Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа
Основные средства – это внеоборотные активы, отвечающие определенным критериям и обладающие материально–вещественной структурой. Основные средства представляют собой часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Глава 1. Общие сведения о бухгалтерском учете основных средств……....3
1.1 Понятие и классификация основных средств……………………………3
1.2 Бухгалтерский учет основных средств……………………...……………7
Глава 2. Аудит основных средств…………………………………..……….19
2.1 Понятие, цели и задачи аудита основных средств…………………..…19
2.2 План и программа проведения аудита основных средств…………….23
2.3 Типичные ошибки в документировании движения основных средств.33
Глава 3. Программа аудита основных средств……………………………..37
Список литературы………………………………………………………..…40
Ошибка № 2. Не учитываются основные средства до момента регистрации.
Нередко компании покупают основные средства, которые требуют дополнительной регистрации. Например, медицинское оборудование, строительная техника, автотранспорт. И до тех пор, пока техника не будет зарегистрирована в надлежащих инстанциях, ее не принимают к учету. Но это неверно. Принятие на учет данных ОС никак не связано с моментом их государственной регистрации. Единственное исключение — недвижимость. Принятие ее к учету действительно зависит от этого момента. Что же касается остальных основных средств, то они принимаются к учету с начала их фактического использования.
Ошибка № 3. Неверно оформляются документы, связанные с приобретением ОС.
До сих пор налоговики настаивают на том, что если компания производит какие-то расходы, связанные с приобретением основных средств, то эти затраты должны формировать стоимость купленных объектов. Причем инспекторы притягивают сюда любые расходы — командировочные, расходы на обучение работе с основным средством и т. д. Конечно, такой подход налоговиков достаточно предвзятый. Но компании сами могут обезопасить себя от подобных претензий. Достаточно повнимательнее составлять документы, связанные с приобретением основных средств. Например, снабженец компании направляется в командировку на закупку оборудования. Командировочное задание в этом случае лучше сформулировать не узко — «направляется для приобретения и доставки основного средства», а более широко. Скажем, добавить еще переговоры с поставщиками.
Ошибка № 4. Выбирается максимальный срок полезного использования.
Часто компании подстраховываются и выбирают максимальный срок полезного использования основных средств из возможных. Например, по группе установлен срок от двух до трех лет, выбирают три года, по группе от трех до пяти лет – пять лет соответственно. Но на самом деле компания вправе применить любой срок. Никаких вопросов или претензий со стороны налоговиков к ней не будет. А выбрав минимальный срок, компания получит преимущества — сможет быстрее самортизировать основное средство, быстрее учесть расходы.
Ошибка № 5. Неверно
применяется амортизационная
Как правило, проблемы с амортизационной премией возникают тогда, когда она применяется там, где не должна. Например, нельзя применять амортизационную премию по основным средствам, которые получены безвозмездно. Бывает, что учредитель отдает в компанию какое-либо оборудование. Амортизировать его можно, а применить премию — нет. То же касается и неотделимых улучшений, произведенных на арендованных объектах. Налоговики возражают против применения амортизационной премии, так как они не являются собственностью налогоплательщика. Та же негативная позиция у инспекторов и в отношении имущества, полученного в лизинг, и в отношении вклада в уставный капитал в виде основного средства.
Ошибка № 6. В расходы включается стоимость выведенных из эксплуатации, но не ликвидированных ОС.
Для исчисления налога на прибыль компании включают во внереализационные расходы остаточную стоимость ликвидируемого основного средства. И часто компании списывают в расходы ОС на момент выведения его из эксплуатации еще до составления акта ликвидации. Это ошибка. Затраты на ликвидацию и остаточную стоимость можно учесть в расходах после составления акта по форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Чиновники Минфина России напомнили об этом в письме от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726. Несмотря на то, что в этой форме не отведено место под запись о том, каким образом уничтожено основное средство, я рекомендую внести ее туда. То есть вносится фраза о том, что ОС, например, разобрано. Ведь если в акте будет просто написано, что ОС выбыло и акт подпишет бухгалтер, то такой документ не удостоверит факт ликвидации ОС. И ИФНС просто снимет эти расходы и доначислит налог на прибыль.
