Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:30, курсовая работа
Цель работы изучение учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовых результатов, их экономическую суть и систему показателей; изучить системы доходов и расходов организации, проведение их классификации;
- изучить особенности учета финансовых результатов на предприятии;
- провести анализ финансовых результатов на предприятии МУП «ЖКХ (Инженерные сети)»;
- разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие финансовых результатов деятельности предприятий, их экономическая сущность и система показателей………………………………….6
1.2 Доходы и расходы организации и их классификация………..…………...….11
1.3 Прибыль и налогообложение прибыли организации……………………...…23
2. Учет финансовых результатов в Муниципальном Унитарном Предприятии «ЖКХ (Инженерные сети)» ……………………………………………….....……30
2.1 Учет и формирование финансового результата, и использование прибыли на предприятии…………………………………………………………………...……30
2.2. Формирование отчетности по финансовым результатам с учетом отечественного и зарубежного опыта……………………………….……….……40
3. Анализ финансовых результатов Муниципального Унитарного Предприятия «ЖКХ (Инженерные сети)» ……………………………………………………….50
3.1 Экономическая характеристика предприятия……………………..…………50
3.2 Общая оценка динамики прибыли на предприятии………………….....…....52
3.3 Оценка показателей рентабельности……………………………….………....57
3.4 Разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………...…….…71
Заключение…………………………………………………………….……….…...79
Список используемой литературы…………………………
Проведенный анализ выявил, что за 2008-2009 г.г. на предприятии МУП «ЖКХ (Инженерные сети)»:
- выручка от продукции в 2009 году возросла на 6480 тыс. руб., что на 13,2 % больше чем в 2008;
- общая себестоимость продукции в 2009 году увеличилась на 12,4 %, по сравнению с 2008 годом, что в количественном выражении составляет 5673 тыс. руб.;
- прибыль от продаж также увеличилась в объеме и составила в 2009 году 4140 тыс. руб., что на 807 тыс. руб. (24,2 %) больше чем в 2008 году;
- прибыль до налогообложения и чистая прибыль в отчетном 2009 году возросли соответственно на 575 тыс. руб. и 545 тыс. руб. что соответственно больше на 19,8 % и 31% больше чем в предыдущем 2008 году;
- среднегодовая стоимость собственного капитала возросла в 2009 году на 13,4 %, что составило 13161 тыс. руб. то есть на 1560 тыс. руб. больше чем в 2008 году;
- среднегодовая стоимость
основных средств наоборот умен
- среднегодовая стоимость материальных оборотных средств проявила тенденцию к повышению и составила 4639,5 тыс. руб., что на 28% (1014 тыс. руб.) больше чем в 2008 году;
- среднегодовая стоимость активов в 2009 году возросла на 3255 тыс. руб., что на 18,7 % больше чем в 2008 году;
- коэффициент рентабельности продукции возрос на 0,066 пунктов и составил в 2009 году 0,0747 по сравнению с 0,0681 в 2008 году
- коэффициент рентабельности собственного капитала в 2009 году на 0,234 пункта составило рост на 15,4 % по ранению с 2008 годом
- повышение коэффициента рентабельности реализации в 2009 году проявил лишь небольшое увеличение по сравнению с 2008 годом на 0,0056 пунктов (15,6 %);
- коэффициент рентабельности активов в 2009 году проявил увеличение по сравнению с 2008 годом на 0,0015 пунктов (0,9 %);
- коэффициент оборачиваемости в 2009 году снизился на 0,13 пунктов, что составило 4,6 % меньше чем в 2008 году;
- коэффициент финансовой зависимости в 2009 году возрос на 0,069 пунктов, что составило на 4,6 % больше чем в 2008 году, это неблаготворно сказалось на финансовом состоянии предприятия;
- коэффициент рентабельности продаж в 2009 году возрос на 0,0035 пунктов, что составило на 5,8 % больше чем в 2008 году;
- коэффициент фондоемкости в 2009 году снизился на 0,021 пункт, что составило на 11,8 % меньше чем в 2008 году;
- коэффициент закрепления в 2009 году возрос на 0,0096 пунктов, что составило на 13 % больше чем в 2008 году;
- коэффициент общей рентабельности в 2009 году возрос на 0,0255 пунктов, что составило на 10,9 % больше чем в 2008 году.
