Аудит операций по формированию и использованию прибыли предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Аудит хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использованию прибыли - важнейшее направление аудита, главной целью которого является проверка достоверности и соответствия нормативным актам порядка отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, своевременности и полноты перечисления налогов в бюджет. Кроме того, обращается внимание на законность и правильность распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, на создание фондов, выплату дивидендов и т.п.

Содержание

Введение

1. Нормативное регулирование, источники информации и задачи аудита операций по формированию и использованию прибыли предприятий.

2. Процесс формирования финансового результата и его отражение на счетах бухгалтерского учета.

3. Методика проведения аудита операций по формированию и использованию прибыли предприятия.

3.1. Аудит формирования прибыли от реализации продукции и прочей реализации.

3.2. Аудит операционных и внереализационных результатов деятельности.

3.3. Аудит расчетов по налогу на прибыль.

3.4. Аудит распределения прибыли после налогообложения.

4. Аудит формирования и использования прибыли на МУП «Зеленстрой»

4.1. Организационно- экономическая характеристика МУП «Зеленстрой.

4.2. Порядок проведения аудита прибыли на МУП «Зеленстрой» за 2001 год.

5. Типичные ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверки формирования и использования прибыли.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на примере предприятия в РФ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

91 

76 и др. 

 

3.6. Направлены средства резервного  фонда на погашение убытка  отчетного года 

5000 

82 

84 

 

3.7. Списаны расходы по содержанию  базы отдыха (не уменьшают налогооблагаемую  прибыль) 

15000 

91 

29 

 

 

 

3. Методика проведения аудита операций по формированию и

 

использованию прибыли предприятия

 

3.1. Аудит формирования прибыли  от реализации продукции и  прочей реализации

 

 

Первоначальным этапом аудита является установление правильности определения  предприятием прибыли и выручки от реализации продукции.

 

Аудитор, прежде всего, выясняет, как  в учетной политике предприятия  предусмотрено учитывать финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) - по предъявленным расчетным  документам (метод начисления) или  по мере оплаты (кассовый метод).

 

Предприятия по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов на отгруженную продукцию (выполненные  работы и оказанные услуги) должны в бухгалтерском учете делать записи:

 

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 

К 90 «Продажи».

 

Одновременно себестоимость отгруженной  продукции (работ, услуг) списывается:

 

Д 90 «Продажи»

 

К 20 «Основное производство», 40 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные».

 

Если в бухгалтерском учете  производственная себестоимость остатков готовой продукции рассчитана неверно, то это требует исправления показателей прибыли.

 

Аудитор проверяет аналитические  документы, регистры учета (при журнально-ордерной форме учета журнал-ордер № 15) и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

 

На основании первичных документов аудитор сверяет данные, отраженные в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» по статье «Выручка от реализации продукции (работ, услуг)», с данными  Главной книги. При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость (табл. 3.1.1.).

 

Таблица 3.1.1.

 

Ведомость проверки правильности определения  сумм

 

прибылей и убытков

 

Сумма прибыли согласно форме № 2 годового отчета 

Сумма прибыли согласно данным Главной  книги 

Сумма прибыли согласно журналу-ордеру № 15 за декабрь месяц 

Отклонения (+, - ) 

 Примечания 

 

данных годового отчета от данных Главной книги 

Данных Главной книги от данных журнала-ордера 

данных годового отчета от данных журнала-ордера  

 

 

 

 

При установлении отклонений аудитор должен установить несоответствия.

 

При проверке правильности и полноты  отражения прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств  и прочих активов аудитор составляет следующую вспомогательную ведомость (табл. 3.1.2.).

 

Таблица 3.1.2.

 

Ведомость проверки правильности определения  прибыли от реализации

 

Сумма прибыли от реализации согласно данным Главной книги 

Сумма прибыли согласно журналу-ордеру 

Отклонения (+, -) 

Примечания 

 

 

 

 

После сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, проверяют правильность и законность оформления операций по отгрузке готовой продукции (работ, услуг) в первичных документах. При проверке сопоставляют даты складской расходной накладной, товарно-транспортной накладной и пропуска на вывоз продукции и материальных ценностей. При выявлении расхождения дат необходимо сличить дату отражения операции по отгрузке продукции в учетном регистре и дату оплаты отгруженной продукции по выписке банка и платежному требованию (поручению) или приходному кассовому ордеру. На обнаруженные расхождения делают перерасчет выручки от фактической реализации продукции.

