Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 07:32, курсовая работа
Одной из основных задач аудитора является получение достаточных доказательств для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой пишется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами и не содержит каких-либо существенных недостатков или неточностей.
Принимая во внимание тот факт, что аудитор не подтверждает каждую заключенную клиентом сделку, он может только выразить мнение с определенным уровнем уверенности в ее правомерности. Всегда есть определенный риск, так как существует вероятность того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ АУДИТОРСКОГО РИСКА…6
1.1 Аудиторский риск: понятие, виды. федеральный стандарт, регулирующий оценку аудиторских рисков…………………………………….6
1.1.1 Понятие и методика расчета неотъемлемого риска………10
1.1.2. Понятие и методика расчета риска средств контроля…….13
1.1.3. Понятие и методика расчета риска необнаружения………15
1.2. Методы оценки общего приемлемого риска в процессе аудита…..17
1.3. Связь стандарта ФПСАД № 8 с другими стандартами…………….19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА МАТЕРИАЛОВ…………………..22
2.1 Цель, задачи аудита материалов. источники информации для проверки материалов…………………………………………………………….22
2.2 Процедуры, выполняемые в ходе аудита материалов……………...25
2.3 Типичные ошибки аудита материалов………………………………32
2.4 Расчет уровня существенности и аудиторских рисков при аудите материалов………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
В ходе аудита материалов аудитор применяет процедуры подготовки и планирования аудита и процедуры по существу.
Процедуры подготовки и планирования аудита.
Аудитор, осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том, что остатки по счетам учета МПЗ на начало проверяемого периода соответствуют их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода.
Если аудиторскую проверку организации аудитор осуществляет впервые, то он должен получить доказательства того, что:
1) начальные сальдо по МПЗ не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода;
2) остатки по счетам учета МПЗ на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода.
Процедура №1: проверка начальных остатков.
Источники информации: бухгалтерский баланс (форма № 1); сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.); регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).
Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.
Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счету № 10 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице рабочий документ РД-0.1. Рабочий документ РД-0.1 представлен в приложении А.
Процедура №2: проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.
Источники информации: бухгалтерский баланс (форма № 1); сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.); регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).
Порядок выполнения: составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счету № 10. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главной книгой. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.2. Рабочий документ РД-0.2 представлен в приложении Б.
Процедура №3: проверка соответствия учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета материалов, действующему законодательству и иным нормативным актам.
Источник информации: приказ об учетной политике предприятия.
Порядок выполнения: заполнить в соответствии с приказом об учетной политике рабочий документ РД-0.3.
Данные рабочего документа РД-3 в дальнейшем используются при проведении процедур по проверке правильности и последовательности применения выбранной учетной политики.
Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе ОД-1, и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности. Применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам, может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного. Рабочий документ РД-0.3 представлен в приложении В. Отчетный документ ОД-1 представлен в приложении Г.
Процедура №4: тестирование системы внутреннего контроля.
Источники информации: учетная политика организации; приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации; должностные инструкции; договоры о материальной ответственности; первичные документы, журналы регистрации; результаты осмотра складских помещений; результаты опроса сотрудников организации.
Порядок выполнения: перечень исследуемых вопросов приведен в рабочем документе РД-0.4. В ходе тестирования аудитор проставляет напротив каждого вопроса соответствующий ответ (да, нет, нет ответа), при необходимости сопровождая каждый ответ краткими комментариями. Рабочий документ РД-0.4 представлен в приложении Д
Процедура №5: анализ применяемого порядка приобретения материалов.
Источники информации: договоры поставки, спецификации, накладные поставщиков; акты приемки материалов; первичные документы складского учета.
Порядок выполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные вопросы рабочего документа № 5. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур. Рабочий документ РД-0.5 представлен в приложении Е.
Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
Процедура №1: проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Источники информации: приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации; приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий; инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости; протоколы заседания инвентаризационной комиссии; решения руководства по утверждению результатов инвентаризации; бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации; контрольные подсчеты аудитора. Порядок выполнения: перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-2.1. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-2. Данные документы представлены в приложении Ж.
