Аудиторские доказательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:53, реферат

Краткое описание

Особенность основного капитала состоит в том, что в процессе оборота его стоимость раздваивается, существуя одновременно в двух формах – в форме реального капитала, функционирующего в процессе производства, и в денежной форме. Основной капитал вкладывается в основные фонды. Основные средства составляют значительную часть активов компаний, занятых во многих сферах предпринимательской деятельности. Информация о них имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности компании. Поэтому тема аудита основных средств является актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Аудиторские доказательства……………………………………………………3
1.1 Сущность аудиторских доказательств………………………………………....3
1.2 Виды аудиторских доказательств………………………………………………4
2. Источники и процедуры получения аудиторских доказательств……………..6
2.1 Источники получения аудиторских доказательств…………………………....6
2.2 Процедуры получения аудиторских доказательств…………………………...6
3. Порядок документирования аудиторских доказательств…………………..…12
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

аудиторские доказательства.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

- созданные  третьими лицами, но находящиеся  у аудируемого лица;

 

- созданные  аудируемым лицом и находящиеся  у него.

 

Инвентаризация - проверка хозяйственных средств путем пересчета, обмера, взвешивания и осмотра. Эта процедура позволяет получить точную информацию о наличии и ориентировочных стоимости и состоянии имущества экономического субъекта.

 

Данные наличия хозяйственных средств заносятся в инвентаризационные описи и сличительные ведомости. С целью установления недостач или излишков сводятся с данными бухгалтерского учета.

Аудитор (аудиторская организация) до начала инвентаризации должна выяснить некоторые вопросы:

 

- частота  инвентаризаций имущества и финансовых  обязательств;

 

- по ранее  проводившейся инвентаризации проверить  бухгалтерскую документацию;

 

- ознакомиться  с количеством товарно-материальных  ценностей;

 

- выявить  дорогостоящие товарно-материальные  ценности;

 

- проанализировать  систему внутреннего контроля  и систему учета товарно-материальных  ценностей.

 

Аудитор (аудиторская организация) может наблюдать за процессом инвентаризации. При этом он обязан:

 

- для проверки  надежности средств контроля  принять участие в контрольных  измерениях (пересчет, взвешивание);

 

- изучить  имеются ли устаревшие товарно-материальные  ценности;

 

- выяснить, имеются ли товарные запасы  третьих лиц, и учитываются ли  они в забалансовых счетах бухгалтерского учета и в складском учете;

 

- выяснить  реальность дебиторской и кредиторской  задолженности.

 

Проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций - процедура, позволяющая аудиторам (аудиторским фирмам) контролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией.

Полученная информация при проведении данной процедуры достоверна, если она получена в момент исследования этих операций.

 

Подтверждение - аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах.

Запрос на подтверждение готовится от имени руководства в виде документа в адрес независимой стороны с требованием предоставить необходимую информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская организация может напрямую связаться с третьей стороной.

Если информация, полученная от третьей стороны, и информация в учетных записях расходятся, нужно сделать дополнительные процедуры для выяснения причины.

 

Наблюдение - полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля.

 

Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой).

 

Прослеживание - аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента.

 

Проверка документов - аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение операции до первичного документа, подтверждающего реальность ее (операции) выполнения. Также изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат.

Составление альтернативного баланса - расширенный пересчет документов.

 

Данная процедура используется для получения доказательств о полноте отражения и реальности в учете готовой продукции (выполненных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода материалов и выхода продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

По результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы.

Работа трудоемкая, но она позволяет проверить ведение учета в целом.

 

Следующая процедура - устный опрос руководства и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может проводиться на всех этапах аудиторской проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях фиксирования ответов опрашиваемых.

Результаты устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это приобщается к другим рабочим документам аудиторской проверки.

 

Сканирование применяют по конкретному направлению для изучения нетипичных операций в документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств

 

Аналитические процедуры - это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает трудозатраты. Их можно сочетать с другими процедурами на этапе исследования.

 

Процесс реализации аналитических процедур:

 

- определение  цели процедуры;

 

- выбор  вида и метода;

 

- выполнение  процедуры;

 

- анализ  результатов.

 

Типичные виды аналитических процедур:

 

-сравнение  показателей клиента со среднеотраслевыми  данными - аудитор должен учитывать  различия возможности специфичности  продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;

 

- сравнение  фактических показателей с плановыми - применяется клиентом для установления  отсутствия факта изменения бухгалтерских  показателей отчетного периода  в соответствии с плановыми  показателями;

 

- сопоставление  изменений нескольких видов коэффициентов - аудитор на их основ делает  вывод о жизнеспособности клиента;

 

- сравнение  фактических показателей отчетного  периода с показателями предыдущего  периода - резкие колебания, связанные  с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;

 

- сравнение  фактических финансовых показателей  с прогнозными, определенными аудитором.

 

Доверие аудитора к результатам проведенных аналитических процедур зависит от:

 

- существенности  анализируемых статей отчетности;

 

- результатов  других процедур, направленных на  эти же цели;

 

- величин  отклонений показателей, используемых  при выполнении аналитических  процедур;

 

- применение  небухгалтерских данных.

 

Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:

 

- на этапе  планирования аудита содействуют  пониманию деятельности клиента  аудита, более точному определению  аудиторского риска;

 

- на этапе  проведения проверки аналитические  процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности;

 

- в процессе  завершения аудита применяют  для окончательной проверки наличия  в отчетности искажений или  проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок  документирования аудиторских доказательств

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

 

Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

 

Рабочие документы применяются для:

 

- планирования  и проведения аудита;

 

- осуществления  текущего контроля и проверки  выполненной аудитором работы;

 

- фиксирования  результатов и выводов, сделанных  на основе аудиторских доказательств.

 

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

 

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.

 

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

 

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

 

- характер  и сложность деятельности аудируемого  лица;

 

- характер  аудиторского задания;

 

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

 

- необходимость  давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий  контроль и проверять выполненную  ими работу;

 

- характер  и состояние систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица;

 

- конкретные  методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита. аудиторский доказательство экспертный баланс

 

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

 

Рабочие документы обычно содержат:

 

- информацию, касающуюся организационно-правовой  формы и организационной структуры  аудируемого лица;

 

- выдержки  или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;

 

- информацию  об отрасли, экономической и правовой  среде, в которой аудируемое лицо  осуществляет свою деятельность;

 

- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и  любые изменения к ним;

 

- доказательства  понимания аудитором систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

 

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого  риска, уровня риска применения  средств контроля и любые корректировки  этих оценок;

 

- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы.

- анализ  финансово-хозяйственных операций  и остатков по счетам бухгалтерского  учета;

 

- анализ  наиболее важных экономических  показателей и тенденций их изменения;

 

- сведения  о характере, временных рамках, объеме  аудиторских процедур и результатах  их выполнения;

 

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная  работниками аудитора, осуществлялась  под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

 

- сведения  о том, кто выполнял аудиторские  процедуры, с указанием времени  их выполнения;

 

- подробную  информацию о процедурах, примененных  в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

 

- выводы, сделанные  аудитором, по наиболее важным  вопросам аудита, включая ошибки  и необычные обстоятельства, которые  были выявлены аудитором в  ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

 

- копии  финансовой (бухгалтерской) отчетности  и аудиторского заключения и  т. п.

 

Документы, входящие в состав рабочей документации, должны иметь:

Информация о работе Аудиторские доказательства