Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:08, реферат
Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из трех глав. Первая глава посвящена рассмотрению сущности рентабельности, здесь же определены факторы повышения рентабельности. Во второй главе проведен анализ рентабельности производства, реализации продукции и капитала, а также рассмотрен анализ маржинального дохода и точки безубыточности. В третьей главе раскрыта методика расчета резервов увеличения прибыли и рентабельности, определены пути повышения рентабельности на предприятии.
Введение
1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике
1.1 Сущность рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Факторы повышения рентабельности
2. Анализ рентабельности объема производства ЧУП «Цветлит»
2.1 Экономико-организационная характеристика объекта исследования
2.2 Анализ рентабельности
2.3 Анализ маржинального дохода и точки безубыточности
2.4 Анализ показателей рентабельности капитала
3. Направления повышения уровня рентабельности ЧУП «Цветлит»
3.1 Методика расчета резервов увеличения прибыли и рентабельности
3.2 Пути повышения рентабельности на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Факторы изменения эффективности
использования оборотных
Таким образом, основные направления повышение рентабельности на ЧУП «Цветлит» заключаются в применении новых подходов к управлению финансовыми отношениями, а в частности опора на инициативу самого руководства предприятия, учет при оценке работы предприятия реальных условий и особенности коллектива. Все это создаст условия для реального роста прибыли и рентабельности, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
Заключение
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Рентабельность – это
Рентабельность более полно, чем
прибыль отражает окончательные
результаты хозяйствования, так как
ее величина показывает соотношение
эффекта с наличными или
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Все показатели рентабельности можно объединить в 5 основных групп: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность капитала и прочие показатели рентабельности.
Анализ рентабельности ЧУП «Цветлит»
показывает, что в предприятие
имеет высокий уровень
Так в 2003 году рентабельность окупаемости затрат снизилась по сравнению с 2002 годом на 2,3 пункта, рассчитанная на основе прибыли от реализации, и на 1,67 пункта, рассчитанная на основе чистой прибыли.
Рентабельность продаж в 2003 году также снизилась на 1,69 пункта рассчитанная на основе прибыли от реализации, и на 1,09 пункта, рассчитанная на основе чистой прибыли по сравнению с 2002 годом.
Снижение уровня рентабельности на ЧУП «Цветлит» объясняется тем, что темпы роста прибыли от реализации и чистой прибыли отстают от темпов роста себестоимости товаров, работ, услуг и выручки от реализации. Так темп роста выручки от реализации составил 139,2%, темп роста себестоимости − 141,9%, в то время как темп роста прибыли от реализации составил лишь 124,5%, а темп роста чистой прибыли − 129,8%.
Поскольку себестоимость продукции в 2003 году выросла на 41,9% по сравнению с 2002 годом, а прибыль от реализации продукции лишь на 24,5%, т.е. темп роста себестоимости превысил темп роста прибыли от реализации на 17,4 пункта (41,9 - 24,5), поэтому уровень рентабельности производственной деятельности снизился на 2,3 пункта. Аналогично превышение темп роста себестоимости над темпом роста чистой прибыли на 12,1 пункта (41,9 - 29,8) привело к снижению уровня рентабельности на 1,67 пункта.
Так как темп роста выручки от реализации ниже, чем темп роста себестоимости продукции, то снижение уровня рентабельности менее значительно. Так темп роста выручки от реализации превысил тем роста прибыли от реализации на 14,7 пункта (139,2 – 124,5), поэтому уровень рентабельности продаж снизился на 1,69 пункта в 2003 году по сравнению с 2002 годом. И, следовательно, если темп роста чистой прибыли ниже на 9,4 пункта (139,2 – 129,8), чем темп роста выручки от реализации, то снижение уровня рентабельности продаж произошло на 1,09 пункта.
Анализ рентабельности по отраслям, показал, что рентабельность производства продукции в швейной отрасли, выше, чем рентабельность производства продукции машиностроения и металлообработки. В сравнении с 2002 годом в 2003 году произошло снижение уровня рентабельности от производства продукции по отраслям. Так уровень рентабельности от производства продукции машиностроения и металлообработки снизился на 1,04 пункта, а уровень рентабельности от производства швейной продукции − на 0,85 пункта, и достигли значения на уровне 20,16% и 20,98% соответственно.
Проведенный анализ маржинального дохода и точки безубыточности на примере одного из изделий выпускаемом на ЧУП «Цветлит» (головки вентильной) имеет следующие результаты. При производственной мощности предприятия 1000 штук порог рентабельности . Порог рентабельности зафиксирован на уровне 948 штук или 622 511 тыс. руб. Критическая точка расположена на уровне 94,8% возможного объема реализации продукции. Зона безопасности (зона прибыли) составляет лишь 5% или 52 штуки изделия. Прибыль, которую может получить предприятия, используя всю производственную мощность, т.е. 1000 штук составляет 16 928 тыс. руб.
Снижение уровня рентабельности предприятия в 2003 году по сравнению с 2002 годом повлияло и на уровне рентабельности капитала. Можно сказать, что рентабельность капитала в 2003 году снизилась по сравнению с уровнем рентабельности 2002 года. Причем произошло снижение коэффициентов рентабельности рассчитанных как по валовой прибыли от реализации, так и по чистой прибыли и по прибыли от основной деятельности. Причинами снижения уровня рентабельности капитала стали превышение темпов роста среднего собственного капитала и среднего оборотного капитала за 2003 год над темпами роста валовой прибыли от реализации, чистой прибыли и прибыли от основной деятельности. Чем выше разница между темпами роста капитала и темпами роста прибыли, тем заметнее снижения уровня рентабельности капитала.
Основные пути повышения рентабельности предприятия заключаются в снижение себестоимости продукции с одновременным ростом объема выручки от ее реализации. Изучив основные статьи работы ЧУП «Цветлит», следует отметить, что предприятию следует постоянно вести работу в направлении:
Снижения издержек, прежде всего, за счет пересмотра нормативов конструкторского и технологического сопровождения производства, ужесточения контроля за ценами приобретения товарно-материальных ценностей, сокращения посредников в материально-техническом снабжении и при реализации готовой продукции, проведения мероприятий по энергосбережению и снижению материалоемкости;
Снижения транспортно-
Внедрения передовых технологических процессов и оборудования;
Повышения квалификации рабочих, внедрения многостаночного обслуживания, совмещения профессий, улучшения использования рабочего времени;
Снижения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Совершенствование организации управления, автоматизация управленческих процессов обеспечит снижение управленческих расходов.
Для увеличения объемов выручки от реализации продукции необходимо внедрять новые приемы работы с дебиторами, среди которых можно выделить следующие:
В случае возникновения неблагоприятных тенденций проводить пересмотр условий договоров, форм платежей и расчетов с неплатежеспособными партнерами;
Использовать права реализации просроченной задолженности третьим лицам;
Накладывать штрафные санкции покупателям при просрочке оплаты отгруженной им продукции.
Список использованных источников
Приложение 1
Анализ показателей
№ п/п |
Показатель |
Данные за |
Отклонения | |
2002 год |
2003 год | |||
1 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом косвенных налогов) |
7498 |
10437 |
2939 |
2 |
Себестоимость реализации товаров, работ, услуг |
6293 |
8932 |
2639 |
3 |
Прибыль от реализации |
1178 |
1467 |
289 |
4 |
Чистая прибыль |
1230 |
1597 |
367 |
5 |
Рентабельность производственно |
|||
6 |
по прибыли от реализации (стр. 3 / стр. 2) |
18,72 |
16,42 |
-2,3 |
7 |
по чистой прибыли (стр. 4 / стр. 2) |
19,55 |
17,88 |
-1,67 |
8 |
Рентабельность продаж (оборота) %: |
|||
9 |
по прибыли от реализации (стр. 3 / стр. 1) |
15,71 |
14,06 |
-1,65 |
10 |
по чистой прибыли (стр. 4 / стр. 1) |
16,4 |
15,31 |
-1,09 |
Приложение 2
Таблица 1. Анализ показателей рентабельности от производства по отраслям за 2002-2003 годы (%)
Показатель |
Данные за |
Отклонения | |
2002 год |
2003 год | ||
Рентабельность от производства продукции: |
|||
машиностроения и |
21,2 |
20,16 |
-1,04 |
швейной продукции |
21,83 |
20,98 |
-0,85 |
Таблица 2. Анализ уровня рентабельности от производства продукции и рентабельности реализации продукции за 2002-2003 годы
Показатель |
Данные за |
Отклонения | |
2002 год |
2003 год | ||
Рентабельность от производства продукции |
21,16 |
20,16 |
-1,0 |
Рентабельность от реализации продукции |
18,61 |
16,35 |
-2,26 |
Приложение 3
Диаграмма 2.4