Процедура №2: проверка документального подтверждения прав собственности на материалы.
Источники информации: договоры, спецификации, накладные поставщиков; акты оприходования материалов, созданных самой организацией.
Порядок выполнения: путем анализа полученных документов убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обуславливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, убедиться, что их происхождение подтверждено документально. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.2, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3. Рабочий документ РД-2.2 представлен в приложении К.
Процедура №3: анализ движения материалов.
Источники информации: регистры синтетического учета.
Порядок выполнения: на основании регистров бухгалтерского учета выявить периоды осуществления хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.3 и РД-2.3.1 используются в дальнейшем для выявления тенденций в движении материалов. Анализ выявленных особенностей движения материалов позволяет сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. Рабочий документ РД-2.3 и РД-2.3.1 представлен в приложении Л.
Процедура №4: проверка правильности оформления первичных документов по учету материалов.
Источники информации: формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике; график документооборота; первичные документы по учету материалов (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.); регистры аналитического учета.
Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе РД-2.4. РД-2.4 представлен в приложении М.
Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетными документами. Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Процедура №5: проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению материалов в бухгалтерском учете.
Источники информации: первичные документы по учету материалов (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.); регистры аналитического учета.
Порядок выполнения: производится проверка наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.5, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-4. РД-2.5 представлен в приложении Н.
Процедура №6: проверка полноты отражения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.
Источники информации: первичные документы по учету материалов (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.); регистры аналитического учета.
Порядок выполнения: по документам, попавшим в выборку, отследить полноту отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.6, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-5. Документ в приложении П.
Процедура №7: проверка правильности списания материалов в соответствии с учетной политикой.
Источники информации: первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.); регистры аналитического и синтетического учета.
Порядок выполнения: сопоставить данные представленных документов с данными бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.7, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-6.
Процедура №8: проверка правильности отражения операций с материалами в бухгалтерском учете.
Источники информации: регистры аналитического и синтетического учета.
Порядок выполнения: по данным регистров синтетического учета проверить правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета.
Рабочие документы представлены в приложении Р
Процедура №9: анализ применяемого порядка приобретения материалов.
Источники информации: хозяйственные договоры по материалам, принятым на ответственное хранение; договоры на переработку давальческого сырья; договоры комиссии; приходные ордера; накладные; акты приемки МПЗ; первичные документы складского учета.
Порядок выполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные ниже вопросы. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.9. Рабочий документ в приложении С.
Процедура №10: анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Порядок выполнения: на основании данных отчетных документов сгруппировать по категориям выявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерской отчетности. Полученную информацию занести в РД-2.10. Рабочий документ в приложении Т.
2.3 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АУДИТА МАТЕРИАЛОВ
К наиболее характерным ошибкам по учету материалов можно отнести следующее:
1) Не заключены договора
о материальной
2) Неправильно оформляются
документы по приходу и
3) Не ведется аналитический учет материалов в бухгалтерии;
4) Нерегулярно проводится
сверка данных по движению
материальных ценностей в
5) Не проводится фактический
пересчет поступивших
6) Не проводится ежегодная
инвентаризация
7) На складах хранится
большое количество
8) Неправильно производится списание материальных ценностей по видам расходов ( на основное производство, косвенные расходы и т.д.);
9) Отсутствие договоров
купли-продажи материально-
10) Отсутствие утвержденных приказом руководителя лиц, имеющих право подписи документов;
11) Неверно ведется учет НДС по поступившим материалам;
12) Не соблюдаются требования
по оборудованию складских
13) Отсутствие утвержденных норм запаса, расхода материалов;
14) Несоблюдение норм, применительно к материально-производственным запасам.
2.4 РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ И АУДИТОРСКИХ РИСКОВ ПРИ АУДИТЕ МАТЕРИАЛОВ
На основании приведенных методик расчета аудиторских рисков, рассчитаем аудиторский риск при аудите материалов условной организации «Альфа», занимающейся изготовлением железобетонных конструкций.
Таблица 5 - Расчет уровня существенности