Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа
Целью аудита операций с основными средствами и нематериальными активами является выражение мнения относительно реальности оценки, законности операций и достоверности их отражения в учете и отчетности.
В процессе аудита решается комплекс задач, связанных с выполнением следующих контрольных действий:
контроль за наличием и сохранностью основных средств и нематериальных активов, поддержанием их в исправном состоянии;
реальность оценки объектов основных средств и нематериальных активов, законность переоценки основных средств и отражения ее результатов в учете и отчетности;
Аудиторы - индивидуальные предприниматели формируют тарифы на аудиторские услуги на основании плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени либо исходя из документально подтвержденных расходов, плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени.[36, с.155]
Затраты рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем, и нормативам, определяемым в установленном порядке. Величина тарифов должна быть подтверждена соответствующими расчетами (с расшифровкой статей затрат). Данные расчеты должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером аудиторской организации (аудитором - индивидуальным предпринимателем), которые несут ответственность за достоверность обоснования тарифов, и храниться на бумажных носителях не менее трех лет.
При оказании аудиторских услуг субъекту хозяйствования могут быть предоставлены скидки с утвержденного тарифа исходя из условий договора.
Первый уровень представлен следующими документами: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. №3321-XII с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 г. №302-3, который устанавливает основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности.
Указ Президента Республики Беларусь от 01.03 2007 года № 116 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь, порядка применения ими экономических санкций», в котором предусмотрено, что деятельность государственных органов должна обеспечивать: концентрацию деятельности контролирующего аппарата на приоритетных направлениях развития предприятий соответствующей отрасли; рациональное и эффективное использование рабочего времени работников органов ведомственного контроля; равномерное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности при соблюдении установленной периодичности; высокое качество проводимых мероприятий; четко определена процедура внеплановых проверок; уточнен перечень органов, уполномоченных на назначение внеплановых проверок; определен перечень оснований, по которым могут быть назначены внеплановые проверки.
О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций: Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 15 марта 2006г.
Ко второму уровню отнесем:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2001г. № 248 «Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» в редакции постановления 15.04.2002г. №473, которым утверждены «Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» с целью упорядочения проверок юридических лиц проводимых органами государственного управления. Согл. от 18.10.1994 г. №3321-XII с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 г. №302- На основе этого постановления в ОАО «Барановичский молочный комбинат» заведена книга учета проверок (ревизий), которая пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписями директора и главного бухгалтера, закреплена за материально-ответственным лицом.
Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Минфина РБ от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (в ред. от 28.07.2005 № 136/96/102/31);
Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее - Инструкция № 118);
Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (далее - Инструкция № 127);
Временный республиканский классификатор основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» №85 от 26.05.2008 года, которая устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.2003 г. № 89, с изменениями и дополнениями от 11.12.2008 № 187. Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для организаций единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 05 марта 2006 г. № 18 «Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь», с учетом изменений и дополнений, утвержденных Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 28 мая 2007 г., № 341, зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь за № 8 / 16597 от 06.06.2007 г., в которой установлен порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 года № 180 в которой предусмотрены: общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; порядок проведения инвентаризации внеоборотных активов; порядок проведения инвентаризации оборотных активов; порядок проведения инвентаризации обязательств; порядок проведения инвентаризации отдельных видов активов и обязательств; составление сличительной ведомости по результатам инвентаризации; порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
К третьему уровню относятся документы вышестоящих организаций.
К четвертому уровню относятся:
Рабочие инструкции и указания, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется: учетная политика, рабочий план счетов, должностные инструкции работников бухгалтерии, график документооборота.
Таким образом, аудит амортизации основных средств и нематериальных активов в ОАО «Барановичский молочный комбинат» проводился в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Проверка затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств начинается с изучения наличия и выполнения задач относительно текущего и капитального ремонта. Необходимо установить правильность размежевания работ и отнесение их к текущему и капитальному ремонту. Это связано с особенностями их организации и технологии, а соответственно и контроля расходов. Изучая затраты на текущий и капитальный ремонт, необходимо выяснить, является ли смета - финансовые расчеты и техническая документация, кем она утверждена, каким способом проводился ремонт. Аудитор должен изучить по документам (за нарядами, актами приемки работ), правильно ли применялись расценки, как осуществлялось списание в пределах норм. В случае ремонта по подрядным методом следует проверить состояние расчетов с подрядчиками и установить, правильно ли выписанные ими расчеты на выполненные работы, есть ли акты приемки-передачи работ и что указанные в актах недоработки, дефекты, установлены ли сроки их устранения, каким образом ведется учет ремонта.
