Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:49, курсовая работа
Становление системы экономического контроля в России и аудита, как его составляющего элемента, является одним из важнейших этапов развития рыночной экономики. Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Для проведения аудита необходимы специальные знания, которыми должен владеть специалист, осуществляющий аудиторские процедуры.
В мировой практике аудиторский контроль
1. Общий подход к разработке методики аудита
1.1. Основные законодательные и нормативные документы…………….5
1.2. Цель проверки. Источники информации……………………………...6
1.3. Организация системы внутреннего контроля………………………...8
2. Методика проведения проверки
2.1.Разработка общего плана и программы аудиторской проверки………………………………………………………………………….11
2.2.Перечень и описание использованных аудиторских процедур…………………………………………………………………….........16
3.Анализ ошибок, встречающихся в практике бухгалтерских и налоговых проверок…………………………………………………………......27
Заключение…………………………………………………...…………….31
Список литературы…………………………………………………….…..32
Например, в уставе акционерного общества был указан адрес места нахождения организации, по которому она состояла на налоговом учете. Фактически организация создала стационарные рабочие места по другому адресу. Это свидетельствовало о создании обособленного подразделения (ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации). Во время проверки не было представлено уведомление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Постановка на налоговый учет должна быть осуществлена в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, по общему правилу, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если нарушение вышеуказанного срока составляет более 90 календарных дней, взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ).
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение этого времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. То же нарушение, имеющее место более 90 календарных дней, наказывается штрафом в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более вышеназванного срока, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 117 НК РФ).
Кроме того, организация нарушила Закон о государственной регистрации юридических лиц. Исполнительный орган общества не находился по адресу, указанному в уставе общества. Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствовали фактическим обстоятельствам. Налоговый орган вправе привлечь общество к ответственности на основании ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ: непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице либо об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб.
Процесс изменения адреса места нахождения, как правило, влечет проведение налоговой проверки. В большинстве случаев организации не следует изменять своего места нахождения. Иногда можно рекомендовать организации вставать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Нарушения, связанные с оформлением полномочий действовать от имени организации
Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Документами, подтверждающими полномочия руководителя организации, являются:
1) протокол общего собрания участников или совета директоров в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено назначение исполнительного органа общества в обществе с ограниченной ответственностью;
2) протокол общего собрания акционеров или совета директоров в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено назначение исполнительного органа общества в акционерном обществе;
3) протокол коллегиального органа в некоммерческой организации. Например, в общественной организации им может быть только правление (ст. 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). В этом случае члены правления избирают председателя правления и оформляют это протоколом, который является документом, подтверждающим полномочия руководителя организации.
Характерные ошибки, которые встречаются во время проверки, наличие которых позволяет сделать вывод об отсутствии у руководителя полномочий:
1. В уставе организации определен срок полномочий руководителя (например, один год). Срок полномочий руководителя истекает. С этого момента физическое лицо перестает быть руководителем организации. Во время аудиторской проверки выясняется факт отсутствия протокола, подтверждающего назначение (избрание) руководителя на новый срок.
2. В момент назначения (избрания) руководителя акционеры общества забывают, к чьей компетенции относится данный вопрос: общего собрания акционеров (участников) или совета директоров. Протокол неуполномоченного органа о назначении (избрании) руководителя не может рассматриваться как документ, подтверждающий полномочия конкретного физического лица действовать от имени организации без доверенности. Аналогичная ситуация возникает, если согласно уставу организации вопрос о назначении (избрании) руководителя одновременно относится к компетенции и общего собрания акционеров (участников), и совета директоров. В этом случае требуется протокол общего собрания акционеров (участников).
Устав организации иногда содержит ограничения полномочий руководителя по заключению сделок.
Например, полномочия генерального директора организации ограничены уставом, в силу которого предварительного принятия решения правлением общества требуют такие действия генерального директора, как:
- заключение любых договоров или совершение односторонних правовых действий;
- получение и предоставление займов, кредитов;
- установление уполномоченных лиц или прокуристов;
- привлечение к ответственности работников, советников, консультантов и т.д. независимо от формы трудовых отношений, повышение вознаграждения или иных платежей в пользу работников;
- обращение в суд или административные органы.
Таким образом, полномочия генерального директора (в том числе на совершение сделок от имени организации) ограничены. На проверку не были представлены документы, подтверждающие предварительное принятие правлением решения по вопросу совершения сделок, заключенных организацией в проверяемый период.
