Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 13:09, дипломная работа

Краткое описание

Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.

Содержание

Введение
1 Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1 Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота
2 Учет розничного товарооборота
2.1 Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле
2.2 Методика и организация учета розничного товарооборота
3 Анализ розничного товарооборота
3.1 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота, равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота
3.2 Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота
3.3 Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов розничного товарооборота
3.4 Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и анализа розничного товарооборота
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 81.70 Кб (Скачать файл)

Мелкооптовая торговля – это форма организации розничной торговли мелкими партиями определенных наименований товаров субъектам хозяйствования. Продажа товаров мелким оптом включается в розничный товарооборот.

Продажа товаров мелким оптом производится только местными учреждениями, организациями и предприятиями всех форм собственности, в том числе и торговыми организациями и предприятиями на внутрихозяйственные потребности.

Мелкооптовый товарооборот включает продажу:

одежды, обуви, мелкого инвентаря, имущества и др. товаров детским интернатам, учреждениям, высшим, средним, специальным и профессионально-техническими учебным заведениям;

продовольственных товаров из розничной торговой сети и сети предприятий общественного питания, учреждениям и организациям социально-культурной сферы для организации питания соответствующих контингентов населения.

Расчеты с покупателями при реализации товаров мелким оптом ведутся при помощи платежных поручений, или плановыми платежами. Плановые платежи, как правило, осуществляются учреждениями и организациями социально-культурной сферы (школы, интернаты, детские сады и т.п.), с которыми заключены договора. Плановые платежи производятся ими на основании договора, а всеми другими предприятиями и организациями расчеты производятся платежными поручениями.

При расчетах платежными поручениями покупателю вручаются два экземпляра счет-фактуры, а один – остается в магазине. При перечислении денег через банк один экземпляр счет-фактуры покупатель оставляет в банке для контроля за правильностью осуществления операции. В целях недопущения дебиторской задолженности при разовых расчетах с покупателями счет-фактура оплачивается предварительно платежным поручение , а потом производится отпуск товаров. Товары отпускаются при безналичных расчетах по доверенности у покупателя, заверенной бухгалтером магазина. Виза бухгалтера ставится только в том случае, когда за покупателем не числится задолженности.

Продажа товаров мелким оптом производится по свободным розничным ценам с НДС без предоставления торговых скидок и надбавок.

Моментом реализации товаров мелким оптом считается отпуск товаров из магазина на основании завизированной доверенности  и ТТН или ТН . В реализацию товаров мелким оптом включается стоимость проданных товаров по продажным ценам.

 

2.3 Методика  и организация учета розничного  товарооборота

 

Для правильности отражения в синтетическом учете реализации товаров населению в розничных торговых структурах необходимо знать момент реализации, назначения и состав счета, на котором учитывается реализация, момент начисления НДС и других налогов, выплачиваемых за счет валового дохода организации.

Согласно Инструкции по учету розничного товарооборота и товарных запасов, моментом реализации считается момент отпуска товаров покупателю независимо от времени уплаты денег. Следовательно, моментом реализации товаров за наличный расчет или расчетными чеками является момент поступления денег или расчетных чеков в операционную кассу магазина или продавцу, так как без этого товар не отпускается. Методическими указаниями «О порядке исчисления НДС», моментом реализации при расчетах наличными деньгами считается день поступления денег в кассу. Отражение момента реализации товаров в бухгалтерском учете производиться при поступлении денег в главную кассу магазина.

организации всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущие учет методом двойной записи, должны вести бухгалтерский учет с применением Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов РФ.

В соответствии с Типовым планом счетов синтетический учет реализации товаров, как за наличные деньги и расчетные чеки, так и по безналичному расчету, ведется при всех методах продажи товаров на сопоставляющем, операционно-результативном счете 90 «Реализация» .Этот счет предназначен для учета и контроля выручки и выявления финансового результата от реализации товаров в розничной торговле.

К счету 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:

90/1 «Выручка  от реализации»;

90/2 «Себестоимость  реализации»;

90/3 «Налог  на добавленную стоимость»;

90/4 «Акцизы»;

90/5 «Прочие  налоги и сборы»;

90/6 «Экспортные  пошлины»;

90/9 «Прибыль/убыток  от реализации» и др.

Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4, 90/5, 90/6 производятся накопительно в течение отчетного года.

Учет выручки от реализации товаров населению, другим организациям по кредиту счета 90/1 «Выручка от реализации» ведут на основании первичных документов, подтверждающих ее регистрацию, сдачу в банк и ее использование на нужды торговой организации. По этим же документам учитывают розничный товарооборот. Товары в розничной торговле учитывают по розничным ценам с налогом с продаж. Для соблюдения принципа единства оценки товаров при поступлении и выбытии стоимость реализованных товаров на счете 90/2 «Себестоимость реализации» в течение месяца отражают по розничным ценам с налогом с продаж.