Ошибка № 7. Формируется резерв только под одно дорогостоящее основное средство.
Статья 324 НК РФ позволяет создавать резерв
на ремонт основных средств. Многие компании
ошибочно выбирают какое-то одно дорогостоящее
основное средство и формируют резерв
на его ремонт. На самом деле отчисления
в резерв на ремонт рассчитываются исходя
из совокупной стоимости всех основных
средств и нормативов отчислений. Нормативы
утверждаются в учетной политике. А совокупная
стоимость ОС определяется как сумма первоначальной
стоимости всех амортизируемых основных
средств, введенных в эксплуатацию на
начало налогового периода, в котором
создается резерв. При расчете не учитывается
стоимость арендованных и полученных
в безвозмездное пользование ОС. [6]
Глава 3. Программа аудита основных
средств
№ п.п. |
Наименование аудиторской |
Проверяемые документы |
1. |
Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов основных средств |
Учетная политика, документы 2-го уровня |
2. |
Проверка соответствия отчетных показателей (ф. №№ 1 и 5) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета |
Квартальный, полугодовой и годовой балансы, форма № 5, приложение к балансу, формы ОС - №№ 6, 7, 8 |
3. |
Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств |
Акты приемки – передачи, счета – фактуры, накладные |
4. |
Проверка источников поступления основных средств |
Накладные, счета - фактуры |
5. |
Проверка правильности оформления приобретенных основных средств |
Акты приемки – поступления, акты оприходования основных средств |
6. |
Проверка правильности выделения НДС при приобретении основных средств |
Нормативные документы, счета – фактуры, данные по счетам 19 и 68 |
7. |
Проверка правильности оформления документов при различных вариантах поступления основных средств |
Нормативные документы, акты, учредительный договор |
8. |
Проверка правильности использования типовых форм по учету основных средств |
Учетная политика, нормативные документы, формы ОС - №№ 6, 7, 8 |
9. |
Проверка правильности начисления амортизации по основным средствам |
Разработочные таблицы «Расчет амортизационных отчислений» |
10. |
Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета |
Нормативные документы, учетная политика |
11. |
Проверка правильности отнесения объектов основных средств к соответствующим категориям |
Нормативные документы, справочная документация |
12. |
Проверка правильности оформления операций по выбытию основных средств |
Акты на списание основных средств (форма ОС - № 3) |
13. |
Проверка правильности уплаты налогов по реализованным основным средствам |
Журналы учета хозяйственных операций, акты на списание основных средств, расчеты |
14. |
Проверка правильности привязки объектов основных средств к материально ответственным лицам |
Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности |
15. |
Проверка правильности отражения в учете и отчетности операций по арендованным основным средствам |
Данные по счетам 01, 03, 08, 001, 76, 19; журнал хозяйственных операций |
16. |
Проверка правильности проведения переоценки основных средств и результатов ее оформления |
Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации хозяйственных операций |
17. |
Проверка правильности ведения учета основных средств в условиях автоматизированной формы учета |
Учетная политика, руководство по работе с программами бухгалтерского учета |
18. |
Проверка создания комиссии по приемке основных средств |
Приказы, распоряжения |
19. |
Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств |
Договоры, соглашения |
20. |
Проверка оформления протоколов договорной цены |
Протоколы, соглашения, приказы |
21. |
Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов |
Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации |
22. |
Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств |
Учетная политика, приказы, сметы, отчеты |
23. |
Проверка результатов |
Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры |
24. |
Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами |
Приказы, распоряжения |
25. |
Проверка отражения в |
Формы отчетности |
26. |
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал |
Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета |
27. |
Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств |
Методики оценки, протоколы собраний учредителей |
Список литературы.