Анализ системы подбора персонала в компании «Компания Сахара»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является изучение процесса профессионального подбора персонала для организации в целом.
Поставленная цель определила необходимость решения ряда следующих конкретных задач:
 выявить основные принципы подбора персонала;
 провести анализ современных систем подбора персонала в организациях;

Содержание

Введение
1. Анализ системы подбора персонала в компании
«Компания Сахара»
1.1 Общая характеристика компания
1.2 Кадровая политика
1.3 Применение технологии ассессмент - центра при подборе,
развитии и оценке управленческой элиты компания «Компания Сахара»
2. Теоретические аспекты подбора персонала
2.1 Технологии предварительного подбора кандидатов
2.2 Основные принципы подбора кандидатов
2.3 Ассессмент-центр как новая форма оценки кандидатов
3. Проблемы подбора кандидатов и пути их решения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая подбор кадров.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)
  1. по заранее подготовленной схеме;
  2. слабо формализованное;
  3. выполняемое без специальной подготовки.

Цель беседы любого типа одна — сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах  кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Обмен  информацией при этом происходит обычно в форме вопросов и ответов. Основные различия между типами беседы заключаются в:

  • подходе к беседе проводящего ее представителя фирмы;
  • типе информации, которую желает получить представитель фирмы;
  • сущности конкретной ситуации.

В беседе типа «а» проводящий собеседование заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и сотруднику, проводящему беседу, приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такая беседа имеет очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает возможности обеспечить четкую последовательность в беседе. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на поставленные вопросы.

Для проведения бесед  типа «b» заранее готовятся только основные вопросы, но сотрудник, проводящий беседу может также приготовить и дополнительные вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от ведущего беседу, он допускает и большую гибкость, чем беседа типа «а». Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторить.

В беседах типа «c» проводящий беседу представитель фирмы готовит лишь список тем, которые следует затронуть. Поскольку подготовка и проведение собеседования является весьма важным элементом в целом в деятельности специалиста по управлению персоналом, данная проблема рассматривается более подробно в третьем параграфе. Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласования.

  1. Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества.

Диагностика (освидетельствование) профессиональной пригодности проводится при подборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и подборе в резерв на выдвижение двумя методами. Первый метод ограничивается определением профессиональных способностей кандидата, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.

Профессиональная пригодность  — это соответствие работника  по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям. Обоснованному профессиональному подбору должны предшествовать:

  • профессиографические исследования;
  • определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке {психограмма);
  • разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при подборе в процессе найма;
  • организация специального кабинета и подготовка специалистов для проведения профессионального подбора.
  1. Для оценки профессионально важных качеств рекомендуются следующие методы: экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения.

Экзамен — метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-вопросам (тест-заданиям), составленным по стандартной форме. Методика экзамена включает описание процедур его проведения и оценки результатов.

Экспертные оценки —  метод, основанный на обобщении характеристик  качеств испытуемого, полученных путем  опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного  руководителя, коллег, подчиненных  и др. Он включает опрос (интервью, заполнение анкет), обработку и оценку результатов опроса.

Психологическое тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные  вопросы и задачи (тесты), имеющие  определенную шкалу значений. Он включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.

Инструментальные измерения  — метод, основанный на непосредственном измерении качеств (например, скорости реакции) или физиологических параметров с помощью аппаратных средств, описании измерений и интерпретации данных,

  1. Медицинский контроль.

Для многих производств  требуется специальный медицинский  контроль его работников. Поэтому  все претенденты на занятие рабочего места проходят медицинский контроль по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей.

  1. Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности.
  2. Принятие решения о найме на работу.

На данной стадии подбора специалистами по управлению персоналом совместно с менеджерами, руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального подбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые ступени подбора. Исходя из проведенного анализа, выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ и др.).

 

    1.  Ассесмент-центр как новая форма оценки и подбора кандидатов

 

Ассессмент-центр —  это технология оценки и подбора персонала, широко используемая в мире. Понятие оценки персонала более широкое и включает в себя изучение сотрудника или кандидата на вакантную должность по многим параметрам5:

  • эффективность деятельности;
  • особенности поведения;
  • выполнение должностных обязанностей;
  • уровень достижения целей;
  • уровень компетентности;
  • личностные особенности.

Ассессмент-центр используется для:

  1. Подбора персонала.
  2. Обучения и развития персонала.
  3. Продвижения сотрудников.
  4. Управления карьерой и наставничества.
  5. Получения обратной реакции от сотрудников в плане мотивации.