При организации стоимостного учета товаров в розничной торговле валовой доход и налоги на реализованные товары определяют методом среднего процента, так как детализированный стоимостной учет выручки от реализации с налогом и без налога с продаж, по установленным ставкам налога на добавленную стоимость и по другим характеристикам является очень трудоемким.

На основании составленных расчетов торговые надбавки (скидки) , налог на добавленную стоимость и налог с продаж на реализованные товары в розничной торговле списываются сторнировочными записями. Это позволяет довести стоимость реализованных товаров до покупной, а после списания издержек на обращения на реализованные товары – определить их полную себестоимость. Одновременно налоги на добавленную стоимость и с продаж начисляются в бюджет.

По действующему законодательству торговые организации являются плательщиками обязательных сборов и отчислений в бюджет с валового дохода по установленным ставкам. Часть валового дохода после налогообложения в установленном размере торговые организации обязаны направить на пополнение собственных оборотных средств и зачислять в добавочный фонд. После отражения всех операций за отчетный месяц, сопоставляя доходы и расходы по реализации товаров в розницу, по данным счета 90 «Реализация» прибыль (убыток) от реализации товаров в розничной торговле выявляют следующим образом: из выручки вычитают полную себестоимость реализованных товаров, налоги и отчисления с реализации товаров. Прибыль (убыток), полученный за отчетный месяц отражается на счете 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации» в корреспонденции со счетом 99 «прибыли и убытки». В целом счет 90 «Реализация» сальдо не имеет.

  1. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

 

    1. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота, равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот торговой организации является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. Поэтому выполнение плана и динамику товарооборота следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города и покупательской способности населения. Розничный товарооборот анализируют как с учетом, так и без учета реализации алкогольных напитков. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные моменты в деятельности торговой организации.

Анализ выполнения плана розничного товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично выполняется план товарооборота, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для анализа розничного товарооборота воспользуемся следующими данными о выполнении плана товарооборота по кварталам и месяцам .

Для оценки равномерности и ритмичности выполнения плана розничного товарооборота целесообразно также составить график его выполнения по месяцам (рисунок 1), определить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномер-ности выполнения плана розничного товарооборота.

 

Рисунок 3.1.

Коэффициент ритмичности устанавливают отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

 

 

 

 

 

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (б) и коэффициент вариации, или равномерности (v):


   б =      å(Х – Х)2         ;   (3.1),   V =   б * 100    ,    (3.2),  Кравн.= 100 – v     (3.3)


                      n                                          Х        


 

где Х – процент выполнения плана товарооборота за каждый месяц;


Х – процент выполнения плана товарооборота за год;

n – число месяцев;

При изучении динамики товарооборота следует сопоставить его не только с фактическими данными предшествующего периода, но и сданными ряда прошлых лет.

Среднегодовой темп роста товарооборота может быть определен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

 

 

где Троста – среднегодовой темп роста изучаемого показателя (розничного товарооборота) за n-лет;

Хn – изучаемый показатель в отчетном периоде;

Х0 - изучаемый показатель в базисном периоде;

n – число периодов.

После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава. По составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый их отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает реализацию за наличный расчет и в кредит. Состав товарооборота анализируют как по сравнению с данными планов. так и в динамике.

 

3.2 Анализ  влияния основных факторов на  изменение розничного товарооборота

 

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:

  1. обеспеченности товарными ресурсами, правильности из распределения и использования;
  2. обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
  3. состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса (3.5):

 

Зн + П = Р + В + Зк , (3.5)

 

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров; Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота можно определить, применив следующую формулу (3.6):

 

Р = Зн + П – В – Зк , (3.6)

 

Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле 3.7:

П = Р + В + Зк – Зн , (3.7)

Далее изучают влияние показателей товарного баланса на изменение реализации отдельных товарных групп и товаров (таблица 3.6) по данным формы 3-торг «Отчет по розничной торговле». Показатели товарного баланса оказали влияние на реализацию отдельных товарных групп и товаров в различных направлениях: одни – в сторону увеличения объема продаж (товарные запасы на начало года и поступление товаров); другие – в сторону уменьшения розничной реализации (товарные запасы на конец года).

 

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов.), который определяется по формуле 3.8:

 

Этов. = _______Р________ , (3.8)

                    Зн + П – Зк

 

где Этов.- показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

Также при анализе розничного товарооборота целесообразно проанализировать товарооборачиваемость. Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота