Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства – это внеоборотные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально–вещественной структурой. Основные средства представляют собой часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Содержание

Глава 1. Общие сведения о бухгалтерском учете основных средств……....3
1.1 Понятие и классификация основных средств……………………………3
1.2 Бухгалтерский учет основных средств……………………...……………7
Глава 2. Аудит основных средств…………………………………..……….19
2.1 Понятие, цели и задачи аудита основных средств…………………..…19
2.2 План и программа проведения аудита основных средств…………….23
2.3 Типичные ошибки в документировании движения основных средств.33
Глава 3. Программа аудита основных средств……………………………..37
Список литературы………………………………………………………..…40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Восстановительная стоимость  – это стоимость, используемая при  реализации механизма переоценки основных средств. Переоценку основных средств  проводят с целью определения  их реальной стоимости путем приведения первоначальной стоимости объектов в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может  не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать  группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: [3]

• полученные в письменной форме от организаций–изготовителей  данные о ценах на аналогичные  основные средства;

• сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной  статистики, торговых инспекций и  организаций;

• сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

• оценки бюро технической  инвентаризации;

• экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости  основных средств.

Решение организации  о переоценке по состоянию на начало отчетного года должно быть оформлено  соответствующим распорядительным документом (приказом), обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке. Такой документ должен включать перечень входящих в группу однородных основных средств.

Приобретение основных средств.

Основные средства поступают  в организацию:

  • от учредителей в счет вклада в уставный капитал
  • в результате строительства
  • путем приобретения за плату
  • путем безвозмездной передачи
  • по договору мены

При получении в собственность  основных средств в бухгалтерском  учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

В организацию могут  поступать основные средства, цена которых выражена в условных единицах. Т.к. на территории РФ расчеты производятся в рублях, при несовпадении  даты оприходования основного средства и даты его оплаты  могут возникнуть курсовые разницы. В этом случае:

  • отрицательная разница увеличивает затраты на приобретение основного средства – Дт 08 - Кт 60, Дт 19 - Кт 60. 
  • положительная разница уменьшает затраты на приобретение основного средства – сумма уменьшения сторнируется записью: Дт 08 - Кт 60, Дт 19 - Кт 60.

 Ввод в эксплуатацию  осуществляется на основании  письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

 Далее в бухгалтерии  составляют Акт приема-передачи  основных средств по формам: №  ОС-1, № ОС-1а (для ввода в  эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном  вводе в эксплуатацию нескольких  объектов основных средств).

 Принятые объекты  учитывают в инвентарных карточках  по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для  группы объектов). Инвентарная книга  по форме № ОС-6б предназначена  для учета на малых предприятиях.

 Первоначальной стоимостью  основного средства, внесенного  в счет вклада в уставный капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, что определено п. 9 ПБУ 6/01.

 Основное средство  может быть получено организацией  по договору дарения (безвозмездно). Не следует забывать о том, что не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, что установлено пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ. [1] Первоначальной стоимостью основного средства, полученного организацией безвозмездно, признается его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01). [3]

 Если организация  получает основные средства по  договору, оплата по которому предусмотрена неденежными средствами, то первоначальная стоимость такого объекта формируется в соответствии с нормами п. 11 ПБУ 6/01. Первоначальной стоимостью в этом случае признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость таких ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

 Если установить  стоимость ценностей, переданных  или подлежащих передаче, невозможно, стоимость основного средства, полученного по договору мены, определяется исходы из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичное имущество.

 Если организация  в качестве основных средств  использует свою товарную продукцию,  то, как следует из п. 26 Методических указаний № 91н, первоначальная стоимость основных средств определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляются в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией. [7]

Амортизация основных средств.

Начисление амортизационных  сумм осуществляется в порядке, установленном  ст. 259 НК РФ. Амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей.[2]

Не подлежат амортизации  земля и иные объекты природопользования (вода, недра, другие природные ресурсы), материально- производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги и другое имущество.

Амортизируемое имущество  принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 НК РФ, и распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества. Налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота не распространяется на основные средства, полученные безвозмездно. Если налогоплательщики используют указанное право, то соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. В случае реализации указанных основных средств в течение пяти лет с момента введения в эксплуатацию, суммы расходов, ранее учтенные при формировании налоговой базы, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу.[2]

Выбытие основных средств.

Объекты основных средств  выбывают из организации в результате:

  • продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;
  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
  • списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на основные средства к арендатору;
  • по другим причинам.

Для определения целесообразности и непригодности объекта основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Результаты принятого  комиссией решения оформляются  актом на списание основных средств (форма ОС-4) и актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4А) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Учет продажи и прочего  выбытия основных средств ведется  на счете 91 "Прочие доходы и расходы" с использованием соответствующих  субсчетов. При списании основных средств  к счету 01 может быть открыт субсчет "Выбытие основных средств". В  дебет счета этого субсчета списывается стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации на счете 02. Остаточная стоимость на счете 01 "Основные средства" списывается на счет 91. Отрицательный результат по счету 91 не принимается при налогообложении.

Бхгалтерские записи, связанных с использованием счета 91 при списании основных средств:

  • дебет счета 02, кредит счета 01 — списывается начисленная амортизация выбывающих основных средств;
  • дебет счета 91, кредит счета 01 — списывается остаточная стоимость выбывающих основных средств;
  • дебет счета 91-2, кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. — отражаются расходы по ликвидации;
  • дебет счета 10, кредит счета 91-1 — оприходованы материалы, полученные от ликвидации.

Записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" накапливаются и в конце месяца сопоставляются. Сальдо по этим субсчетам  списывается на субсчет 91-9 "Сальдо прочих расходов и доходов", которое в свою очередь списывается на счет 99 "Прибыли и убытки", счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет:

  • дебет счета 99, кредит счета 91-9 — отражается убыток от ликвидации средств производственного назначения в пределах первоначальной стоимости;
  • дебет счета 91-9, кредит счета 99 — отражается прибыть от ликвидации средств производственного назначения.

Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). [7]

Аренда основных средств.

Аренда — это основанное на договоре возмездное временное владение и пользование или временное пользование имуществом. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие виды имущества, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Договор аренды на срок более  года, а с юридическим лицом  независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды здания или сооружения сроком не менее  года, подлежит государственной регистрации.

Договор аренды заключается  на срок, определенный в договоре, если законом не установлены предельные сроки договора об отдельных видах  аренды.

Учет текущей аренды у арендодателя (арендатора) включает в себя следующие разделы:

• сдача (прием) основных средств в аренду;

• начисление арендной платы  к получению (к перечислению);

• отражение затрат по ремонту и капитальным вложениям по арендованным основным средствам;

• возврат арендованных основных средств.

Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя. Возможны два варианта бухгалтерского учета в зависимости от того, является или не является аренда предметом деятельности арендодателя. В любом случае при передаче в аренду объектов основных средств производится запись по дебету субсчета «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом субсчета «Собственные основные средства» к счету 01 «Основные средства».

Ремонт основных средств.

Ремонт — это комплекс работ по уменьшению степени физического износа и восстановлению ресурса основных средств путем замены отдельных износившихся конструктивных элементов (деталей, частей, узлов), по устранению поломок и повреждений, направленный на поддержание основных средств в исправном и рабочем состоянии. Различаются планово-предупредительные и аварийные ремонты.

Информация о работе Аудит основных средств