Ассессмент позволяет  сотруднику или кандидату продемонстрировать полное многообразие его способностей в ситуациях, моделирующих его повседневную работу. Компоненты ассессмент-центров:

  1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
  2. Тесты (психологические, профессиональные, общие).
  3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками. (Иногда используется аудио-и видеозапись).
  4. Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию
  5. Биографическое анкетирование.
  6. Описание профессиональных достижений.
  7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
  8. Экспертное наблюдение. По результатам наблюдения составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Основные принципы ассессмент-центра:

  1. Интегральная оценка. Каждый участник оценивается несколькими специалистами, оценивает себя и других.
  2. Фазы наблюдения и оценки разведены во времени для достижения большей объективности.
  3. Оцениваются наблюдаемое поведение аттестуемых, а не причины, стоящие за этим поведением.
  4. Оценивается потенциал кадров.

Что ассессмент-центр  даёт испытуемым:

  1. Равные возможности для демонстрации своих способностей.
  2. Лучшее понимание своих должностных обязанностей.
  3. Объективную и разностороннюю оценку своих деловых качеств.
  4. Индивидуальные рекомендации по развитию персональных качеств.

 

3. Проблемы подбора кандидатов и пути их решения

 

Несмотря на то, что  технология ассессмент-центр хорошо разработана, описана и применяется  во многих крупных компаниях, в России ее использование все еще недостаточно широко. Для реализации в компании проекта подбора персонала по технологии ассессмент-центр необходимо:

    • разработать модель компетенций, специфичную для данной компании;
    • подготовить упражнения и задания для оценки компетенций, а также систему критериев для их оценки;
  • подготовить группу оценщиков — отобрать и обучить;
    • провести оценку работников по результатам выполнения ими упражнений и заданий;
    • обработать полученные данные, подготовить отчеты и рекомендации.

К позитивным особенностям проведения ассессмент-центра, на наш взгляд, нужно отнести:

    • комплексность — участники проходят испытание с помощью различных упражнений и техник;
    • реалистичность — оценивается только наблюдаемое поведение участников; оценщикам запрещается строить гипотезы о причинах поведения;
    • независимость — каждый участник оценивается несколькими специалистами;
    • объективность — выводы основываются на стандартизированных оценках, фазы «наблюдения» и «оценки» разнесены во времени;
    • достоверность — выводы основываются на согласованных оценках результатов выполнения многих заданий большим количеством независимых экспертов;
    • системность — оцениваются все интересующие управленческие уровни и структурные подразделения компании;
    • сопоставимость результатов  — сотрудники разных подразделений оцениваются по одной модели компетенций.

Учитывая значимость любых оценочных процедур, особенно важно, что результаты ассессмент-центра очень убедительны как для  руководства компании, так и для  всех участников. Поскольку комплексная  оценка персонала с использованием технологии ассессмент-центр — процесс достаточно сложный и трудоемкий, выбор способа ее проведения сам по себе является проблемой. Компания может попробовать провести оценку силами собственных специалистов, обученных на специализированных курсах, либо пригласить консультантов. Оба подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны. Выбор определяется поставленными задачами, размерами компании, наличием ресурсов. Как показывает практика, крупные успешные компании предпочитают создавать постоянно действующее специализированное подразделение, основная задача которого — проведение оценки  и подбора различных категорий персонала. В таком случае компания может заказать большой консалтинговый проект, результатом которого будет не только разовая оценка персонала, но и передача технологии, разработка корпоративной модели компетенций и методического обеспечения, обучение сотрудников будущего корпоративного Центра оценки. Если для разового проведения ассессмент-центра принято решение пригласить внешних консультантов, то необходимо тщательно выбрать провайдера — оценить портфолио реализованных проектов, репутацию компании, квалификацию членов команды. В компании должен быть назначен менеджер проекта (это может быть сотрудник службы управления персоналом, отвечающий за вопросы оценки и подбора персонала). Менеджер проекта должен уметь сформулировать цели проведения оценки, привлечь специалистов для проведения анализа работ, определения критериев оценки и заданий, поставить задачу консультантам.

Для того чтобы получить качественные результаты, нужно проводить  подбор кандидатов с максимальной тщательностью, их обучение должно быть системным. Нельзя забывать и о соответствующей  мотивации людей, как материальной, так и, что зачастую важнее, — нематериальной.

 

Заключение

 

Подбор кадров – это процесс изучения профессиональных и деловых качеств каждого претендента с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности; оценка кандидатов из привлеченного резерва на соответствие требованиям; выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его специальности, квалификации, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.

Сам процесс подбора, как правило, состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов), где каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор, пока не останется нужное количество претендентов. Подбор кадров осуществляется по принципу, какой из кандидатов наилучшим образом выполнит определённую работу. Для достижения этой цели в процессе подбора кадров предусмотрены соответствующие методы оценки определённых специфических аспектов, характеризующих кандидата. В большинстве случаев выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.

Информация о работе Анализ системы подбора персонала в компании «Компания Сахара»