Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:16, курсовая работа
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат — прибыль — сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективности предприятия.
Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа рентабельности предприятия, так как рентабельность позволяет выявить большое число тенденций развития. Анализ рентабельности призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры.
В настоящее время нет единого мнения в вопросах определения рентабельности, ее анализа и планирования. Отсутствует единая терминология, а методики расчета одних и тех же показателей различны. Существующая разноплановость в определении рентабельности свидетельствует лишь об актуальности рассматриваемой темы.
Целью данной курсовой работы является проанализировать рентабельность деятельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ» с целью улучшения эффективности производства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.1
По мнению других авторов:
Рентабельность (англ. profitability, profitableness) - показатель эффективности производства на предприятии, в объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить за эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.4 Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Коэффициент рентабельности |
Расчет |
Что отражено |
Активов |
Чистая прибыль / величина активов |
Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы |
Собственного капитала |
Чистая прибыль / Величина собственного капитала |
Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов) |
Затрат |
Чистая прибыль / Себестоимость проданной продукции |
Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль общей себестоимости проданной продукции |
Производства |
Прибыль от продаж / Себестоимость проданной продукции |
Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) |
Продаж |
Прибыль от продаж / Выручка от продаж |
Величина прибыли от продаж , полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) |
Информация о работе Анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «ОМКБ»