Анализ денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью анализа денежных средств является получение необходимого объема их параметров, дающих объективную, точную и своевременную характеристику направлений их поступления и расходования, объемов, состава, структуры, объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, оказывающих различное влияние на изменение денежных потоков. Задачами анализа денежных средств организации являются: • оценка оптимальности объемов денежных потоков организации; • оценка денежных потоков по видам хозяйственной деятельности; • оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств; • оценка динамики потоков денежных средств; • выявление и измерение влияния различных факторов на формирование денежных потоков;

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.отчетн.контрол.вариант1.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

 

  1. Можно выделить несколько значений понятия денежный поток (cash flow). На статическом уровне это количественное выражение денег, имеющихся в распоряжении субъекта (предприятия или лица) в данный конкретный момент времени — «свободный резерв». Для инвестора cash flow - ожидаемый в будущем доход от инвестиций (с учетом дисконта). С точки зрения руководства предприятия, на динамическом уровне, cash flow представляет собой план будущего движения денежных фондов предприятия во времени либо сводку данных об их движении в предшествующих периодах. В каждом случае cash flow означает фактическое движение финансовых средств.

Цель анализа денежных потоков — это, прежде всего, анализ финансовой устойчивости и доходности предприятия. Его исходным моментом является расчет денежных потоков, прежде всего, от операционной (текущей) деятельности.

Денежный поток характеризует  степень самофинансирования предприятия, его финансовую силу, финансовый потенциал, доходность.

Финансовое благополучие предприятия во многом зависит от притока денежных средств, обеспечивающих покрытие его обязательств. Отсутствие минимально-необходимого запаса денежных средств может указывать на финансовые затруднения. Избыток денежных средств может быть знаком того, что предприятие терпит убытки.

Причем причина этих убытков  может быть связана как с инфляцией и обесценением денег, так и с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода. В любом случае именно анализ денежных потоков позволит установить реальное финансовое состояние на предприятии.

Анализ денежных потоков  является одним из ключевых моментов в анализе финансового состояния предприятия, поскольку при этом удается выяснить, смогло ли предприятие организовать управление денежными потоками так, чтобы в любой момент в распоряжении фирмы было достаточное количество наличных денежных средств.

Анализ денежных потоков  удобно проводить при помощи отчета о движении денежных средств. Согласно международному стандарту IAS7 этот отчет формируется не по источникам и направлениям использования средств, а по сферам деятельности предприятия — операционной (текущей), инвестиционной и финансовой. Он является основным источником информации для анализа денежных потоков.

Отчет о движении денежных средств составляется для того, чтобы наглядно увидеть воздействие текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации на состояние ее денежных средств за определенный период и позволяет объяснить изменения денежных средств за этот период.

Денежные средства — это наиболее ликвидная часть активов организации, представляющая собой наличные и безналичные платежные средства в российской и иностранной валюте; легко реализуемые ценные бумаги, а также платежные и денежные документы.

Денежные средства включают денежную наличность и вклады до востребования; эквиваленты денежных средств — краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности.

В соответствии с российскими  правилами в отчет о движении денежных средств включается информация о наличных и безналичных денежных потоках организаций. Денежный поток — это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации. Поступление (приток) денежных средств называется положительным денежным потоком. Выбытие (отток) денежных средств называется отрицательным денежным потоком. Разность между положительным и отрицательным денежными потоками по каждому виду деятельности или по хозяйственной деятельности организации в целом называется чистым денежным потоком (нетто-результатом).

Понятие «денежный поток» является обобщающим и включает в свой состав большое количество разнообразных видов потоков денежных средств, возникающих в процессе функционирования организации.

  Одним из условий осуществления нормальной жизнедеятельности организация является обеспеченность оптимальным объемом денежных средств. Недостаток денежных средств может оказать серьезное негативное влияние на деятельность организации, результатом может стать неплатежеспособность, снижение ликвидности, убыточность и даже прекращение функционирования организации в качестве хозяйствующего субъекта рынка. Избыток денежных средств также может иметь отрицательные последствия для организации, так как избыточная денежная масса, не вовлеченная в производственно-коммерческий оборот, не приносит дохода.

Кроме того, на реальную стоимость  денег влияют инфляционные процессы, обесценивая их во времени.

Для принятия оптимальных  управленческих решений, связанных  с движением денежных средств, для достижения наилучшего эффекта хозяйственной деятельности руководству организации нужна постоянная осведомленность о состоянии денежных средств. Следовательно, необходимы систематический детальный анализ и оценка денежных потоков организации.

Целью анализа денежных средств является получение необходимого объема их параметров, дающих объективную, точную и своевременную характеристику направлений их поступления и расходования, объемов, состава, структуры, объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, оказывающих различное влияние на изменение денежных потоков.

Задачами анализа денежных средств организации являются:

• оценка оптимальности  объемов денежных потоков организации;

• оценка денежных потоков по видам хозяйственной деятельности;

• оценка состава, структуры, направлений движения денежных средств;

• оценка динамики потоков денежных средств;

• выявление и измерение  влияния различных факторов на формирование денежных потоков;

• выявление и оценка резервов улучшения использования денежных средств;

• разработка предложений  по реализации резервов повышения эффективности  использования денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бухгалтерская отчетность является основным документом, из которого внутренние и, самое главное, внешние пользователи получают необходимые для принятия своих решений сведения о финансово-хозяйственной деятельности компании. О качестве представляемой в отчетности информации не в последнюю очередь можно судить по пояснительной записке. Чтобы облегчить труд бухгалтера по ее составлению, поговорим о тех данных, которые нужно в ней раскрыть.