Исследование операций с точки зрения правильности отражения расходов на капитальный ремонт оборудования и транспортных средств имеют большое значение для предупреждения приписок объема ремонта.
Изучение операций, связанных с капитальными вложениями, проводится на основании утвержденных титульных списков, смет, технической документации и заключенных договоров с предприятиями. Аудиторы выясняют законность и обоснованность затрат на капитальные вложения, соответствуют ли они действующей утвержденной технической документации и источникам финансирования. (Во время изучения операций по капитальных вложений важно распределить их на капитальные вложения, выполняемые подрядным методом, и капитальные вложения, выполняемые хозяйственным способом Необходимо проверить правильность заключения договоров с подрядными организациями, правильность определения объема выполненных работ по промежуточных актов и качество этих работ устанавливают случаи занижения себестоимости за счет различных недоработок и снижение качества работ, изучают состояние бухгалтерского учета капитальных вложений и правильность представления отчетности по ним). Аудиторы обращают внимание на возможные версии нарушений, в частности на:
- Случаи сокрытия недостачи
основных средств вследствие
неудовлетворительного
- Использование должностными
- Замену новых частей основных средств устаревшими, которые были в работе, и списанных, но не уничтоженным;
- Списание основных средств по актам, которые не оформлены в соответствии с действующими нормативными актами;
- Отражение в бухгалтерском учете узлов, деталей после ликвидации основных средств;
- Уничтожение основных средств, подлежащих ликвидации;
- Увеличение первоначальной
-занижение первоначальной
- Использование основных
- Завышение затрат на ликвидацию основных средств;
- Несоответствие начисления
- Отсутствие проведения
- Во время инвентаризации не уделяется должного внимания изучению наличия документов на основные средства и их соответствие паспорта.
Во время изучения акта о ликвидации основных средств обращается внимание на компетентность комиссии, которая принимала участие в составлении акта о ликвидации основных средств, указывается конкретная причина их выбытия, сколько раз выполнялись ремонты, реальная стоимость основных средств, срок эксплуатации, наличие инвентарного номера, правильность начисление износа на такие средства, есть ли в наличии документы на их, в подотчет материально ответственным лицам запасных частей от, заполнения технических паспортов или сдаются непригодны металлические предметы к "вторсырья" или оформлено это предание соответствующими документами.
В процессе проверки правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с ремонтом основных средств и ремонтными работами, необходимо сравнить данные аналитического и синтетического учета затрат на ремонтные работы с данными ежегодной отчетности формы № 3. Достоверность данных отчета формы № 3 определяется через их сопоставление по такой схеме.
Данные о наличии и движении основных средств сопоставляются с данными итогов карточек учета движения основных средств по классификационным группам, которые, в свою очередь, вверено с показателями учетных регистров.
Показатели остатков основных средств на начало года сопоставляются с данными отчета формы № 1 за предыдущий год на конец года. Сопоставляются данные об остатках основных средств на начало года и остаток на конец года по счету формы № 1-с графами ежегодной формы отчетности № 3.
При проведении аудита затрат на ремонт и амортизации основных средств в ОАО «Барановичский молочный комбинат» нарушений не обнаружено.
На данном этапе аудитором осуществлялась:
проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств и нематериальных активов;
проверка правильности отнесения объектов к той или иной группе основных средств и нематериальных активов;
проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
При проверке полноты включения основных средств в ведомость наличия основных средств аудитор составил таблицу 2.1:
Таблица 2.1 - Проверка полноты включения основных средств в ведомость наличия основных средств в ОАО «Барановичский молочный комбинат»
Стоимость основных средств для начисления амортизации согласно ведомости, млн. руб. |
Стоимость основных средств по Главной книге за минусом средств, по которым амортизация не начислялась, млн. руб. |
Отклонения +(-) |
267501 |
267501 |
- |
Примечания:
Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений проводилось на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных законодательством. Для этого использовались положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.
Был получен перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:
с истекшими нормативными сроками эксплуатации;