Некоторые данные наглядно видно из рисунков 3.1, 3.2:
Рис. 3.1. Динамика выручки предприятия МУП ЖКХ («Инженерные сети») за 2008 – 2009 гг., тыс. руб.
Таким образом, выручка в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 6480 тысяч рублей, это связано с новой маркетинговой политикой предприятия и расширением рынка и круга покупателей.
Рис. 3.2. Динамика прибыли от продаж предприятия МУП ЖКХ («Инженерные сети») за 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
Рисунок 3.2 демонстрирует, что рост прибыли от продаж составляет 24,2 % в 2009 году, что на 807 тысяч рублей больше чем в 2008 году.
По данным таблицы 3.4 рассчитывают влияние факторов на уровень рентабельности продукции.
1) Влияние изменения выручки от продаж:
(55400 – 45587) / 55400 – (48920 - 45587) / 48920 = 0,109
2) Влияние изменения себестоимости:
(55400 – 51260) / 55400 – (55400 – 45587) / 55400 = - 0,1024
Баланс влияния факторов:
0,109 + (-0,1024) = 0,0066
Расчеты показали, что рост рентабельности продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки. Рост себестоимости снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.
В случае, когда организация ведет учет себестоимости и выручки в разрезе отдельных видов продукции, то на уровень рентабельности продаж можно рассчитывать влияние структуры реализации и рентабельности отдельных видов продукции.
Риздi = Ппi / ОРi
где: Риздi – рентабельность i-го вида изделия (продукции);
Ппi – прибыль от продаж отдельного вида продукции;
ОРi – выручка от продажи отдельного вида продукции.
Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности продаж используется формула:
Рпр = S Удi * Риздi, (3.10.)
где Удi – удельный вес выручки отдельного вида изделия в общем объеме реализации.
Влияние факторов на уровень общей рентабельности продаж можно рассчитать следующим образом:
1) Влияние изменения структуры реализации:
Рпр = SУдi1 * Риздi0 – Рпр = SУдi0 * Риздi0 = D РпрУд, (3.11.)
2) Влияние изменения рентабельности отдельных видов изделий (продукции):
Рпр = SУдi1 * Риздi1 – Рпр = SУдi1 * Риздi0 = D Рпрр, (3.12.)
Для расчета влияния факторов составим таблицу 3.5.
Таблица 3.5.
Исходные даны для анализа рентабельности отдельных видов продукции МУП ЖКХ за 2008 -2009 гг.
Виды продукции |
Удельный вес выручки отдельного изделия (продукции) в общем объеме реализации, % |
Рентабельность отдельного изделия (продукции) | ||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
35 |
0,0936 |
0,0899 | |
80 |
65 |
0,05085 |
0,04828 |
Рассчитаем влияние факторов на уровень общей рентабельности продаж:
- рентабельность реализованной продукции за период 2008 года:
0,2 * 0,0936 + 0,8 * 0,05085 = 0,594;
- рентабельность продаж при отчетной структуре и индивидуальных уровнях рентабельности за период 2008 года:
0,35 * 0,0936 + 0,65 * 0,05085 = 0,06581;
- рентабельность продаж за период 2009 года:
0,35 * 0,0899 + 0,65 * 0,04828 = 0,06285;
- влияние изменения структуры реализации: 0,06581 – 0,0594 = + 0,00641;
- влияние изменения
рентабельности отдельных
- совокупное влияние факторов (изменение общей рентабельности продаж): 0,00641 + (-0,00296) = + 0,00345.
Расчеты показывают, что общая рентабельность продаж по сравнению с 2008 годом возросла на 0,345 пункта. Положительное влияние оказало улучшение структуры выручки от продаж. За счет этого фактора рентабельность продаж увеличилась на 0,641 пункт. Отрицательное влияние оказало снижение уровня рентабельности отдельных видов продукции.