Пояснительная записка является обязательной частью бухгалтерской  отчетности всех компаний, что предусмотрено  Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". Исключение составляют:

  • бюджетные организации;
  • общественные организации, которые не ведут предпринимательской деятельности и не имеют оборотов по реализации, кроме выбывшего имущества;
  • субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку (право не включать записку в состав отчетности в этом случае закреплено за малыми предприятиями в Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности);
  • организации, применяющие УСН (по той причине, что они освобождены от ведения бухгалтерского учета).

Само название "пояснительная  записка" говорит о том, что  этот документ наряду с формами N 3 - 6 приложений к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  служит для пояснений к основным формам (N 1 и 2) бухгалтерской отчетности. Об этом сказано в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организаций" (ПБУ 4/99).

Бухгалтер, который приступил  к подготовке пояснительной записки, прежде всего, должен помнить о цели создания этого документа. Предназначен он для того, чтобы обеспечить пользователей  дополнительными данными, которые  нецелесообразно включать в основные формы отчетности, но без которых  они не смогут реально оценить  финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности за отчетный период и изменения в ее финансовом положении.

Достоверно и полно  представить сведения о финансовом состоянии организации означает выполнить все требования нормативно-правовых актов о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности. Такие  требования установлены в 3 перечисленных  выше нормативных документах, а также  в действующих ПБУ (практически  в каждом из которых имеется раздел "Раскрытие информации в бухгалтерской  отчетности").

Таким образом в пояснительной  записке как минимум должна быть приведена информация о данных, наличие  которых в бухгалтерской отчетности регламентировано законодательством, но которые не нашли отражения  в формах годовой бухгалтерской  отчетности. В преамбуле записка  должна содержать указание на то, что  бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета. В случае отступления от этих правил необходимо указать причину, их вызвавшую. Обратите внимание, что в пояснительной  записке к формам бухгалтерской  отчетности информация должна раскрываться (как и в самих этих формах) с учетом принципа существенности.

Информация считается  существенной (и, значит, ее отражение  необходимо), если ее отсутствие может  повлиять на принимаемые на основе бухгалтерской отчетности экономические  решения пользователей. Критерии уровня существенности показателей отчетности компания устанавливает самостоятельно.

Действующие нормативные  акты устанавливают лишь общие требования к содержанию пояснительной записки. При этом отражение одних сведений в ней носит обязательный характер, а других - рекомендательный. Но и  некоторые из обязательных данных включаются только в том случае, если они  имели место в отчетном периоде.

Если компания является акционерным  обществом (АО), то в записке ей необходимо раскрыть еще и информацию, характерную  только для АО. Она касается количества выпущенных и оплаченных (не оплаченных или оплаченных частично) акций; номинальной стоимости акций, принадлежащих обществу, а также его дочерним и зависимым предприятиям. Раскрытия также требует информации о дополнительной эмиссии акций. В обязательном порядке общество приводит в пояснительной записке фамилии и должности членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения.

Что же касается структуры  пояснительной записки, то она может  быть произвольной, так же как объем  и форма представленного в  ней материала. Их компания определяет самостоятельно, с учетом конкретных пользователей данной информации. Тем  не менее, целесообразно придерживаться определенной последовательности в  изложении ее материалов. Для этого  ее удобно разделить на разделы.

Процесс составления пояснительной  записки можно условно разделить  на три основных этапа:

первый этап - анализ требований к содержанию записки, установленный  действующими нормативными актами, и  других требований;

второй этап - выбор необходимых  разделов (информационных блоков) записки; сбор, обработка и редактирование информации для включения в соответствующие  разделы; выбор формы подачи информации, подготовка графического материала;

третий этап - составление  и подписание окончательного варианта записки; утверждение ее в составе  годовой отчетности высшим органом  управления организацией.

Следует отметить, что каждая организация должна разработать  собственные показатели, отражающие результативность ее деятельности, качество работы, эффективность и другие аспекты, связанные с отраслевой принадлежностью  компании, спецификой ее деятельности, размерами. Именно на основе таких показателей  будут приниматься важнейшие  решения как со стороны менеджмента  и собственников, так и со стороны  внешних пользователей. В основе таких показателей - стратегия компании и формулировка конкретных целей на определенный срок.

Для того чтобы было удобнее составлять и воспринимать пояснительную записку, ее можно разбить на разделы, например:

  1. Общие сведения об организации;
  2. Учетная политика;
  3. Сведения об отчетности;
  4. Расшифровка отдельных показателей отчетности;
  5. Сведения об аффилированных лицах;
  6. События после отчетной даты;
  7. Условные факты хозяйственной деятельности;
  8. Государственная помощь и безвозмездное получение;
  9. Информация по сегментам;
  10. Информация по прекращаемой деятельности;
  11. Сведения о совместной деятельности;
  12. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли;
  13. Информация, раскрываемая акционерными обществами;
  14. Информация о научно-исследовательской деятельности;
  15. Прочая информация.

Информация о работе Анализ денежных средств