В соответствии со ст. 174 ГК РФ если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе (либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка), и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, то сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случае, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
Когда ограничения полномочий органа юридического лица установлены учредительными документами, названным лицом по смыслу ст. 174 ГК РФ является само юридическое лицо. В случаях, прямо установленных в законе, данные иски вправе заявлять и другие лица (в том числе учредители).
Лицо, в интересах которого установлены ограничения, вправе впоследствии одобрить сделку, совершенную с пороками, упомянутыми в ст. 174 ГК РФ. Поскольку данная норма не содержит положений об одобрении сделок, в силу ст. 6 ГК РФ к таким отношениям следует применять п. 2 ст. 183 настоящего Кодекса, регулирующий сходные отношения (аналогия закона).
При этом нужно иметь в виду, что одобрением сделки может быть признан, в частности, факт принятия истцом исполнения по оспариваемой сделке, свидетельствующий о том, что сделка была одобрена, в том числе уполномоченным органом юридического лица. (Пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.05.1998 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок").
Организации следует исключить негативные последствия, связанные с превышением руководителем своих полномочий. Для предотвращения судебного разбирательства необходимо одобрение сделок протоколом правления. Ограничения руководителя организации, содержащиеся в уставе, должны быть эффективными и не препятствовать нормальному осуществлению организацией своей хозяйственной деятельности.
В случае назначения (избрания) на новый срок руководителем другого физического лица компании не стоит забывать об обязанности уведомить об этом регистрирующий орган.
Например, на проверку было представлено решение единственного участника общества от 04.07.2010 следующего содержания:
- освободить 04.07.2010 от должности генерального директора А.Д. Сидорова;
- назначить с 05.07.2010 по 16.07.2010 временно исполняющим обязанности генерального директора А.И. Зорькина;
- назначить с 17.07.2010 генеральным директором А.Е. Иванова.
На проверку не было представлено доказательство направления организацией в регистрирующий орган уведомления о назначении генерального директора организации.
В соответствии со ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванной обязанности влечет наступление административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
В подобной ситуации организация должна уведомлять регистрирующий орган о назначении генерального директора. Поскольку срок уведомления пропущен, возможно наложение административного штрафа на должностное лицо.
Как уже отмечалось ранее, данные, отраженные в выписке из ЕГРЮЛ, должны совпадать со сведениями, содержащимися в иных правоустанавливающих документах. Если информация о руководителе компании не подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, у организации возникают сложности при нотариальном заверении копий, открытии счета в банке, заключении договора с новыми контрагентами.
Нарушения при осуществлении лицензируемого вида деятельности
Организации, осуществляющие лицензируемый вид деятельности, как правило, отдают документы на получение лицензии практически сразу после создания организации. В период получения лицензии организация не вправе заниматься лицензируемым видом деятельности. В противном случае наступают негативные последствия осуществления деятельности без лицензии, а именно: ликвидация организации в судебном порядке (ст. 61 ГК РФ), привлечение должностных лиц к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ), административная ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ), признание сделки недействительной (ст. 173 ГК РФ). Следует обратить особое внимание организации на то, что ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Вопрос лицензирования, как и вопрос государственной регистрации, сопряжен с повышенной степенью риска наступления отрицательных последствий для организации.
Качественное и своевременное проведение аудита учредительных документов во многих случаях позволяет проверяемой организации устранить уже имеющиеся нарушения законодательства Российской Федерации, а также избежать их повторения в будущем. Собственники и руководство организации получают возможность планировать и вести хозяйственную деятельность с учетом выявленных нарушений, когда их устранение не представляется возможным.
Библиографический список
Парасоцкая Н.Н. Аудит собственного капитала предприятия // Все для бухгалтера. 2010. N 8. С. 38 - 44.
1. Алексеева Г.И., Парагульгов А.М. Инвентаризация расчетов как элемент управления дебиторской задолженностью // Бухгалтер и закон. 2010. N 4(136).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Международный бухгалтерский стандарт IAS 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка". URL: http://allmsfo.ru/msfo-ias-39.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
8. Оценка системы внутреннего контроля клиента. URL: http://www.audit-it.ru/
9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
10. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Информация о работе Аудит расчетов по совместной деятельности