В мировой практике для характеристик использования финансовых ресурсов используют показатель рентабельности вложений (активов). Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всех активов, имеющихся у предприятия. Рентабельность производственных активов (доходов) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Для факторного анализа рентабельности активов используют формулу:
Ракт = НП/А, (3.13.)
где: Ракт – рентабельность активов;
НП – прибыль до налогообложения;
А – среднегодовая стоимость всех производственных активов(итог баланса).
Для проведения факторного анализа некоторые авторы вместо прибыли до налогообложения рекомендуют использовать чистую прибыль.
рентабельность активов
характеризует прибыльность активов
предприятия, которая обусловлена
его ценовой политикой и
Чрез этот показатель можно также оценить деловую активность предприятия. На рентабельность активов влияют рентабельность продаж и оборачиваемость активов, что видно из следующей формулы:
Ракт. = НП/А = НП/ОР * ОР/А; (3.14.)
где:
Совокупное влияние факторов составит:
Рактпрод + Рактоб
= Ракт1 – Ракт0
По данным таблицы 3.3 выполним факторный анализ рентабельности активов:
1) Влияние изменения рентабельности продаж:
(+0,00345) * 2,8163 = + 0,0097
2) Влияние изменения оборачиваемости активов:
(-0,1303) * 0,06285 = - 0,0082
Баланс влияния факторов:
0,0097 - 0,0082 = + 0,0015.
Таким образом, рост рентабельности вложений был полностью обусловлен ростом рентабельности продаж. Существенное отрицательное влияние на рентабельность активов оказало замедление оборачиваемости активов предприятия. За счет этого рентабельность вложений снизилась на 0,0082.
В западной учетно-аналитической практике широко применяется факторный анализ рентабельности собственного капитала (Рск). Для расчета влияния факторов применяют модифицированную модель фирмы «DuPont».
Обычно строят трехфакторную модель:
Рск = (ЧП/Ск) = (ЧП/ОР) * (ОР / А) * (А/Ск), (3.16.)
где: ЧП – чистая прибыль; А – средняя за период сумма активов предприятия (итог баланса).
Таким образом, рентабельность собственного капитала формируется тремя факторами: рентабельностью реализации (оборота) [ЧП/ОР], ресурсоотдачей (оборачиваемостью имущества) [ОР/А] и структурой авансированного капитала, то есть коэффициентом финансовой зависимости [А/СК].
Эти три фактора обобщают основные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно: финансовые результаты деятельности, актив баланса, пассив баланса.
В зависимости от финансово-хозяйственных условий, сложившихся на предприятии, можно делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
При анализе показателя
рентабельности собственного капитала
следует учитывать его
Следует также обратить внимание на то, что числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной ценности (покупательной способности). Так, числитель (прибыль до налогообложения) отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в отечном году, а знаменатель (собственный капитал) складывался в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая может значительно отличаться от текущей оценки.
Одним из элементов показателя
Рск является коэффициент финансовой
зависимости, поэтому при оценке
уровня этого показателя следует
учитывать степень риска
По данным таблицы 3.4 проведем расчет влияния факторов на показатель рентабельности собственного капитала.
1) Влияние коэффициента рентабельности реализации (оборота):
(+0,0056) * 2,8163 * 1,4974 = + 0,0236;
2) Влияние оборачиваемости активов (имущества):
0,0416 * (-0,1303) * 1,4974 = - 0,0081;
3) Влияние коэффициента финансовой зависимости:
0,0416 * 2,6860 * (+0,0698) = + 0,0078;
4) Баланс влияния факторов:
(+0,0236) + (-0,0081) + (+0,0078) = + 0,0233.
Таким образом, на увеличение рентабельности собственного капитала положительное влияние оказали рост рентабельности реализации (оборота) и рост коэффициента финансовой зависимости, вместе с тем замедление оборачиваемости снизило эффективность использования собственных средств предприятия.