики и структуры выпуска и продажи готовой продукции 34
3.2. Факторный анализ реализации готовой продукции 39
Заключение 43
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 81-о.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

 

3.  Анализ выпуска и продажи готовой продукции в                                         ОАО «Электроприбор»

3.1. Анализ динамики  и структуры выпуска и продажи  готовой продукции

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета темпов роста и прироста. Данные для заполнения таблицы приведены из анализа счета 43 (в корреспонденции со счетом 20) – выпуск готовой продукции, данные о реализации содержатся в анализе счета 43 (в корреспонденции со счетом 90) за 2011-2012 годы (Приложения 12,16).

Таблица 3.1

Динамика производства и реализации продукции ОАО «Электроприбор» за 2011-2012 г..

(тыс. руб.)

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение,

(+,-)

Темп

изменения, %

Производство продукции

137962

183750

45788

133,19

Реализация продукции

151226

195986

44760

129,60

Соотношение производства и реализации, раз

1,10

1,07

-

-


 

Как видно приведенных данных, в 2012 году наблюдается рост производства и реализации готовой продукции. При этом темп роста производства выше темпа роста реализации – 133,19% против 129,6%.

Прирост производства продукции составил 45788 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом, реализации – на 44760 тыс. руб.

Расчеты показали, что в 2011 году реализация продукции превысила объемы производства, общество распродавало свои запасы и в условиях кризиса сдерживало производство. Однако на фоне подъема экономики в 2012 году, повышающегося спроса, а также учитывая ситуацию 2011 года (объем продаж превысил объем производства), обществом было принято решение увеличить выпуск продукции. Так если в 2011 году объем продаж в 1,10 раз превышал объем производства, то в 2012 году продажи составили 107% от объема производства.

Рассмотрим брак произведенной продукции по данным анализа счета 28 (Приложения 11,17), а также счета 43 (Приложения 12,16) выделим процент бракованных изделий в общей сумме производства продукции.

Таблица 3.2

Анализ бракованной продукции ОАО «Электроприбор»

за 2011-2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Изменение,

(+,-)

Темп

Изменения, %

Производство продукции, всего тыс. руб.

137962

183750

45788

133,19

Брак производства, тыс. руб.

167

324

157

193,55

в том числе исправимый, тыс. руб.

167

324

157

193,55

Удельный вес брака, %

0,12

0,18

0,05

145,32

в том числе исправимый, %

0,12

0,18

0,05

145,32


 

Как видно из расчетов и приложений, общество полностью исправляет брак – на финансовый результат брак не относят. Доля бракованной продукции в 2012 году составила 0,18%. Что больше, чем в  2011 году, однако все равно меньше 1%, что косвенно свидетельствует о высоком качестве продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Оценить ассортимент продукции общества не представляется возможным, так как номенклатура выпускаемой продукции очень обширная.

По данным сайта ОАО «Электроприбор» ассортимент продукции включает в себя несколько групп:

  • стрелочные приборы;
  • цифровые приборы;
  • преобразователи измерительные;
  • шунты и добавочные сопротивления;
  • трансформаторы тока;
  • прочее.

Однако учет ведется по более расширенной номенклатуре – в разрезе цехов, участков, наименований. При этом сформировать оборотно-сальдовые ведомости именно по продажным группам по данным бухгалтерии не представляется возможным.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

  • новой продукции в общем ее выпуске;
  • высшей категории качества;
  • сертифицированной и несертифицированной продукции;
  • аттестованной и неаттестованной продукции;
  • продукции соответствующей мировым стандартам;
  • забракованной продукции и зарекламированной продукции;
  • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Многие экономисты склоняются к тому, что анализ качества целесообразно осуществлять на стадии проектирования производства. Однако для ОАО «Электроприбор» проанализировать данные показатели по данным бухгалтерского учета не представляется возможным, так как данные о сертификации продукции общества имеются в только в экономическом отделе. На сайте ОАО «Электроприбор» также размещена информация о сертификации продукции, размещены копии сертификатов.

Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели — это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции заi-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

Один из наиболее распространенных показателей -коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

На основании поквартального анализа счета 43 построим таблицу 3.3 и рассчитаем данные коэффициенты. При этом плановым  коэффициентом ритмичности будет 25% (100% : 4 квартала).

Таблица 3.3

Ритмичность выпуска и продажи продукции ОАО «Электроприбор» по кварталам 2012 г.

Квар-тал

Данные учета

Удельный вес продукции

Доля продукции,

зачтенная в выполнение плана

по ритмичности, %

 

выпуск

продукции,

тыс. руб.

продажа

продукции,

тыс. руб.

план

выпуск

продукции,

тыс. руб.

продажа

продукции,

тыс. руб.

выпуск

продукции,

тыс. руб.

продажа

продукции,

тыс. руб.

1

35673

33357

25,00

19,41

17,02

19,41

17,02

2

42659

48679

25,00

23,22

24,84

23,22

24,84

3

49361

54860

25,00

26,86

27,99

25,00

25,00

4

56058

59090

25,00

30,51

30,15

25,00

25,00

Всего

за год

183750

195986

100,0

100,00

100,00

92,63

91,86


 

Таким образом, в 2012 году коэффициент ритмичности производства  составил 92,63%, а коэффициент ритмичности продаж – 91,86%.

Коэффициент вариации (Kв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции [45, С. 58]:

       (3.1),

где 

х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания; 

п — число суммируемых плановых заданий; 

х —среднедекадное задание по графику.

Проведем расчеты:

0,514

0,199

 

Полученные данные означают, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 51,4%, а продажа на 19,9%.

Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции, не произведенной в установленные сроки или произведенной с нарушением установленных сроков. Следовательно, аритмичность связана либо с недовыполнением плана производства, либо с его перевыполнением за определенные отрезки времени.

Коэффициент аритмичности это величина, равная единице за минусом коэффициента ритмичности.

Недовыполнение имеет свои недостатки, поэтому коэффициент аритмичности – показатель, отрицательно характеризующий организационно-технический уровень производств. Он является существенным дополнением к качественной характеристике уровня организации производства. Наиболее высок этот показатель на предприятиях, работающих неритмично или имеющих заниженные плановые задания. В ОАО «Электроприбор» в 2011 году наблюдается рост данного коэффициента, что свидетельствует о снижении ритмичности.

В практике хозяйствования этот показатель используется довольно редко. Использование его для комплексной оценки хозяйствования деятельности бригад, цехов, заводов и т.п. способствовало бы повышения организационно-технического уровня производства.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

 

 

 

3.2. Факторный анализ  реализации готовой продукции

 

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн+ТП=РП+ГПк        (3.2),

Отсюда

РП=ГПн+ТП-ГПк    (3.3)

где:

ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Анализ факторов изменения объема продукции ОАО «Электприбор»

за 2011-2012 гг..

(тыс. руб.)

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение, (+,-)

Остаток готовой продукции на начало года

53031

39121

-13910

Выпуск продукции

137962

183750

45788

Остаток готовой продукции на конец года

39121

26565

-12556

Отгрузка продукции

151226

195986

44760

Остаток отгруженных товаров

     

На начало года

-

-

-

На конец года

-

-

-

Реализация продукции

151226

195986

44760


 

Из таблицы видно, что рост реализации продукции произошел за счет увеличения ее выпуска. Положительное влияние на объем продаж оказало снижение остатков готовой продукции на складах предприятия.

По данным бухгалтерской отчетности общества (Приложения 1-3) составим таблицу 3.4 и проведем факторный анализ изменения выручки от продаж. Для построения таблицы также использовались данные таблицы 2.1

 

Таблица 3.5

Информация о работе Анализ выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Электроприбор»