 

При проверке полученной в иностранной  валюте выручки от реализации необходимо учитывать, что эта сумма должна соответствовать сумме, отраженной в отгрузочных документах по кредиту счета 90 «Продажи», увеличенной (уменьшенной) на сумму курсовой разницы (разницы между суммой, полученной в иностранной валюте и пересчитанной в рублевый эквивалент на дату совершения операции).

 

Прибыль (убыток) от реализации продукции  и товаров определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (кредитовый оборот счета 90 «Продажи») в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов  и затратами на ее производство и реализацию (кредитовый оборот по счету 90 «Продажи»).

 

Финансовый результат от прочей реализации включает результаты от реализации основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг.

 

Результат от продажи и выбытия  основных средств и прочих активов организации отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

 

По этому счету финансовый результат  в отчетности обособленно не показывается, а отражается в виде операционных доходов и расходов в Отчете о  прибылях и убытках.

 

Аудит финансовых результатов от прочей реализации (основных средств и прочих активов) предполагает рассмотрение этих операций по существу, с точки зрения как законности совершения данных операций, так и правильности оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации и прибыли.

 

3.2. Аудит операционных, внереализационных  и чрезвычайных

 

доходов и расходов

 

 

Аудиторы изучают операции, в  результате которых формируются  операционные, внереализационные и  чрезвычайные доходы и расходы. Обобщая  результаты расчета влияния выявленных отклонений на показатели «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2) по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторы корректируют показатели: прочие операционные доходы и прочие операционные расходы.

 

Аудит внереализационных результатов  следует производить по каждому  их виду. При этом следует установить, правильно ли они отнесены за счет предприятия и непосредственно  на счет прибылей и убытков, не было ли допущено при списании сумм на убытки нарушений действующих положений.

 

Внереализациооные убытки в значительной мере являются результатом нарушения  договорной дисциплины и показывают недостаточную борьбу предприятия  за сохранность собственности. Внереализационные  доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек не характеризуют качество работы предприятия, а в некоторых случаях свидетельствуют о плохой постановке учета (например, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году).

 

Проведение аудита внереализационных  результатов осуществляется в следующей последовательности:

 

1) Затраты на содержание законсервированных  производственных мощностей и  объектов. Учет данных расходов  должен производиться при наличии:  приказа руководителя предприятия,  определяющего перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичных документов по оформлению расходов (ведомости начисленной заработной платы, платежные поручения, акты приемки-передачи и др.).

 

2) Затраты по аннулированным  производственным заказам и на  производство, не давшее продукцию.  Требуется определить причины  аннулирования заказов и лиц,  виновных в убытках, и проверить,  были ли приняты меры к взысканию  этих убытков, правильность исчисления потерь от снятия изделий с производства. Данные затраты должны подтверждаться: договором купли-продажи, поставки продукции; счетами, платежными поручениями; накладными, актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями, протоколами о расторжении договора и др.

 

3) Присужденные или признанные  штрафы, пени, неустойки и другие  виды санкций за нарушение  условий хозяйственных договоров;  расходов по возмещению причиненных  убытков. Необходимо установить, чем вызвано нарушение условий  хозяйственных договоров, ведется ли на предприятии оперативный учет выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, не вызвано ли нарушение хозяйственных договоров недопоставкой сырья и комплектующих изделий другими предприятиями и предъявлены ли к ним претензии по возмещению причиненных убытков. По указанным расходам, отнесенным на убытки, аудитор должен убедиться в наличии решения суда, арбитража либо другого надлежащего органа об их взыскании.

