Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность любого субъекта экономики в любом случае происходит в рамках и должна соответствовать действующим законодательным нормам и актам. При этом у государства в целом и предпринимателя в частности цели диаметрально противоположные. Если государственные службы пытаются принести больше денег в бюджет страны, то предприниматель, наоборот, отстаивая свои интересы, желает платить в казну как можно меньше средств. Существенную помощь для достижения необходимого в сложившейся ситуации компромисса оказывает аудиторская деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Теоретические основы аудиторской деятельности…………………………..4
Аудиторская тайна. Сущность и содержание………………………………8
Практическое задание. Вариант №5………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………...…………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Основы аудита.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

1) информация относительно  организационно-правовой формы и  организационной структуры экономического  субъекта;

2) извлечение или копии  учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных его юридических документов (договоров, контрактов, протоколов и т.п.);

3) материалы, свидетельствующие  о планировании аудита, и программы  аудита;

4) записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или их комбинации);

5) анализ хозяйственных  операций и остатков по счетам  бухгалтерского учета; 

6) анализ существенных  показателей и тенденций деятельности экономического субъекта;

7) записи о  характере, дате проведения и  объеме проведенных аудиторских  процедур и результатах таких  процедур;

8) материалы,  свидетельствующие о том, что  работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами;

9) сведения о  том, кем и когда выполнялись  аудиторские процедуры; 

10) копии переписки  с другими аудиторскими организациями,  экспертами и прочими лицами  в связи с проводимым аудитом  экономического субъекта;

11) копии переписки  или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита;

12) письма-подтверждения,  полученные от экономического  субъекта;

13) выводы, сделанные  аудиторской организацией по  результатам аудита;

14) копии бухгалтерской  и иной финансовой документации  экономического субъекта.

Однако это  далеко не все возможные рабочие  документы. Более широкий и подробный  их перечень должен определяться каждой аудиторской организацией своими внутрифирменными стандартами.

Документирование  является обязательным условием включения  сведений в информационные ресурсы  России и получения соответствующего правового режима. Оно должно осуществляться в соответствии с правилами делопроизводства и стандартизации документов. Это означает, что документы со сведениями, составляющими аудиторскую тайну, должны отвечать всем предъявляемым к ним требованиям, которые обеспечивают их действительность и юридическую силу.

2. Право собственности  на информацию, составляющую аудиторскую тайну, и документы, содержащие сведения, которые составляют аудиторскую тайну.

Одним из актуальных вопросов осуществления проверочных  мероприятий органами внутренних дел, а также полномочий по осуществлению  налогового контроля, проводимого налоговыми органами, является применение положений законодательства, касающихся аудиторской тайны.

Как известно, соответствующими положениями Закона РФ "О полиции" и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены  права органов внутренних дел  и налоговых органов по осуществлению проверочных мероприятий (мероприятий налогового контроля) в отношении налогоплательщиков (в т.ч. аудиторов и аудиторских организаций). Статьей 31 НК РФ установлены права налоговых органов, среди которых, например, право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены и т.д.

Например, п. 4 ст. 82 НК РФ установлено, что при осуществлении  налогового контроля не допускаются  сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

А п. 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности аудиторы.

Аналогичные предъявляемым  к аудиторам требования по сохранности  аудиторской тайны распространяются и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное  регулирование аудиторской деятельности, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами.

В случае разглашения  сведений, составляющих аудиторскую  тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в  распоряжении аудиторской организации  и индивидуального аудитора рабочие  документы аудита предоставляются  исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Ограничения, установленные  статьей 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", не позволяют оперативно получать необходимые документы для объективного осуществления проверочных мероприятий и функций по налоговому контролю.

В настоящее  время для того, чтобы запросить  необходимую информацию, необходимо возбуждать судебное производство, получать судебное решение и в случае, если к этому времени документы не исправлены (переделаны) либо не уничтожены, можно начинать процедуру истребования и приобщения их к возбужденному производству. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в случае разглашения аудиторской организацией сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо вправе потребовать возмещения причиненных убытков.

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".

Поэтому для  взыскания убытков должна быть установлена  причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень  трудно доказуема.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны  могут быть, например, убытки, связанные  с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может  привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е. к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно.

Таким образом, главной гарантией неразглашения  аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания  убытков, а репутация аудиторской  фирмы.

Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения  тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским  сообществом.

Практическое задание №5

 

Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских  доказательств относятся следующие  аудиторские процедуры:

1. проверка правильности  корреспонденции счетов;

2. проверка правильности  и достоверности списания материалов  в производство;

3. проверка документов  на полноту и качество заполнения;

4. опрос работников  склада;

5. проверка достаточности  аналитического учета по сч. 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»;

6. проверка правильности  и достоверности расчетов с  бюджетом по налогу на прибыль.

Сделайте необходимые  пояснения. 

 

Решение:

В соответствии с Федеральным  правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532): 1) проверка правильности корреспонденции счетов относится к инспектированию, так как инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

В соответствии с данным определением к процедуре инспектирования также относятся: 2) проверка правильности и достоверности списания материалов в производство и 3) проверка документов на полноту и качество заполнения.

4) Опрос работников  склада относятся к процедуре запрос. Запрос, исходя из определения, представленного Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

5) Проверка достаточности аналитического учета по сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» относится к аналитическим процедурам, так как Федеральное правило (стандарт) № 20 «Аналитические процедуры» (введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228) гласит: «Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений».

В соответствии с этим 6) проверка правильности и достоверности  расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, также относится к аналитическим процедурам.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Заключение

 

Сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в  России состоялся и получает все  большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных  образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно-правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово-хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета и другие).

Можно с уверенностью сказать, что в становлении и  развитии России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Это такие страны как Австрия, Испания, Франция, а также США и Великобритания. Итак, аудиторская деятельность очень важна при развитии (в области рынка) нашей страны. Благодаря аудиту предупреждается и снижается риск хозяйственной деятельности, так как аудиторский финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, становится все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.  

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный  закон РФ «Об аудиторской деятельности»  №307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в редакции  Федерального закона от 01.07.2010 №136-ФЗ).

2. Постановление  правительства РФ «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ» № 696 от 23.09.02 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 №863)

3. Федеральные  правила стандарта аудиторской  деятельности.

4. Подольский  В.И. Основы аудита: учеб.пособие  по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс. — 4-е изд., перераб. и доп. / В.И. Подольского, А.А. Савина, Л.В. Сотниковой – М.: БИНФА, 2011. - 142 с.

5. Подольский  В.И. Аудит: учебник для вузов  / В.И. Подольского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 583 с.

6. Ерофеева В.А.  Аудит: учеб.пособие / В.А. Ерофеевой,  В.А. Пискунова, Т.А. Битюковой.  – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Юрайт, 2010. – 638 с.

7. Соколова Е.С.  Основы аудита: учебно-методический  комплекс / Е.С. Соколовой. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 239 с.

Информация о работе Аудиторская тайна. Сущность и содержание