 

4) Суммы сомнительных долгов  по расчетам с другими предприятиями, отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством. Аудитор должен знать, что величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

 

5) Убытки от списания дебиторской  задолженности, по которой срок  исковой давности истек, и других  долгов, не реальных для взыскания.  Проверяя отнесение на убытки  этих сумм, следует убедиться  в законности таких списаний, выяснить, принимались ли администрацией предприятия меры по привлечению к ответственности виновных в пропуске сроков исковой давности.

 

Внереализационные доходы и расходы  изучаются в динамике за ряд отчетных периодов, тщательно выясняются их причины (особенно по штрафам), намечаются меры по сокращению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций, большую часть которых составляют штрафы за нарушение договоров поставок. Кроме штрафных санкций существенное влияние на снижение прибыли оказывают непроизводительные расходы.

 

Детальная проверка операций требует использования следующих процедур:

 

- сверки с первичными документами  (включая правильность расчета  расходов, учитываемых при налогообложении);

 

- проверки правильности отнесения  расходов к тому или иному  периоду;

 

- анализа данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов.

 

При аудиторской  проверке сверка с первичными документами  необходима для выявления расходов, по которым отсутствуют необходимые  документы.

 

Проверку  отражения операционных и внереализационных  доходов и расходов проводят выборочным методом исходя из состава этих показателей и существенности показателя в сумме бухгалтерской прибыли. Проверка проводится на основании заключенных договоров, первичных документов, подтверждающих операции, и регистров синтетического и аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» и 91 «Прочие доходы и расходы».

 

Для установления обоснованности отражения в бухгалтерском  учете операционных и внереализационных  доходов и расходов следует проверить  правильность определения (признания) указанных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета согласно положениям, устанавливаемым ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

 

Некомпенсируемые  потери от стихийных бедствий, в  результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. Проверяя записи по этим статьям, необходимо по содержанию документов (актов) определить правильность оформления данных о потерях, точность исчисления потерь с учетом не только вырученных, но и предполагаемых к выручке сумм. Проверяется правильность составления акта о состоянии ценностей по результатам стихийного бедствия. При этом обращается внимание на то, чтобы на убытки не была отнесена стоимость фактически оприходованных возможных к использованию или реализации на сторону материальных ценностей. Проверяется, не отнесены ли на финансовые результаты хозяйственной деятельности потери от уничтоженных, погибших или испорченных основных фондов. На сумму списанных потерь от стихийных бедствий должно быть разрешение вышестоящей организации. Кроме того, следует проанализировать не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам, потери от уценки производственных запасов и готовой продукции, судебные издержки и арбитражные сборы; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.

 

3.3. Аудит  расчетов по налогу на прибыль

 

 

Налоги  и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством  порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав внереализационных расходов в суммах, начисленных предприятием за отчетный период, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли. Поэтому аудитор должен проверить правильность составления расчетов по указанным налогам (определение налогооблагаемой базы, применение ставок), провести арифметическую проверку расчетов. Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).

 

Следует также  обратить внимание на правильность и  обоснованность отражения затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль и связанных с уменьшением налогооблагаемой базы. Для этого изучают законность и точность отнесения сумм расходов: на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и освоение производства; на проведение природоохранных мероприятий; на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений; на благотворительные цели, экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям, инвалидам и религиозным организациям.

 

Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль, как правило, включает:

 

- анализ  ежеквартальных авансовых платежей  на основе расчета налога за  квартал;

 

- проверку  расчета налога на прибыль  за отчетный период;

 

- анализ  задолженности по налогу на  прибыль на основе результатов  деятельности за отчетный период.

 

Предприятия уплачивают в бюджет в  течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли  за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. Суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся предприятиями в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

 

В ходе проверки аудитор должен осуществить  следующие процедуры:

 

- сопоставление остатка по счету  учета налога на прибыль с  данными Главной книги;

 

- подготовку расчета по остаткам  задолженности по налогу на  прибыль и выверку остатков;

 

- анализ расчета налога на  прибыль, сделанного клиентом, и  всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;

Информация о работе Аудит операций по формированию и использованию прибыли предприятий